Как охранять в себе сердечную теплоту и избегать самомнения. О заучивании псалмов
Милость Божия буди с вами!
Очень рад, что восставшие у вас неприятности миновались. Слава Богу! Даруй Господи, чтоб не повторялись. Теплота сердечная, о коей вы пишете, хорошее состояние. И надо ее блюсти и поддерживать. Когда ослабеет, возгревать так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтоб не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства, не согласных с сим состоянием, избегать, чтоб сердце не прилегло к чему либо видимому и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание к Богу да будет неотходное и напряжение тела неослабное, в струнку, как солдат в строю. Главное же: Господа молить, да продлит сию милость.
Что кается до - это ли? то, однажды навсегда примите за правило, такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражие порождение. Если остановитесь на вопросе сем, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно это. Ты - ведь молодец! - Затем молодец подымется на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что ставить. И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. И сие есть: мниться имети, тогда как ничего нет. Свв. отцы написали: "не мерять себя". А взять и решить тот вопрос, значит приступить к измерению себя насколько вырос. Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами!
Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие ближе к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить. Все - не суетясь, чтоб внимания не расшатать, оно главное. И все надо направлять к поддержание его.
Благослови вас Господи! Терпение и труд без конца. Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан.
Ответ на разные вопросы по делу спасения. Как представлять Господа при молитве. Обличение впавшему в грех и наставление об истинном покаянии. Епитимия
Милость Божия буди с вами!
Задолжал я вам ответом. Виноват! Было дело, Буду отвечать подряд. (На письмо от 8 янв.). "Я писал вам не думать: "вот оно!" Вы пишете потом: "прислушиваюсь, теплится ли? Может быть и это не нужно?" Теплоту надо всегда поддерживать, сколько это от нас. Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущается непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя углублением внимания и усилением взывания к Господу: "не остави мене, Господи, не отступи от мене". Прилагать к сему надо и помышление о поражающих истинах: падении, устроении спасения, смерти, суде, воздаянии и проч. Теплота настоящая - дар Божий; но есть и натуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли. Какая у вас, это не видно. После откроется.
"Мысли утомили, не дают установиться пред Богом". Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу не отходное. Тут бывает тоже, что с кровоточивою. У той: ста ток крове, а тут останавливается ток помыслов. Что же нужно? Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божияго действия в сердце и в болезни молить Господа непрестанно: "Милостив буди! Не отврати Лица Твоего! Просвети Лице Твое!" К этому усугубить лишения телесные, в пище, сне, труде и под. Все же дело предать в руки Божии.
"Много сплю, ем много". Сибаритство, выходит, магометантство. Видали вы электрическую машину? Подле колеса у нее есть медный цилиндр, в который из колеса, чрез трение, переходит электричество и набирается в нем в такой силе, что убить может, если коснуться неосторожно. Но если из этого цилиндра пустить в землю цепочку, то в нем и знаку не будет электричества, потому что оно в тоже время, как входит в цилиндр, переходит в цепочку и уходит в землю. В таком точно положении вы, с своим сном и ястием. Что ни успеете вы собрать духовного, все то что чрез них рассеивается, уходит и вы пусты. Нет, уж тело надо стеснить малоспанием и малоястием и преутруждением. Кто из отцев наших имел успех без стеснения плоти? Я, кажется, вам писал, что тело надо держать в струнку, как солдата во фрунте. Вот это и есть, что теперь говорю. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.
"Желал бы, чтоб кто-нибудь высек меня розгами". Казнение себя произволением требуется, а от этого, вами желаемого, толку не будет. Что св. Мелетий сказал Симеону Столпнику, когда он еще юный приковал себя к камню? Тоже и вам идет. Не мешает, однако ж, иметь в руках четки погрубее и как только тело зажелает себе блажи или поесть или поспать или развалиться на креслах и диване, угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится.
"Как воображать Господа", сидящим ли на престоле или распятым? Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Господь везде есть. В этом убеждении и стойте, что Он везде, след. и в вас, а не только около вас, и все видит и слышит. К Нему, Вездесущему, Всевидящему, и желающему нашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа, никако Его не воображая. В таком убеждении надо утвердиться постоянным о том думанием. И придет. "Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце", все сие одно и тоже. Существо дела в сосредоточении внимания и стоянии пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, - к сердцу и в сердце. Когда придете Божия теплота, то все сие уяснится.
"Иногда внимание уходит к сердцу; но я удерживать его тут боюсь". Напротив, надобно его удерживать и чем долее, тем лучше, не допуская себе развлечься какими либо помыслами.
"Смирения и любви нет". Пока их не будет и ничего духовного не будет. Духовное зарождается и растет вместе с их зарождением и возрастанием. Они тоже для души, что стеснение плоти для тела. Смирение приобретается делами смирения; - любовь делами любви. Извольте так делать.
(На письмо от 7 марта). Очень прискорбное поскользнутие у вас произошло. Но кнут не мука, а вперед наука. Произошло это от самомнения, что де мы хватили высоко, не то что те и те. Вот и хватили!! Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность. Леность говорит, что нам? Уж мы ведь что стали? Нам можно и вольку себе дать. И пошла волька. Весь этот путь у вас прописан: "Леность одолела так, что ни на что смотреть не хочется". Уж коли хватили выше облак, то какая нужда себя нудить? "Тщеславие - служить ли стану, молиться, или читать поучения, - одолевает". Как нам с вами не тщеславиться? Молитву умную знаем. И ну ходить павлином. О. М. - чибез. Извольте себя так прозвать. Чибез какая-то птица, гордо выступающая, но паршивая, неуклюжая, бессильная и трусливая. Вот и величайте себя так. То мы с вами на диване развалились, как миллионер духовный (леность), то с колокольни на всех смотреть стали, как на мелюзгу грошовую (тщеславие с гордостью). А тут как только показался враг, мы в кусты, или и того хуже: на, бери. И пальцем не шевельнули. И извольте теперь видеть, какой вы богатырь духовный и богач! За тем и попустил Господь это падение, чтоб вы осязательно увидели, сколь ничтожны силы ваши и ваша твердость в добре. То, что было, надо считать настоящим падением. Ибо у свв. отцев пишется, что что у мирян дело, то у монахов - похоть с вожделением. Внутри грех сделан. И кайтесь в нем, считая себя впадшим в блуд. Вы называете это несчастием. Истинно так; это похоже на пролом стены. Когда неприятель пробьет где-либо стену город защищающую, тогда, хоть горожане заделают ее, место то нельзя почитать прочным, потому что заделка только прилеплена к стене и не глубоко с нею сцеплена бывает. Вы исповедались добре. Пробоина заделана. Эта заделка свежая, не прочна. Враг сбоку стоит и высматривает. Как только увидит какую оплошность, опять шарахнет из своих бомб. Таково ваше положение. Но пусть его шарахает. Можно сделать все покушения его бесплодными. Пробоину в стене, чтоб она опять не слетела, подпирают сзади устоями и к месту тому побольше посылают солдатиков. Враг тогда, видя это, и совсем не покушается снова тут пробивать стену, а отходит в другое место. Вот и вам надо тоже сделать. Подпорки сделать надо: это усиление стеснения плоти лишением сна, пищи, трудом, особенно каким либо унизительным (вон снег разбрасывать и под.). А солдатиков наслать, это побольше благих, отрезвляющих мыслей набрать в голову и их перебирать вниманием. Команду же над всем этим поручить надо ревности о спасении, с преданностью Богу, от Коего всеспасительная сила, с решимостью не поддаваться более такой блажи, хоть умереть. Извольте это непременно устроить.
"Драл себя за волосы, бил по щекам до синяков и проч." И это сойдет. Но это не прочно. Тут много самости. Как это - так мы с колокольни в бурово болото... срам! А что Господа оскорбили и помина нет! Надо чувство сокрушения на эту сторону перевести, а не на себе останавливать, и переводите, и молите Бога не лишить прежней милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимия. У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел) когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: "отпущаются тебе греси твои". Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли, и трудитесь. Паче в смирении и в вере и предавши себя Господу держите себя. И все придет в свой чин. Камердинер провинился. Господин выгнал его и со двора согнал. Потом, когда он расплакался, господин сжалился над ним и принял в дом, но не в камердинеры, а сказал: живи пока на кухне. Я посмотрю, как-то у тебя дело пойдет, и тогда может быть опять возьму тебя в камердинеры. Вот в таком положении и вы. Извольте умудриться и взяться за дело.
"Руки опустил". Не руки опускать, а напротив и руки засучать и ноги поднимать надо. Ибо Господь близ и готов все отдать, только труда и усердия надо побольше заявить.
Спасайтесь! Не робейте!
Ваш богомолец Е. Феофан.