Мудрый замысел в создании человека
Аллах (Свят Он и Велик) создал человека по Своему мудрому замыслу. Несомненно, человеческий разум не может постичь этот замысел полностью, а язык не в состоянии описать его. Поэтому укажем лишь на некоторые из них:
1. У Аллаха есть прекрасные имена, среди которых Прощающий, Милостивый, Снисходительный … Эти имена обязательно должны найти проявление и применение в нашем мире. Например, они нашли применение тогда, когда Всевышний Аллах низвел Адама и его потомство из Рая на землю, простив грех ему и его жене, ведь Он прощает, оказывает Свою милость, стирает грехи, проявляет кротость кому пожелает.
2. Всевышний Аллах – Истинный Владыка, Который имеет право повелевать и запрещать, награждать и наказывать, унижать и почитать, делать сильным или слабым. Его владычество подразумевало низвержение Адама и его потомства из Рая, чтоб поселить их на нашей земле, где проявилось бы его Его имя Владыки. А затем в зависимости от того, как люди проживут на земле, Владыка воздаст им за поступки в следующей жизни.
3. Всевышний Аллах пожелал избрать из числа людей пророков, посланников, искренних верующих и мучеников, которых Он любит, и которые любят Его. При этом Господь создал для них врагов, посредством которых Он испытывает их и проверяет. Те из них, кто отдает предпочтение Аллаху и стремится к Его довольству, пожертвовав самим собой и своим имуществом, заслуживает Его любви и довольства, а также близости к Нему. Таким образом, без испытаний они не смогли бы достичь той великой степени, которой достигли. Самую высокую степень перед Аллахом занимают посланники, пророки и мученики, и могли они её заслужить, только благодаря предписанному Аллахом низвержению Адама и его потомства на землю.
4. Аллах (Свят Он) создал Адама и его потомство устроив их так, что они могут быть и хорошими и плохими, с одной стороны ведомыми позывами страсти и искушения, а с другой – позывами разума и знаний. Как известно, Всевышний создал в человеке разум и страсть, влияющие на человеческие поступки. Тем самым осуществляется умысел Аллаха, проявляется Его Величие через Его мудрость, мощь, милость, доброту и бескрайнюю власть. По мудрому умыслу Аллаха Адам и его потомки были низвергнуты на землю, для испытания и выявления тех, кто был ведом разумом, а кто страстями. Как следствие этого выбора, одни люди будут почтены, а другие – унижены.
5. Всевышний Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему. Таким образом, поклонение является основной целью их создания. Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51, «Аз-зарийат»: 56).
А как известно, требуемое от людей поклонение невозможно проявить в полноценном его виде находясь в Раю, обители, где он постоянно окружен всеразличными благами. А можно это сделать в земной жизни-обители испытаний, ведь Рай – место блаженства, а не место экзамена и выполнения каких-либо обязанностей.
6. Вера в сокровенное приносит пользу. Что касается веры в то, что видно воочию, как, например, в Судный День, когда каждый человек признает Господа, то у нее совсем другой уровень. Так что если бы все люди создавались в Раю, например, то они не смогли бы заслужить той степени в вере, которой достигают уверовавшие в сокровенное, не видя его воочию, и за которую Всевышний обещал людям щедрое вознаграждение. Поэтому Аллах спустил людей на землю, чтобы вера в сокровенное была для них возможной.
7. Всевышний Аллах создал Адама (мир ему) из горсти всякой земли, а земля бывает разной: плохой и хорошей, твёрдой и мягкой. Аллах знал, что некоторые из потомства Адама будут недостойны того, чтоб находиться в Раю. Поэтому Аллах (Свят Он и Велик) спустил их на землю, и там вывел из них и хороших и плохих. Затем Всевышний выделил одних от других тем, что разделил их будущее место пребывания, сделав для первых Рай, а для вторых – Ад.
8. Всевышний Аллах пожелал ознакомить Своих рабов с теми милостями, которыми Он их наделил, дабы больше возлюбили своего Господа и благодарили Его, больше ощутили сладость предоставленных им благ. Также Всевышний показал верующим, что Он сделал со Своими врагами и каким наказаниям их подверг. Так Всевышний дал понять верующим, что они наделены самыми высокими видами благ, так пусть же возрадуются они еще сильнее! Это и есть полноценные блага, которыми они наделены. А для этого они должны были оказаться на земле и подвергнуться испытанию. Кому-то Аллах пожелает содействовать по милости Своей и щедрости, а кого-то пожелает оставить без помощи по мудрости Своей и справедливости.
9. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Адам и его потомство вернулись в Рай в лучшем виде, уже испытав тягости, печаль, хлопоты и горе этого мира. Тем самым, они дадут должную оценку входа в Рай в загробной жизни. Воистину, положительные стороны вещей проявляются в свете её противоположности. [ См.: «Мифтах дар ас-са’ада», 1/6-11. ]
После того, как мы рассмотрели вопрос о происхождении человека, уместным будет объяснить его необходимость в правильной религии.