Почему Вы не должны громко разговаривать на родном языке в обществе, где Вас не понимают?

Недавно мы с коллегами журналистами оказались вместе в командировке в городе Краснодаре. От гостиницы на маршрутном такси доехали до места проведения семинара. Мои товарищи громко обсуждали свои проблемы, высказывали мнения по разным вопросам. Общение велось на родном языке. Другие пассажиры оглядывались на нас, их реакция выражала непонимание, смешанное с еле заметным страхом. Я попросил коллег говорить потише, а еще лучше на русском языке. Но встретил совсем другую реакцию с их стороны, не ту, на которую рассчитывал. Мои товарищи обвинили меня чуть ли в трусости, в отсутствии патриотизма, хотя я сам готов был отдать все свои силы, чтобы защитить любого из них. «Мы не имеем права разговаривать на родном языке? - спрашивали они меня. – Почему мы должны ущемлять себя ради других?» Что им ответить? «Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (Конституция РФ, ст. 68, п. 3). Естественно, никто не лишен права думать и высказывать свои мысли на удобном ему языке, но мы говорим о конкретной ситуации, в которой настоящий чеченец ведет себя достойно. Тем более, мы знаем немало семей, разговаривающих на русском языке, хотя рядом только чеченцы.

Каждый человек достоин уважения, ведь он создан Богом, и в нем Его частица. Только человек, достойный уважения, умеет уважать других. А Вы, несомненно, достойны уважения, потому что хотите следовать нормам поведения истинного чеченца. Следовательно, Вы не должны создавать неудобства окружающим, при этом ни в коем случае не задавайтесь вопросом: а почему я должен ограничивать себя в чем-то в угоду другим?

Чеченская культура во многом основана на религиозных ценностях. Будучи мусульманами, чеченцы вдвойне должны быть корректны и уважительны к окружающим, ведь того требуют не только наши обычаи и традиции, но и наша религия. Много книг написано о том, каким примером во всем был пророк Мухаммад (С.а.С.). Рассказывают, что он никогда не только не говорил громко, но даже не смеялся так, чтобы при этом были видны его зубы. Он также предупреждал о том, что человек не должен вести себя неуважительно по отношению к другим, только потому, что тот принадлежит к другому народу или классу людей, ибо это есть проявление гордости и надменности, а такие люди даже не почувствуют запаха рая. В книге одного из известнейших и почитаемых ученых древности - Ан-Навави «Сады праведных» целая глава (гл.281) отведена разъяснению того, что ислам запрещает двоим говорить на языке, который не понимает третий присутствующий.

Благородные поступки всегда требуют жертв, которые впоследствии Вы будете принимать как благо. Оставьте после себя это место свободным и доступным, идущим за Вами чеченцам, среди которых, несомненно, будут Ваши братья, друзья, дети.

Хамзат из города Грозного рассказал интересный пример того, как следует вести себя чеченцу за пределами республики, чтобы после него уважение к чеченцам увеличивалось бы, а не уменьшалось.

«Было это зимой 1977 года. Лом –Али тяжело заболел, потеряв всякую надежду получить исцеление в Чеченской Республике. Тяжело больного Лом-Али в возрасте 56 лет повезли в Москву, надеясь только на Милость Господа, не имея в Москве ни родственников, ни родных, ни нужных связей и знакомств. Сопровождавших Лом-Али тоже было немало, друг его детства Джалавди, который наотрез отказался остаться дома, младший брат Сота, племянник Идрис, и для ухода за больным его супруга Тумиша. Всевышний не оставил Лом-Али и послал им хорошего попутчика студента-чеченца. Узнав о цели их приезда, студенты оставили им 3-х комнатную квартиру, а сами ушли на некоторое время к своим знакомым. Они категорически отказались отвезти их в гостиницу, решив, что на квартире им будет удобнее. Да и с гостиницами в то время было не всё так просто.

На следующий день, в одной из московских клиник, Сота и Идрис договорились с заведующим отделения, что примут больного, обследуют и начнут лечение. За это как аванс вручили ему тысяча пятьсот рублей. Надо сказать деньги по тем временам немалые. После обследования выяснилось, что болезнь неизлечима, медицина, к сожалению, здесь бессильна. Диагноз прозвучал как приговор, надо было ехать домой.

Младший брат Сота тогда предложил: «Лом-Али, что если оставить врачу за обследование 300-400 рублей, а остальные деньги попросить вернуть?» Если учесть, что месячная зарплата у врачей была примерно от 90-150 рублей, то заработок неплохой. Лом-Али призадумался и ответил: «Оставь все деньги, Сота! Когда - нибудь в эту клинику, возможно, приедет чеченец. Этот врач не откажет ему и постарается помочь». Они так и сделали. Через несколько месяцев, по воле Всевышнего, Лом- Али не стало. Зная, что неизлечимо болен, он подумал, какой след оставит после себя чеченец, и как будут заботиться о чеченце, которого он не знает и никогда в этой жизни не увидит.

Вот таким должен быть чеченский след: «Думать о тех, кто придет после тебя, и о том, как отнесутся к чеченцу те, с кем ты общался по воле судьбы».

Ничто в этом мире не проходит бесследно: ни хорошее, ни плохое.

Кому уступить место?

Молодой чеченец, живущий в Москве, недавно приехал в Чечню. В его поведении, в манере общения чувствовалась скованность, он боялся сделать что-то не так и выглядеть невоспитанным, вернее воспитанным не в духе чеченских традиций. У молодого человека возникало много вопросов, на которые я отвечал с удовольствием, потому что они были легки для меня и важны для него. «Вот, если я еду в городском автобусе и входят пожилая женщина и пожилой мужчина, кому я должен уступить место?», - спрашивает он. «Если дело происходит в Чечне, конечно, мужчине. Потому что женщина все равно не сядет. А в Москве – уступи место женщине, потому что у них так принято.Но в обоих случаях предоставь и мужчине и женщине самим разобраться, кому лучше сесть, твоя задача в том, чтобы проявить уважение, помочь, проявив заботу о старости. Здесь важно твое намерение, а не форма, тем более показушная благородность».

Наши рекомендации