Об условиях христианского совершенства

Ты все спрашиваешь, как тебе давать деньги обители. Определенно отвечать на это мудрено; а давай на потребности монастырские по надобности, соображаясь с остальным своим капиталом. Второй твой вопрос — недоумение: где оканчивать тебе свою жизнь. Вернее всего там, где ты употребила свой капитал и считаешься благотворительницей обители. Знаю, что тебе толкуют о N. Но ведь я стар, и последние доживаю дни, а у матери N, кажется, и второй был паралич, и она теперь из кельи не выходит; редко бывает в церкви, и то сидя. Ежели мы оба умрем, при том ты останешься в N? Думаю, что тогда N уйдет, но и с ней вы надолго не поладите; обе — охотницы толковать и спорить и настаивать на своем мнении.

Третий твой вопрос, как тебе достигнуть внутреннего христианского совершенства, так как твое старание об этом идет безуспешно. Ежели желаешь, чтобы дело это у тебя шло с успехом, то требуется: первое условие — оставить всех с делами их на Промысл и суд Божий, на собственную их волю, пусть действуют как знают, как хотят и как разумеют. Апостол Павел пишет: "кийждо извествуется своей мыслью, он сице, а он сице", то есть один рассуждает так, а другой так, и каждый действует по своему намерению. А Един Судия живых и мертвых, ведая намерения каждого, воздаст комуждо не по делам, а по намерению дел. Прибавление к сказанному условию то, чтобы всегда помнить, что мы живем в монастыре для собственного исправления, а не для исправления других. Второе условие — заботиться о смиренном и искреннем покаянии, и не так поверхностно приносить покаяние, как привыкли мы в миру, от ложного стыда и самолюбия. На чужие грехи и недостатки мы зорко смотрим, а на свои немощи душевные и случающиеся прегрешения смотрим как бы сквозь тусклое стекло. Чтобы научиться смиренному искреннему раскаянию, должно внимательно читать, кроме других книг, книги Ефрема Сирина, где и увидим, что прежде всего нужно оставить ревность не по разуму, которую святой Исаак Сирин называет ревностью буиею, и которая под благовидными предлогами более всего вредит в духовной жизни.

Пока довольно с тебя.

16 июля архиерей был в N, и, найдя мать N в крайне слабом положении, сам предложил ей принять схиму; и нашему отцу архимандриту благословил совершить пострижение, которое и совершено 25 июля. Новая схимница хотя и очень слаба, и с трудом может пройти по келье, а все-таки думает, что скоро не умрет; говорит, что ей нужно поболеть. Но для обители второстепенное управление не совсем полезно.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

67. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИИ УЧЕНИЯ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ И ОБ АНГЕЛАХ*

Вы пишите, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть ничто иное, как идеал государства.

Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное — девять чинов Ангельских Небесных, от Него созданных, и наконец, совсем иное - государства земные и человеческие. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов; кольми паче для человеков. Отчасти же ведом по откровению, сперва через пророков, вещавших Духом Святым, а потом через Единородного Сына Божия вочеловечшагося, как говорит святой евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1: 18): Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда. Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце, рождающийся от него свет, и иное — исходящие от солнца лучи. Все это — одного существа и нераздельно, и с тем вместе тройственно. Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рождающееся, которое передается другому, и в то же время остается внутрь нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному (1 Кор. 2: 11): Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем; Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Все это составляет одно разумное существо человека, и вместе с тем есть тройственно. О Боге Едином и вместе Триедином твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое — от Невидимого. Все вещественное — от Невещественного. Все, имеющее начало, от Безначального. Все, имеющее конец, от Безконечного. Все временное — от Вечного. Все, имеющее предел, от Безпредельного. Все измеримое — от Неизмеримого. Все постижимое — от Непостижимого. Некоторые из святых отцов любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов Ангельских, в знамение Единого и Триединого Бога, потому что единица и троица, помноженная сама на себя составляет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов Ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, и искупленная дражайшею Его Божественной Кровью, как о сем говорит апостол: един Господь, едина вера (Еф. 4: 5), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, через которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ Таинств невидимых, Небесных.

Что же касается до государств человеческих, то они нисколько не относятся ни к иерархии небесной, ни даже к земной, потому что Единая Истинная Церковь не ограничивается никаким государством, а существует по всей вселенной, имея членами своими истинно верующих и истинно благочестивых христиан. Для Бога все равно, в каком бы человек государстве ни жил, только был бы истинно верующий и благочестивый христианин. Един благоугождаяй Богу паче тысяч нечестивых, как говорит святой Златоуст. Правда и неоспоримо, что не только Богу приятно, но и всем благочестивым, если целое государство будет процветать благочестием и истинными понятиями о вере. Но что же делать, когда пришло такое время, что многие заботятся о суетном, оставляя единое на потребу. Родительнице вашей, мирно и благочестиво скончавшейся, молитвенно желаю упокоения в Царстве Небесном. Вам же сердечно желаю дарования от Господа — подражать ее вере и благочестию.

ОТВЕТЫ ОСУЖДАЮЩЕМУ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ

Письмо ваше, от 25 февраля, я получил, но по болезненности моей и крайнему недосугу вскорости не мог вам отвечать. Пишете о старшем своем брате, что он хороший человек, и хороший был христианин, но теперь от современных столкновений поколебался относительно учения Православной Церкви; и просите меня, грешного, написать ему что-либо для убеждения его в.истине. Если бы брат ваш сам мне написал об этом, тогда бы можно было ему отвечать. Но как сам он мне не пишет, то не в порядке вещей и мне писать к нему о чем-либо. Пожалуй, вам могу написать несколько слов о неправильных мнениях брата вашего. А вы уже сами распорядитесь, как знаете.

1. Брат ваш пишет вам, что "евангелистам принадлежат очень немногие догматы".

Главных догматов Православной Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына Божия. Об этих догматах говорит все Евангелие. А кратко и ясно изложено о сем в предисловии каждой псалтири. Книга эта имеется везде, не только в сельских церквах, но и в частных православных домах. Сами это прочтите, и брату можете указать.

2. Брат ваш пишет: "Догматы — это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами".

Догмат есть не положение человеческое, ясно сформулированное, а истина Божественная о Боге, истина, которую люди, сами по себе, никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя. Да так люди добрые и не говорят.

3. Брат ваш утверждает: "От догматов до духа христианского, как до звезды небесной, далеко".

Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: и учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28: 19-20). Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии (Мф. 18: 17): аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим.

4. Брат ваш говорит: "Ересь есть уклонение от мнения большинства".

Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божественной, а не от мнения большинства. Не большинству Господь поручил истину, сказав: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лк. 12: 32). Римская Церковь численностью в несколько крат превосходит Церковь Православную, но, уклонившись от истины, она уклонилась в ересь. "Ересь" происходит от греческого слова (oripeiv) — выбираю. Истинная Церковь принимает все Писание, как Ветхое, так и Новое, во всем его объеме и полноте. Например, в одном месте Святого Евангелия Господь говорит: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15: 26). А в другом месте Евангелия сказано, что Господь, даруя святым апостолам власть отпущать грехи, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20: 22-23). Православная Церковь, принимая оба эти места, исповедует, что Дух Святый исходит от Отца, и преподается верным через Сына. Римская же Церковь, оставив втуне первое место Евангелия и слова Самого Господа, и основавшись только на втором месте, утверждает, что Дух Святый исходит и от Сына, и через это в догмате о Святой Троице вводит два начала. Каковая несообразность обличается и чрез подобие солнца. От солнца рождается свет и исходят лучи. Никто не утверждает, что лучи исходят и от света солнечного, а только без света солнечного лучи не сияют. Также и Арий произвел злую ересь из двух мест Евангельских, оставив втуне главное. У евангелиста Иоанна Господь, говоря о Своем равенстве с Отцом по Божеству, сказал: Аз и Отец едино есма (Ин. 10: 30). В другом же месте, говоря, что Он по человечеству менее Отца, сказал: Отец Мой болий Мене есть (Ин. 14: 28). Арий, избрав для утверждения своего мнения второе место, и отвергнув первое, произвел зловредную ересь. Так и все еретики поступали, утверждая свое ложное вероучение местами Священного Писания по выбору: истинное же вероучение утверждается полнотой всего Священного Писания.

5. Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах.

Это несправедливо. Если была при этом ненависть и вражда, то только от противной стороны еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к ближнему, и для умиротворения истинных христиан, волнуемых смутами и ложным учением еретичествующих; во-вторых, для исследования и утверждения истины, по заповеди Самого Господа: Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5: 39). В-третьих, пастыри Церкви собирались, по временам, на Соборы для защищения истины и по обязанности своей, так как Господь наемниками называет тех пастырей, которые, видя еретиков, как волков терзающих стало Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого защищения своего стада.

6. Брат ваш говорит: "Я считаю совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы веры и вместе с тем очень далекого от духа христианства".

Правда, что иногда, к сожалению, так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь, очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные, сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно ему иметь духа христианского и духа Христова.

Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индеферентистов, которые учат: веруй как хочешь, а только имей любовь к ближнему. Индеферентисты думают утверждать свое мнение на учении Иоанна Богослова. Но в его Посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает, чтобы не веровать всякому духу, но испытывать духи, аще от Бога суть (1 Ин. 4: 1).

7. Вы пишете, что брат ваш окончил курс в Петербургском университете. Если бы кто стал уверять брата вашего, что не нужно учиться ни в гимназии, ни в университете, а только имей любовь к ближнему и получишь хорошую должность в Окружном суде или даже в Судебной палате, поверил ли бы брат ваш этому? Подобно должно рассуждать и о том, что невозможно иметь духа Христова тому, кто не имеет правильного и истинного ведения догматов веры христианской.

По недосугу и по слабому здоровью более писать не имею возможности. А вкратце скажу: если брат ваш искренний и добросовестный человек, как вы пишете, то пусть с верой помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в истине, и после пусть прочтет, также с верой, "Православное исповедание" Петра Могилы. (Книга эта есть в Задонской книжной лавке, а если не найдется, то я вам могу выслать). Как Всеблагий Господь устроит о брате вашем, так пусть и да будет. Хочет бо Господь всем спастися и в разум истины приити.

Настоящий Светлый Праздник Воскресения Христова желаю вам встретить в радости и утешении духовном.

О ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

При немощи моей, среди обычного недосуга, понуждаюсь отвечать на письмо ваше. Вы просите меня помолиться за скорбящую мать и за болящего сына ее, составляющего главную опору семейства, и с тем вместе утешить их в общей скорби их. Хотя я недостоин и грешен, но не могу от сего отказываться, по заповеди апостола, который говорит: Молитеся друг за друга, яко да изцелеете. В утешение же им могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5: 16, 14). Неизвестно, почему в России укоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное укоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5: 15). Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются, в особенности, грехи забвенные, по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит Он прежде души наши, а с сим и да дарует благопотребное здравие, как будет угодно Его святой воле.

О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Православная Церковь издревле руководствовалась, во-первых, Божественным Писанием, письменно переданными правилами Соборными и отеческими, и писаниями святых отцов, а во-вторых, также преданием церковным, написанным. Святой апостол Павел пишет к Коринфянам: Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите (1 Кор. 11: 2). И в другом месте он же увещавает Солунян: Братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2: 15). А святитель Василий Великий в 91-м правиле говорит: "Если решимся отвергать неписанные обычаи (Православной Христианской Церкви), как бы не имеющие великой силы, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или даже сократим благовестие в единое имя без самой вещи". К таким неписанным преданиям Христианской Церкви всегда принадлежал обычай почитать не только честные останки и мощи святых угодников Божиих, но и самые вещи, им принадлежавшие. Например, не без причины установила Церковь празднование поклонения честным веригам святого апостола Петра (16 января). Явно, что через эти вериги были какие-либо чудеса и исцеления. Христиане первенствующей Церкви также свято чтили головные повязки святого апостола Павла, орошенные потом апостольских его трудов, так как чрез них получали исцеление от болезней и от злых духов (Деян. 19: 12). Если христиане так почитали вещи, принадлежавшие святым угодникам Божиим, то понятно, по каким причинам они почитали телесные их останки или мощи, и почему составился обычай (утвержденный VII Вселенским Собором и другими Поместными) строить храмы не иначе, как над мощами святых мучеников, так как в первые века христианство распространялось и утверждалось преимущественно через проповеди мучеников и их страдания. Но из этого не следует заключать, чтобы целокупные мощи преподобных не имели равносильной важности: подвижническая жизнь преподобных есть продолжительное, ежедневное, добровольное мученичество. А что целокупные нетленные мощи известны только в России, это несправедливо. С IV века и доныне Греческая Церковь хвалится целокупными мощами угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского, которые не только нетленны, но в продолжение XV веков сохранили мягкость. Николай Васильевич Гоголь, будучи в Оптиной пустыни, передавал издателю жития и писем затворника Задонского Георгия (отцу Порфирию Григорову), что он сам видел мощи святого Спиридона и был свидетелем чуда от оных. При нем мощи обносились около города, как это ежегодно совершается 12 декабря, с большим торжеством. Все, бывшие тут, прикладывались к мощам, а один английский путешественник не хотел оказать им должного почтения, говоря, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано; потом, однако, решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиной. Англичанин в ужасе пал на землю перед святыней. Этому были свидетелями многие зрители, в том числе и Гоголь, на которого сильно подействовал этот случай.

Кроме мощей святого Спиридона, в греческих Синаксарях упоминается о многих других нетленных мощах, например, Иоанна Поливотского (4 декабря), царя Иоанна Ватаци (4 ноября), преподобной Феоклиты (3 и 21 августа), прославленной множеством чудес, и других.

Учение Православной Церкви о почитании святых мощей хорошо изложено и объяснено в 1-й части "Камня Веры" Стефана Яворского, который, между прочим, приводит причины почитания святых мощей, именно: во-первых, свидетельство VII Вселенского Никейского Собора, который (не в правилах, а в третьем действии своем), называет мощи святых источниками исцелений, имиже Бог многа благодеяния человеком творит, а во-вторых, свидетельство святого Кирилла Иерусалимского, который в 18-м оглашении своем пишет так: "Не душа точию святых почитания достойна есть: но и в телесах их усопших есть сила некая и могутство. Лежащ бо во гробе Елисеовом мертвец, мертваго же пророческаго тела прикоснувыйся, оживе".

Наши рекомендации