Об испытаниях в нашей жизни


О духовных законах



 
  об испытаниях в нашей жизни - student2.ru

жен быть наказан, для того чтобы расплатиться за соде-ланное им зло.

— Нет, это не так. Если человек кается, то он не на­казывается: его милует Христос. К комментариям свято­отеческих текстов надо быть очень внимательным, потому что какой-нибудь «комментатор» может быть неплохим человеком, но его толкования могут быть неправильными. Если ты не уверен, что составитель комментариев толкует всё правильно, то лучше читать только святоотеческий текст. Мне один человек сказал, что Пророка Исаию рас­пилили деревянной пилой4, потому что он должен был быть распилен за грехи людей. Тогда как на самом деле Пророк сам просил Бога, чтобы его распилили за грехи народа, и эта великая любовь Пророка к людям прикло­нила Бога на просимое. Но сколько раз провели пилой по телу Пророка, столько венцов и дал ему Бог. Для того что­бы понимать какие-то вещи, необходимо иметь опреде­лённые предпосылки, что-то знать. Вот Авва Пимен, о ко­тором я рассказывал, мог бы понять Пророка Исаию, хо­тя с ними произошло не одно и то же, потому что в слу­чае с Пророком Исаией присутствовала жертва за людей,

— Геронда, а в нашу эпоху встречаются подобные случаи?

— Да, конечно. Помню один случай, происшедший, когда я жил в монастыре Филофей. Один человек сжёг в печи турка, который зарезал его отца. Потом он покаял­ся, пришел на Святую Гору, стал монахом и с усердием принялся за исполнение монашеских подвигов. Однако денно и нощно он просил Бога, чтобы Тот попустил ему сгореть. Однажды в монастыре вспыхнул пожар. Я в то время был келарем. Я наполнил водой вёдра, другие ём-

4 См. Житие святого пророка Исаии в книге: Жития святых на русском языке. Месяц май. М, 1907. С. 287.

кости, и все мы побежали тушить пожар. А когда мы по­тушили пожар, то нашли этого монаха сгоревшим. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами… Что же произошло? Монаху, о котором идёт речь, исполнилось тогда восемьдесят пять лет. За ним ухаживал другой мо­нах, тому было семьдесят пять. В тот день монах, ухажи­вавший за больным, желая хоть немножко облегчить его боль от ревматизма, натёр его ноги керосином и, укутав, уложил старика возле горящего очага. От каштановых дров выскочил горящий уголек. Он попал на ноги укутан­ного монаха, они загорелись, он сгорел сам, и в монасты­ре случился пожар. Я очень расстроился из-за происшед­шего и не мог успокоиться! Потом духовник сказал мне: «Не расстраивайся. Он сам просил у Бога этого, чтобы загладить свой грех. Происшедшее было даром Божиим».

Духовные законы и любовь Божия

— Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

— Бывает по-всякому. Часто остается только удив­ляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. К примеру, монахиня моет стёк­ла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлека­ется [— неудачное движение] — и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.

— Геронда, а когда духовные законы действуют сра­зу, что это значит?

— Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, пото­му что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за всё вместе [впоследствии].



ОБ ИСПЫТАНИЯХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

О духовных законах




об испытаниях в нашей жизни - student2.ru Однако, если по отношению к человеку духовные зако­ны не действуют, это опасно. Это показывает, что чело­век — ребёнок, удалившийся от своего Отца — Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит. Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степе­ни- до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозно­шения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сто­рону вершины, его падения не видят. То есть люди, о ко­торых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: «Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми»5.

— Геронда, а может ли творение человеческих рук
портиться от того, что им любуется тот, кто его создал?

— Да, потому что вступают в действие духовные зако­ны. Бог забирает от кого-то Свою Благодать и человек пор­тит эту вещь, произведение искусства или тому подобное. Это происходит для того, чтобы пришел в чувство и разу­мение тот, кто возгордился творением собственных рук.

— Геронда, то есть если кто-то портит нечто, сделан­ное другим, это значит, что вступили в действие духов­ные законы?

— Да, конечно.

— А разве не может быть такого, что человек портит что-то просто по неаккуратности или неумению?

— Такие случаи редки. Поэтому, насколько возможно, живите смиренно. Думайте о том, что у нас нет ничего сво­его. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Всё, что у нас

5 2 Тим. 3, 13.

есть — Божие. Наши — только грехи. Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не со­крушится наш эгоизм. И пусть — пусть Бог устраивает всё так и смиряет нас до тех пор, пока нас не застанет смерть.

— Геронда, а может ли человек не понимать того, что по отношению к нему вступили в действие духовные за­коны?

— Если человек не следит за собой, то он не понима­ет ничего и ни от чего не получает помощь. Ничто не идёт ему на пользу.

— Геронда, то есть духовные законы прекращают действовать только в том случае, когда человек смирится?

— Да, главным образом, они прекращают действо­вать от смирения или в том случае, когда с человека не­чего спросить. Я приведу тебе пример. Одна женщина постоянно била своего мужа, и он никому ничего не го­ворил, потому что был учителем и боялся потерять свою репутацию. Однако в его случае вступили в действие ду­ховные законы. Будучи маленьким, он потерял отца, и его мать-вдова на свою маленькую пенсию старалась вы­учить его, чтобы он стал учителем. А он вместо благодар­ности её бил. Что же перенесла эта несчастная мать! И вот, когда он вырос и женился, Бог попустил, что его ста­ла бить жена. Бог попустил это для того, чтобы он рас­платился за свой грех. Но знаете, что произошло после? Этот человек умер, и его сын начал бить его вдову — свою мать. Таким образом и она расплатилась за свой грех. Потом их сын тоже вырос и женился. У девушки, на которой он женился, было не всё в порядке с головой. Она не просто била его, но при этом ещё и пела «Хрис­тос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ»! Види­те, как всё устроил Бог, чтобы этот человек тоже распла-



ОБ ИСПЫТАНИЯХ В НАШЕЙ ЖИЗНИ



об испытаниях в нашей жизни - student2.ru об испытаниях в нашей жизни - student2.ru об испытаниях в нашей жизни - student2.ru тился за свои грехи? Однако на этом духовные законы своё действие прекратили, потому что с его несчастной [сумасшедшей] жены было нечего спрашивать.

— Геронда, а если человек совершает падение и скор­бит об этом, то расплачивается ли он подобным образом за свои духовные долги?

— Он осознает свой долг [Богу] или скорбит эгоистич­но? Если он осознает свой долг, то платить за своё паде­ние уже не будет. Однако если он своего долга не осозна­ет, то Бог попустит и расплату. К примеру, христианин должен подавать другим милостыню. Если жестокосерд­ный человек милостыню не даёт, но копит и копит день­ги, то к нему забираются грабители, избивают его, забира­ют его деньги и таким образом он расплачивается за свою ошибку. Если мы имеем [духовные] долги и не расплачи­ваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит — Бог нас оставил. А если человек не несёт ника­ких наказаний и принимает лишь благословения, то, ви­димо, он совершил что-то доброе и за это доброе Христос платит ему в сей жизни — вдвойне и втройне. Однако за свои ошибки такой человек не расплачивается. И это то­же плохо. Предположим, я совершил что-то доброе на де­сять процентов, а Христос воздаёт мне за это на двадцать процентов, и я не имею ни скорбей, ни расстройства. Но в этом случае я не расплачиваюсь за свои грехи.

Как говорит Святой Исаак Сирин, несчастья в этой жизни уменьшают адскую муку6. То есть в подобном случае по отношению к человеку вступают в действие ду­ховные законы, исчезает какая-то часть адских мучений.

6 В русском переводе СИ. Соболевского: «Наказуемый здесь за свой срам вкушает своей геены». Иже во святых отца нашего Иса­ака Сириянина. Слова подвижнические. М. 1993. С 365.

Наши рекомендации