Обстоятельство образа действия

الحَالُ

الحَالُ (буквально: «ситуация», «положение») – это имя в винительном падеже неопределенного состояния, которое отвечает на вопрос «как?» и поясняет состояние действующего лица или прямого дополнения в момент совершения действия. Этой части речи в русском языке соответствует обстоятельство образа действия (но не всегда – см. последний пример внизу).

Например:

رَجَعَ الْوَلَدُ اِلى الْبَيْتِ بَاكِياً Мальчик вернулся домой плача

عَبَرَ زَيدٌ الصَّحْرَاءَ رَاكِباً Зейд пересек пустыню верхом

دَخَلَ مُحَمَّدٌ الْفَصْلَ غَضْبَانَ Мухаммад вошел в класс злым

رَأَيْتُ الطَّالِبَةَ قَارِئَةً Я видел студентку читающей

شَرِبْتُ الْمَاءَ صَافِياً Я выпил воду в чистом виде

Действующее лицо или прямое дополнение, имеющее при себе الْحَالُ, должно стоять в определённом состоянии.

Часто бывает так, что состояние действующего лица или прямого дополнения поясняется не одним словом, а целым предложением. Такое предложение называют جُمْلَةُ الْحَالِ(предложение образа действия).

Например:

رَجَعَ زَيدٌ إِلَي الْبَيْتِ وَهُوَ غَضْبَانُ Зейд вернулся домой злым

مَشَي زَيْدٌ يُفَكِّرُ Зейд шел думая

Упражнения для закрепления

1) Переведите предложения и подчеркните в нихالْحَالُ :

قَرَأَ أَبِي الْجَرِيدَةَ جَالِسًا

________________

شَاهَدْتُ الْفِلْمَ وَاقِفًا

________________

تَكَلَّمْتُ مَعَ الْبِنْتِ مَاشِيًا

________________

أَكَلْتُ التُّفَّاحَ نَاضِجًا

________________

شَرِبَ أَحْمَدُ اللَّبَنَ سَاخِنًا

________________

اِشْتَرَيْتُ الْكِتَابَ جَدِيدًا

________________

2) Дополните предложения подходящим الْحَالُ:

جَاءَ أَحْمَدُ ________

كَتَبَتْ فَاطِمَةُ رِسَالَةً _____________________________________________________________

قَرَأْتُ الْقُرْآنَ _____

شَرِبَتِ الْأُمُّ الشَّايَ _______________________________________________________________

أَكَلَ الذِّئْبُ الشَّاةَ _______________________________________________________________

3) Переведите следующие предложения и подчеркните в них جُمْلَةُ الْحَال (предложения образа действия):

قَتَلَ عُمَرُ الْأَسَدَ وَهُوَ يَأْكُلُ الْحِصَانَ

________________

قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ وَهُوَ شَارِبٌ الشَّايَ

________________

جَرَى الْوَلَدُ يَبْكِى

________________

شَاهَدَ الطَّالِبُ الْفِلْمَ وَهُوَ يُفَكِّرُ فِي الْاِمْتِحَانِ

________________

مَشَتْ فَاطِمَةُ تَنْظُرُ إِلَى الْبَحْرِ

________________

رَأَيْتُ الطُّيُورُ تُغَرِّدُ

________________

4) Завершите перевод предложений на арабский язык:

Студент читал книгу, кушая яблоко

قَرَأَ الطَّالِبُ الْكِتَابَ وَهُوَ التُّفَّاحَ

Фатима писала письмо плача

كَتَبَتْ فَاطِمَةُ الرِّسَالَةَ

Моя мама разговаривала с соседкой стоя

تَكَلَّمَتْ أُمِّي مَعَ الْجَارَةِ

Я смотрел фильм, кушая апельсин

وَأَنَا آكُلُ

Моя сестра пила чай, слушая радио

وَهِيَ تَسْتَمِعُ إِلَى الرَّادِيُو

Я видел сегодня Аишу больной

رَأَيْتُ الْيَوْمَ عَائِشَةَ

Мы видели вчера двух ругающихся пассажиров

رَأَيْنَا أَمْسِ وَهُمَا يَتَشَاجَرَانِ

Кошка съела рыбу в холодном виде

أَكَلَ القِطُّ السَّمَكَةَ

Предлоги условного наклонения

حُرُوفُ الجَزْمِ

Предлоги условного наклонения или «предлоги усечения» ставятся перед глаголом и придают ему определённое значение. После них глагол ставится в форме условного наклонения (см. гл. II, § 26). Этих предлогов четыре:

1) لَمْ «не». Выражает отрицание действия в прошедшем времени[6]:

لَمْ يَكْتُبْ أَخُوكَ رِسَالَةً Твой брат не написал письмо

2) لاَ «не». Выражает запрет. Например:

لا تَأْخُذْ هَذَا الدَّفْتَرَ!

Не бери эту тетрадь!

لا يَقْرَأْ أَحْمَدُ هَذَا الكِتَابَ!

Пусть Ахмад не читает эту книгу!

لا نَيْأَسْ!

Давай не будем отчаиваться!

3).لِ.. Выражает повеление для первого и третьего лиц:

لِنُسَافِرْ إِلَى مُوسْكُو! Давай поедем в Москву!

لِيَقْرَأْ أَخُوكَ هَذَا الكِتَابَ! Пусть твой брат прочитает эту книгу!

4) لَمَّا «всё ещё не…». Выражает отрицание действия в прошлом и настоящем (т.е. действие не было выполнено до момента разговора и не выполняется и сейчас). Например:

لَمَّا أَكْتُبْ رِسَالَةً إِلَى أَخِى Я всё ещё не написал письмо моему брату

لَمَّا يَذْهَبْ مُحَمَّدٌ إِلَى السِّينِمَا Мухаммад всё ещё не ходил в кино

Упражнения для закрепления

1) Переведите предложения:

لَمْ يُسَافِرْ زَيْدٌ إِلَى لَنْدَنَ

________________

لَمْ يَقْرَأْ أَبُوكَ الْقُرْآنَ

________________

لَمْ يَذْهَبْ أَحْمَدُ إلَى الْحَقْلِ

________________

لا تُسَافِرْ غَدًا!

________________

لا تَأْكُلْ كَثِيرًا!

________________

لا يَذْهَبْ حَسَنٌ إلَى الْمَدْرَسَةِ!

________________

لِنَكْتُبْ رِسَالَةً إلَى حَسَنٍ!

________________

لِيَدْرُسْ حَامِدٌ اللغَةَ الْعَرَبِيَّةَ!

________________

لَمَّا أَقْرَأْ هَذَا الْكِتَابَ

________________

لَمَّا أُسَافِرْ إِلَى لُبْنَانَ

________________

2) Введите частицу لَمْ в следующие предложения и произведите нужное изменение:

يَدْرُسُ مُحَمَّدٌ اللُغَةَ الرُّوسِيَّةُ

________________

يَضْرِبُ أَبِي كَلْبًا

________________

يَجْلِسُ زَيْدٌ عَلَى الْكُرْسِىِّ

________________

3) Выразите запрет, как указано в примере, и переведите:

تَجْلِسُ Š لا تَجْلِسْ!

نَسْكُنُ Š__________

تَضْرِبُ Š___________

يَقْطَعُ Š___________

4) Образуйте повелительное наклонение, как указано в примере:

تَكْتُبُ Šلِتَكْتُبْ

تَقْرَأُ Š___________

نَحْفَظُ Š___________

يُدَخِّنُ Š___________

Наши рекомендации