Глава 21. Гимн Молитве Иисусовой. Песнь св. Симеона Солунского. Прикровенное слово о сей молитве еп. Игнатия Брянчанинова. Вдохновенный гимн – призыв св. Димитрия Ростовского. 87
Протоиерей Иоанн Журавский
Тайна Царствия Божия или забытый путьистинного Богопознания
Оглавление
Маленькое предисловие. 4
Глава 1. Тайны Царствия Божия – только верою прозревшим.. 5
Глава 2. В христианском человечестве "верою прозревшее" было восточное иночество, – в нем и хранились тайны Царствия Божия. 7
Глава 3. Отличие западного монашества от восточного. 9
Глава 4. Восточное монашество хранило в себе тайну начала нового бытия и конец старого. 11
Глава 5. Современное восточное монашество утеряло тайну нового бытия, которая скрывалась в "умном делании". Этим приблизило конец. 14
Глава 6. Св. Отцы опытно знали тайну спасения человека и создали о сем опытную науку, науку о "трезвении". Сокровенный смысл "трезвения" и сущность его делания. 18
Глава 7. Святоотеческое учение о "трезвении" начинается с познания нашей "умной природы" умерщвленной грехом в Адаме и указания средства, приводящего к воскресению. Простота, доступность и величие средства. 21
Глава 8.Святоотеческое учение о "трезвении" есть величественное таинство, раскрывается вступившему на путь возрождения. Сущность возрождения души. Признак возрождения души 24
Глава 9. Святые отцы были искателями своей души – умной Божьей красоты, обретали ее на пути умного труда. Умным трудом обретали ангельское житие на земле и вечную жизнь. 30
Глава 10. Призыв св. Отцов к стяжанию своей души, к стяжанию Бога – умной молитвой, умным трудом. 37
Глава 11. Св. Отцы не только призывают, но и умоляют нас усердно приняться за сей умный труд – за непрестанное призывание Имени Божия – сим деланием ум обретает душу, а душа обретает дивного Бога. Гимн Имени Божьему. 40
Глава 12. О душе или об "умной сущности" по разуму св. Отцов. Уяснение нашей "умной природы", ее болезни, дарованного Богом врачества и способа усвоения сего врачества. 45
Глава 13. О возможности заниматься "умной молитвой" в миру. Утешительный благословенный пример. Главное условие "умной молитвы" – "береги ум". Наши благодатные наставники этому деланию: писания отцов и скорби. 54
Глава 14. Умное делание начинается с покаяния.сущность покаяния по разуму Св. Отцов 61
Глава 15. Внутренняя работа духа начинается с внешнего: вначале призывать непрерывно Имя Божие устами. 65
Глава 16. Непрестанная молитва стяжавается частым призыванием Имени Божия. Плоды правильной и неправильной молитвы. Благодатное действие умной молитвы на всего человека 72
Глава 17. Устная частая молитва приводит ко внимательной, внимательная – к умной и непрестанной. Основа внимания – страх Божий и неспешность в молитве. 75
Глава 18.Умная молитва – тайна, сокрытая от веков. Душа – умная херувимская колесница, носящая тайну слова во всех своих трех природах: в телесной, умной и сердечной, и это дело – райское. 78
Глава 19. Умная работа духа: "беречь свой ум" – путь узкий и тесный, путь мученический. Сущность умного мученичества. 81
Глава 20.Умная молитва – тайна Царствия Божия, сокровенная заповедь, высший дар любви Божией – воспринимается только верою и покаянием и рождает вечное славословие Божественной любви Небесного Бога. 84
Глава 21. Гимн Молитве Иисусовой. Песнь св. Симеона Солунского. Прикровенное слово о сей молитве еп. Игнатия Брянчанинова. Вдохновенный гимн – призыв св. Димитрия Ростовского. 87
Глава 22. Умная молитва – драгоценный залог любви христовой, дарованный возлюбившей душе в утешение в ее земной юдоли скитания. Наветуется сей залог древним мысленным разбойником, искусснейшим и завистливым вором. Спасительный способ св. Отцов, коим сохраняется сей залог 90