Также отчаяние в милости Аллаха Всевышнего – неверие. Думать, что мы в безопасности от наказания Аллаха Всевышнего, есть неверие

Верить гадальщику в том, что он сообщает о скрытом (гайб), – неверие.

Значение терминов

Тексты - «النصوص» - имеются в виду аяты и хадисы. Они комментируются не в тех значениях, которые противоречат буквальному смыслу, комментарию или однозначному смыслу.

Безбожие - «إلحاد» - отказ от мусульманской акыды.

Насмехательство - «الاستهزاء» - издевательское отношение, отрицание того, что мусульманские законы подходят для применения в жизни, предпочтение других идеологий.

Унижение - «الاستهانة» - пренебрежительное отношение.

Разрешение запретного - «استحلال المعصية» - Признание запретного, основанного на категорическом (в смысловом и доказательном плане) доводе или же на очевидных положениях религии.

Отчаяние - «اليأس» - отсутствие надежды на милость и помощь Аллаха.

Безопасность - «الأمن» - вера в то, что Аллах никого не рассчитает и не накажет в Судный день.

Предсказатель, гадальщик - «الكاهن» - человек, который, основываясь на информации, предоставленной джиннами или полученной различными колдовскими приемами, сообщает о событиях будущего. Тем самым он приписывает себе знание тайного.

Краткое толкование

Данная проблема включает в себя два вопроса.

Во-первых, запретность толкования текстов Корана и хадисов в значениях, противоречащих общим основам акыды и исламского учения. Например, толкование термина «пост» («сийам») как «сохранение тайны».

Если же буквальное значение текста противоречит вопросам убеждения, то происходит нарушение акыды, как например, антропоморфистская трактовка Бога (таджсим). В этих случаях есть необходимость прибегнуть к толкованию текста и отказаться от буквального смысла. Примером могут служить аяты, указывающие на телесность Аллаха, например, сообщающие о «глазе», «руке», «восседании». В данном смысле мы должны прибегнуть к небуквальному объяснению смысла этих текстов. Ведь Аллах превыше телесности, поэтому не возбраняется объяснять «глаз» как «наблюдение, надзор», «руку» как «силу» и т.д. Это называется допустимым толкованием.

Запретной же является трактовка, подобная трактовке, даваемой современными толкователями словам «птицы абабиль», как «болезнь, называемая оспой».

Есть еще один вид толкования, который называется наставительным «иршади». К нему обычно прибегают суфии, они, естественно, признают общепринятую буквальную трактовку священных текстов, но наряду с ней обращают внимание на некоторые тонкие и изящные моменты в их смысле. Подобный комментарий допускается в том случае, если он не противоречит смыслу священного текста. Пророк (с.а.с.) в своем хадисе сказал: «Воистину, у Корана есть явное (явный смысл) и тайное». Например, Аллах в Коране сказал: «Воистину, цари, когда вторгаются в какую-либо страну (селение), приводят ее в негодность[263]» (27:34). Кроме буквального смысла данный аят указывает еще и на то, что если любовь к Аллаху входит в сердце человека, то занимает его полностью и не оставляет места ни для чего другого. Т.е.: «приводить в негодность в отношении любви ко всему остальному, кроме Него».

Другой пример, слова Пророка (с.а.с.): «Ангелы не входят в тот дом, где есть собака»[264]. Т.е. ангелы не входят в сердце, наполненное злостью, страстями, самолюбованием, завистью, высокомерием и ненавистью.

Следующий пример. Аллах в Коране сказал: «Того, кому дана долгая жизнь, Мы делаем согбенным» (36:68). Т.е. делаем его сердце наполненным верой, убеждением; или же принижаем его степень пред людьми и люди начинают смотреть на него пренебрежительно.

Другой пример. В Коране сказано: «Пусть к нему прикасаются только очистившиеся» (56:79). Данный аят указывает на то, что оскверненное, нечистое сердце не в состоянии познать смысл Корана, его тонкости. Т.е. оно не прикасается к нему, так же как не прикасается оскверненное тело к свитку Корана.

Во-вторых, далее автор Кредо перечисляет некоторые понятия и деяния, совершение которых или верование в которые является неверием или вероотступничеством. Также упоминаются вопросы из области фикха, и среди них проблема признания верными слов гадателей и предсказателей в вопросах, связанных со скрытым знанием.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо понять разницу между предсказателем, астрологом и праведником, которому открывается тайное.

А. Гаданиями занимаются грешные люди со злой душой, они либо вступают в контакт с джиннами, либо получают информацию посредством определенных приемов. Эти могут ошибаться и лгать. Иногда они получают тайные знания посредством различных духовных приемов и медитаций, во время которых им открываются эти знания.

Б. Праведникам знания открываются посредством божественного вдохновения, по причине особой чистоты их сердец и душ. При помощи божественного света праведники обретают проницательность, как это было в примере с ‘Умаром ибн ал-Хаттабом и Сарией[265].

Похожий случай произошел с ‘Усманом (р.А.а.). Однажды к нему пришел мужчина и перед входом взглянул на постороннюю женщину. Увидев его, ‘Усман (р.А.а.) сказал: «Почему на лице некоторых из вошедших я вижу прелюбодеяние?» Мужчина спросил: «Разве откровение (вахи) продолжается после Пророка (с.а.с.)?» ‘Усман (р.А.а.) ответил: «Нет, это проницательность верующего». Но при этом не следует забывать то, что мы сказали выше: «Вдохновение не является путем познания и не может быть основой законов шариата, если приходит к кому-либо другому, кроме пророка».

В. Гадание по звездам: если посредством этого поступает тайная информация, то оно является неверием. Что же касается расчета траекторий движения небесных тел, предсказания тех или иных космический событий, связанных с их движением, изучения и предсказания погодных явлений, то все это с точки зрения шариата считается допустимым. В эти расчеты и предсказания допускается верить, но следует помнить, что управляет движением этих тел, создает их и их движение только Аллах.

Дополнительные вопросы

Наши рекомендации