Но терпения у нас не хватило»
1 Здесь речь идёт о военной добыче, захваченной мусульманами в битве при Хунайне.
2 То есть кровь тех людей, которые только недавно были многобожниками и сражались с нам.
3 Эти ансары хотели сказать, что они принимали участие в этой битве наравне с другими и имеют законное право на соответствующую часть добычи.
4 То есть у райского водоёма, обещанного Аллахом пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
1272 (3148). Передают со слов Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, что, когда он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другими людьми возвращался из Хунайна, бедуины стали приставать к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими просьбами (так настойчиво1, что в конце концов) оттеснили его к акации, за ветви которой зацепилась его накидка. И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился и воскликнул: «Отдайте мне мою накидку! Если бы у меня было столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни лжецом, ни трусом!»
1 Имеются в виду просьбы о выделении им чего-либо из военной добычи, захваченной после победы при Хунайне.
1273 (3150). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды, когда) я шёл (куда-то) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана1 с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин, который так сильно потянул его (за край плаща), что из-за этого на плече пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остался след, а потом сказал: “Вели (дать) мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” (Услышав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему что-то».
1 Наджран — местность в Йемене.
1274 (3149). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал:
«При разделе (военной добычи в день (битвы при) Хунайне пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал предпочтение некоторым людям. Так, он дал аль-Акра‘у бин Хабису сто верблюдов, и столько же дал ‘Уйайне (бин Хисну, и щедро) оделил некоторых знатных арабов1, отдав им в тот день предпочтение (перед другими. Увидев это,) один человек воскликнул: “Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не ради Аллаха это было сделано!” Тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я обязательно сообщу об этом2 пророку, да благословит его Аллах и приветствует!” — после чего пришёл к нему и передал (ему слова этого человека. Выслушав меня, он) воскликнул: “А кто же тогда справедлив, если несправедливы Аллах и посланник Его?! Да помилует Аллах Мусу, который подвергался ещё большим обидам, но терпел!”»
1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, желая окончательно склонить к исламу вождей некоторых племён.
2 В комментариях указывается, что этот человек относился либо к числу ансаров, либо принадлежал к их союзникам, и поэтому Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, был потрясён, узнав, что он может так говорить о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 1039: Еда, которая становится военной добычей на поле боя.
1275 (3154). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Во время наших военных походов нам часто доставались мёд и виноград, которые мы употребляли в пищу, а не сохраняли».1
1 То есть либо не делали никаких запасов, либо не сдавали человеку, ответственному за сбор военной добычи для последующего её раздела.