Хаджи Шахин Хэсэнли – Благодарность за блага
Сбережение, хранение тех благ, которые нам даровал Аллах (как материальных, так и духовных), в особенности духовных, до конца нашей жизни, является очень важным в нашей жизни.
К сожалению, все мы в большинстве раз утрачиваем блага Аллаха, теряем их. А великие и умные люди, это те, которые до конца своих дней сохраняют их, не теряют.
Нужно сказать, что не каждому дарована такая милость, чтобы свои заработанные награды не стереть со своей книги деяний. Не каждый сможет, те благие деяния которые сделал сегодня, те духовные ценности которые приобрел, сохранить и донести их до судного дня. Большинство людей не такие, многие упускают с рук заработанное своим трудом. И в хадисах указаны причины того, почему люди не могут сохранить свои награды.
Как думаете, почему Аллах иногда ниспосылает нам свои блага, а спустя некоторое время их отнимает?
Естественно, что на это всё есть свои причины.
В хадисах существует очень много причин, но скажем об одной из них.
В Коране тоже есть, что Аллах говорит, если хотите чтобы блага Аллаха оставались с вами, чтобы милости не уходили от вас - то будьте благодарными, говорите спасибо за дарованное вам.
Аят из Корана: Ва лаин шакартум ла азиданнакум, Ва лаин кафартум Иннэ азабун ла шадид
Аллах говорит: если вы будете ещё больше благодарить, то я увеличу вам блага.
Но если вы будете не благодарными - то Моё наказание мучительное.
То есть, если не будете благодарить меня, то я отниму у вас данное мною, а наказание, беда её, очень огромное.
Хоть мы и знаем, что такое благодарность Аллаху, но ещё раз скажем.
Благодарность - это знать, что это благо дал мне Аллах.
То есть, благодарность, понимать, что источник всего этого Аллах, а не какие то люди.
Да, может быть блага приходят тебе через посредство друга, через отца, брата и т.д.
А мы, хоть и знаем, что эти люди просто способ Аллаха донести до нас, но всё равно забываем о том, что это дал тебе сам Аллах.
Наверное, все мы, когда тяжелая и безвыходная ситуация у нас и это время нам кто-то помогает, и мы говорим подобные слова:
Если бы не ты, я бы умер, если бы не твоя помощь я не смог бы и т.д.
И в хадисах сказано, что в этом есть ширк, то есть ты придаешь сотоварищей Аллаху.
Потому что не будь этого человека, то Аллах отправил бы тебе это посредством другого человека.
Таким образом, первым условием благодарности, это знать, что дарует это благо тебе Аллах.
Второе же, использовать это благо в том месте, в котором предназначил Аллах, тратить в те места, которыми доволен Аллах.
Это условия благодарности Аллаху.
И без разницы, будешь ты произносить словами или не будешь.
Будешь говорить альхамдулиллах или не будешь.
Поэтому, будьте благодарными.
Предположим, что Аллах кому-то дал из нас знание.
В данном случае нашей благодарностью Аллаху будет тратить, использовать своё знание на пути Аллаха, на пути наставления людей. Мы не должны возгордится от этого, что вот я столько книг прочитал, я столько знаю. Не нужно думать, что ты много знаешь, что это последствия только твоего личного труда. Да, хоть ты и прочитал множество книг, но нужно знать, что эту возможность, эту милость даровал тебе Аллах, по Его желанию дано тебе всё.
Или Аллах дал тебе богатство, не надо считать, что вот я сам заработал, мне никто не помогал. Да, конечно, ты постарался, очень много потрудился и личный труд это тоже условие твоего достижения такого состояния, но нужно знать, что это не является основной причиной твоего успеха.
Наверное бывало в жизни у каждого из нас когда Аллах испытывает нас.
Когда сколько не стараешься, сколько не делаешь, не получается, Аллах закрывает дорогу к заработку. Аллах тем самым хочет сказать нам, что так уж сильно и не надо надеяться на свою способность.
Да, умение - это конечно же условие для того чтобы заработать, но это не решающее условие. Нужно осознать, что в руках Аллаха всё, от Его выбора зависит.
Если мы будем знать, что вот я, каждый день завтракаю, обедаю, сижу за столом, что это тебе дарует Аллах, то богатство, которое у тебя сейчас есть, что это тебе большая милость Аллаха, то в данном случае благодарностью с нашей стороны будет являться использование этого туда куда Он указал.
Мы только в этом случае мы будем благодарными рабами Аллаха, если выполним эти два условия. Только тогда будем убеждены, когда будем данное нам от Аллаха тратить на предназначенное Аллахом дело. Только тогда Аллах будет тобою доволен.
Но если мы будем не благодарными, возгордимся от того, что это всё я сам, станем горделивыми, то Аллах говорит, что я все эти блага заберу с ваших рук.
Пророк Муса (А) в один день разговаривая с Аллахом, обратился к Нему:
О Аллах, покажи мне одного из своих праведных рабов, познакомь меня с этим человек.
Аллах ответил, что иди вот в такое место, там встретишь. Этот человек старый, глаза не видят и т.д., то есть Аллах указал те признаки по которым он сможет разузнать этого человека.
Муса (А) нашел эту женщину. Она была очень пожилой женщиной, слепой, у неё не было одной руки, не было ног, но языком говорила: альхамдулиллах Аля намаи
- благодарю Аллаха за дарованные блага.
Не как мы многие, как какая-нибудь сложность, сразу жалуемся.
Муса (А) подходит ближе и приветствуется с ней. То есть, говорит асСаламу алейкум - Мир тебе. Она: асСаламу алейка йа набияллах - И тебе мир о Посланник Аллаха!
Муса (А) спрашивает: твои глаза не видят, откуда ты знаешь, кто я такой?
Женщина отвечает ей: Тот, кто тебя отправил, меня тоже оповестил об этом, мне тоже одним способом сообщил, что ты придешь.
Поэтому нам сказано, что никогда никого не считайте ниже себя.
Так как Аллах скрывает, не всем показывает своих истинных рабов.
В Судный день мы узнаем множество людей которые были близки к Аллаху чем мы, но мы даже не считали этого человека человеком, не оказывали уважения.
Возможно мы каждый день проходим рядом с людьми и не придаем им никакого значения, не обращаем на них никакого внимания, а они любимы пред Аллахом чем мы. Никто не может знать ни о ком судя его по внешности или по некоторым деяниям.
Поэтому нам говорят чтобы мы никого не обидели, не разбили никому сердце, а наоборот были милосердными, так как в сердцах некоторых людей есть Аллах
Не дай Аллах, вдруг мы разобъем то сердце, в котором есть Аллах. А Аллах такое не прощает.
Поэтому в хадисах есть: Аля Инна аулия тахта гуваи ла ярифуху гайри
Аллах говорит: мои друзья, мои приближённые, мои любимые рабы - находятся под моим прикрытием, кроме Меня их никто не знает.
И как раз эта старая женщина была одной из таких людей.
Муса (А) сказал ей: у тебя нет зрения, нет рук, ног, за что ты благодаришь?
Поймите правильно, что Муса (А) спросил это не из-за того, что не нужно благодарить, не из-за того, что Муса (А) мало знающий, он просто хотел узнать, что она скажет.
Она ответила: я благодарю Аллаха за то, что у меня есть язык, за то, что я могу произносить слова благодарности (альхамдулиллах), вот именно за это я благодарю Его.
За то, что Аллах разрешил мне говорить альхамдулиллах.
Благодарю Моего Создателя за то, что Аллах дал мне такую душу, которая благодарит его.
Так как за альхамдулиллах (Хвала Аллаху), которуое мы произносим, за это тоже должны говорить альхамдулиллах.
Это тоже большая милость, что из всех людей Аллах именно мне даровал возможность говорить альхамдулиллах (Хвала Аллаху).
Сотни людей неблагодарные, а я хвала Тебе, что могу благодарить Тебя. Хвала тебе, что я познал Тебя.
И после этого женщина сказала: я еще благодарю Всевышнего за то, что Он отнял у меня руки. А то вдруг я сделала бы какое-то горе своими руками, сделала бы какой-то грех
И продолжая, она говорит: Спасибо Тебе, что ты отнял у меня ноги, может быть я этими ногами пошла бы в запрещенные (харамные) места .
Спасибо тебе, что Ты отнял моё зрение, может быть я посмотрела бы на то, что Ты запретил мне.
После этого Муса (А) спросил: если у тебя какая-то просьба?
Она сказала: Да, у меня есть одна дочь, я очень сильно привязалась к ней, очень большая любовь к ней, сделай дуа, чтобы эта любовь ушла с моего сердца, так как это отдаляет меня от моего Господа.
И Муса (А) сделал дуа за неё и ушел.
Поймите правильно, не то, что у нас не должна быть любовь к другим людям.
Просто иногда бывает такое, что человек слишком сильно к чему-то привязывается, становится зависимым от этого. И Аллах забирая это с наших рук, на самом деле дарует благо, а не зло.
Имам Садык (А) говорит: Мы получаем больше удовольствий от сложностей, от бед, чем вы получаете удовольствие от благ которыми вы пользуетесь.
Он говорит, что когда Аллах отправляет какое-то несчастье, мы говорим альхамдулиллах (Хвала Аллаху), Спасибо Тебе, что Ты удостоил меня этим, почтил меня.
Имам Садык (А) говорит: Беда для нас - это подарок Аллаха...
Валлахи (Клянусь Аллахом), человек иногда должен благодарить Аллаха и за свой намаз который он выполняет.
Ведь из миллионов людей, Аллах именно нам, разрешил сделать омовение и придти к Нему, встать перед Ним, перед Его дверями милости и выполнить 2 раката молитвы. Валлахи это очень великая милость. Надо ценить всё, что дал нам Аллах.
А в нашей жизни как? Нам, чтобы пойти к кому-то вышестоящему человеку, к какому-нибудь чиновнику, известному человеку, нужно месяцами стоять в очереди, ждать своего часа, а Аллах, который является владельцем всего, Он - Господь миров, говорит: омовение сделай и приди обратись ко мне. Аллах говорит: взывайте ко Мне Я вам отвечу. Он говорит: Я тебя всегда жду, какой бы ты плохой не был бы, Я тебя всегда приму.
На самом деле, это не маленькая милость Аллаха,
Просто мы эти вещи сделали обычными, естественными вещами. Знающий человек, который познал Аллаха скажет себе: кто я такой, что Ты, самый Всемогущий разрешил мне, когда я захочу тогда и придти к твоим дверям, сделать саджда (земной поклон) и поблагодарить тебя.
Это очень большая милость для понимающих.
Мы всегда должны благодарить за эти духовные блага.
В какие минуты мы воздаём хвалу Аллаху? Когда мы что-то заработаем, мы говорим альхамдулиллах. Либо когда от нас уйдет беда, когда Аллах нас спасёт от какого-то несчастья, например: машина чуть не сбила - мы говорим альхамдулиллах. Обычно в этих случаях мы благодарим Аллаха.
А хоть раз бывало, чтобы мы сказали альхамдулиллах - что ты мой Покровитель, мой Господь
Альхамдулиллах - что ты разрешил мне придти к Тебе. Альхамдулиллах - что пригласил меня к Себе. Если мы станем такими, тогда мы будем благодарить и за беды происходящие в нашей жизни.
В одном хадисе Пророк (С) говорит: Йа Аййуханн-нас антум каль марза - О, люди, все вы, как больные, не здоровые.
Ва раббуль а'ля минкатт-табиб - А Господь миров как врач.
Ведь когда человек болеет, то его делом является пойти к врачу и слушать его рекомендации.
Если врач посоветует не есть жирное - то ты скажешь слушаюсь. Если скажет не есть соленое - ты скажешь слушаюсь.
Точно также и мы, должны свою судьбу, свою жизнь - доверить Аллаху.
Мы должны знать и быть убеждены, что Аллах советует только лучшее для тебя.
Потому что Он врач, Он лучше знает, что вредно, а что нет. Если Аллах ниспосылает трудности, отправляет беды, то нужно понять, что это на пользу тебе.
Также порой бывает, мы просим Аллаха о чем-то. Говорим: О Аллах, дай мне машину, дай мне квартиру, дай мне то, дай мне это и так далее, а Он нам этого не даёт.
Почему Он нам этого не дает? Потому что Он знает, что это может отдалит тебя от Него
На всё есть причины. Наш мир строится на причине и следствии. Аллах является Хаким - Мудрым, а Мудрый никогда не ошибается.
В одной книге написано было про одного учёного, его спросили:
Как ты достиг такого уровня совершенства?
Он ответил: В один день я сделал дуа: О, Аллах, отними у меня, забери у меня самое любимое, самое ценное для меня и дай мне то, что любимо и дороже для Тебя.
И этот ученый продолжает: как я сделал это дуа и уже через некоторое время услышал, что мой сын умер.
И говорит: после этого я понял, что именно это отдаляло меня от Аллаха.
Конечно, человек должен любить свою семью. Но видите, порой бывает и такое, что эта любовь бывает больше обычного. И Аллах, чтобы что-то дать нам, что-то забирает, а если что-то дает нам, то в любом случае дает лучше того, чем забрал.
И также в этом мире. Аллах хочет чтобы мы все попали в Рай, но мы делаем некоторые грехи, а тауба (покаяние) делаем не достойным образом и по причине этого не можем дальше развиваться в религии.
И поэтому Аллах отправляет нам беды, чтобы тем самым очистить (Ислах) эти грехи, чтобы преграда грехов ушла и чтобы в последствии мы попали в рай.
Именно потому что у нас не всегда получается нужным образом просить прощения своих грехов, поэтому Аллах отправляет беду, чтобы тем самым освободить нас от влияния этих грехов.
В один из дней Всевышний сделал вахйи (откровение) Мусе (А).
Аллах сказал: О, Муса, люби меня и скажи моим рабам чтобы они любили меня, желали меня.
Муса (А) ответил: О, Аллах, я тебя люблю и хочу любить, но как я могу сказать людям, чтобы они любили тебя? Аллах ответил: О, Муса, объясни мои рабам секреты моих бед, в чём их мудрость, причину ниспослания трудностей и тогда они полюбят меня.
Аллах хочет сказать, что если ты сможешь объяснить им, что беды на самом деле это милость, если ты объяснишь им, сколько благословения, сколько добра хранится в них, то люди полюбят меня. Если они это поймут, то тогда в их сердца проникнет моя любовь.
Я себе говорю, что от этой любви, нет ни одной капли в моём сердце, так как если бы хоть одна пылинка любви была бы в моём сердце, то я совершенно изменился бы в своей жизни.
Также один рассказ из жизни Пророка Мусы (А).
В один день Муса (А) направлялся к горе Тур чтобы поклоняться Аллаху.
И по пути один человек сказал Мусе (А): Сделай дуа чтобы хоть пылинка любви Аллаха проникла в мою душу.
Муса (А) ответил: хорошо, я исполню твою просьбу.
После мунаджата (разговора) с Аллахом Муса (А) обратился с этой просьбой, что один твой раб попросил меня о том, чтобы Ты вселил в его душу, хоть каплю Своей любви.
Аллах принял его просьбу и сказал: О, Муса (А), теперь иди посмотри на состояние этого человека.
Муса (А) пошёл к этому человеку и когда встретил его, то увидел, что все части тела этого человека поминают Аллаха, всем своим существованием он делает зикр Аллаха, весь в нуре (божественном свете).
Если бы и у нас, была бы хоть капля любви Аллаха в сердцах, то мы бы абсолютно изменились бы, а чтобы любить своего Господа, нужно благодарить за Его блага, нужно ценить Его блага, нужно знать Его блага.
Одним из многочисленных благ Аллаха является Ахли-бейт (А). Поэтому всем нам сказано, чтобы вот такой зикр часто говорили: Альхамдулиллах ал'аль вилая - Хвала тебе, что сделал меня из последователей Вилаята (имамата). Хвала тебе, что сделал меня любящим Пророка, Али (А).
Поистине - это очень большая милость Аллаха к нам. Счастливы те молодые, которые в такое трудное время придерживаются пути Ахли-бейт (А). Счастливы те старики, которые всю свою жизнь отдали Ахли-бейту (А).
Один человек пришел к Имаму Садыку (А) и сказал: Анталь фагир Йабна расуляллах - О, сын посланника Аллаха я беден. Имам Садык (А) ответил: анталь Гани - Нет, ты не бедный, ты богатый. После этого Имам Садык (А) спросил этого человека: Если я тебе дам 10000 тысяч динар (денежная единица большинства арабских стран), ты готов отдать хоть пылинку своей любви к нам - к Ахли-бейту (А)?
Он ответил: Нет. Я не отдам ни каплю любви к вам. Имам Садык (А) тем самым доказал свои слова, что он не беден и сказал: Тогда ты самый богатый...