Болезненное бардо умирания. Выявление его сущности
Под болезненным бардо умирания понимают весь период от момента начала недуга, приведшего к смерти, до появления Ясного Света дхарматы. Обычно появление этого Ясного Света включают в болезненное бардо умирания. Однако здесь, следуя дзогченовскому учению, я опишу лишь бардо умирания. Бардо Ясного Света дхарматы будет обсуждаться отдельно.
Высшие по своим способностям, те, кто освобождаются еще в течение этой жизни, не попадают в бардо. В дзогченовском учении говорится:
Высшие йоги умирают четырьмя способами:
как пространство снаружи и внутри сосуда соединяется, если сосуд разбить, так же тело и ум растворяются в пустоте дхармакаи;
как пламя гаснет, когда кончился хворост;
как умирает Видьядхара, наполняя небо светом;
как умирает дакиня, не оставляя тела.
Это — высшие способы умирания. Эти четыре способа смерти свободны
от описанных ниже процессов растворения.
Сказано также:
Средние йоги умирают тремя способами:
как маленький ребенок, который, умирая, не отличает умирание и не-умирание;
как нищий бродяга, не боящийся обстоятельств;
как лев в безлюдных снежных горах, отбросив привязанности.
Это — средние способы умирания.
Умирающий таким образом уже реализовал и не зависит от напоминаний.
Подробное объяснение процесса умирания
Для низших йогов и обычных людей здесь разъясняются два вопроса:
растворение внешних элементов — индрий и аятана;
растворение внутренних грубых и тонких мыслей.
Растворение внешних элементов
Тело живого существа возникает благодаря пяти махабхутам, поддерживается ими и погибает с их растворением.
Во время смерти ветер кармы поворачивает вверх, и поскольку он контролирует остальные ветры, то пять чакр разъединяются и пять ветров начинают исчезать. Детали процесса растворения можно найти в дзогченовской тантре Rig-pa rang-shar chen-po'i-rgyud, но, боясь такой массы слов, я не буду пускаться здесь в столь пространное изложение. Суммируя общие положения новых и старых школ, я разъясняю их так.
С исчезновением «поддерживающего ветра» (mnyam-gnas, удана) умирающий не способен усваивать пищу, и тепло исчезает из тела, начиная с конечностей. С исчезновением «жизненной силы» (srog-'dzin, прана) ум теряет свою ясность. С исчезновением «праны, очищающей (вниз)» (thur-sel, апана), умирающий не может испражняться. После исчезновения «восходящей праны» (gyen-rgyu, самана) он не может глотать, и дыхание становится прерывистым. С исчезновением «проникающей праны» (khab-byed, вьяна) конечности не слушаются и вены ссыхаются.
После этого начинается разрушение чакр, и с исчезновением поддерживающих ветров махабхуты растворяются друг в друге.
Одновременно с этим процессом исчезают также и пять вторичных ветров и связанные с ними индрии (органы восприятия) и аятаны. С растворением в пространстве виджняны прекращается внешнее дыхание, и здесь пролегает тот рубеж, из-за которого нет возврата. Все, вплоть до этого момента, называют обычными знаками смерти.
Растворение внутренних мыслей
В изложении этого вопроса я следую Калачакратантре.
В верхнем конце центрального канала находится доставшийся от отца белый элемент. С исчезновением верхнего ветра он опускается в сердце, и умирающий видит белый свет, похожий на лунный. Одновременно исчезают тридцать три мысли, связанные с гневом.
В нижнем конце центрального канала, в области пупка, находится красный элемент, доставшийся от матери. С исчезновением нижнего ветра он поднимается в сердце, и появляется видение красного света. Одновременно исчезают сорок мыслей, связанных со страстью.
Вслед за этим сознание растворяется в соединении белой и красной бодхичитт, и является «видение темноты». Одновременно исчезают семь мыслей, связанных с неведением.