На вопрос живущего в монастыре о поступлении во священники. Вразумление привыкшему осуждать. О заучивании псалмов и рукоделье
Милость Божия буди с вами!
Я вам, кажется, уже писал, что не могу решить, что для вас лучше. Смотрите сами. Пытайте и перепытывайте. Милостивый Бог укажет наконец вам прямую дорогу. - Время еще есть - для вас. Но прежде вам надо приобресть свободу действия - испрошением у Владыки себе разрешения от данного обета. Что изречено определенно, того нельзя криво толковать, а держать, как изречено. - А что смущения испытываются на пути исполнения, это в порядке вещей. Враг ведь под боком; а его дело только мутить. Не потому ли и надо идти поперек, что мутит.
Видите - как?! То вам светло монастырство, то священство. Теперь вам светло священство, потому что вы в монастыре, а когда перейдете в священство, станет вам светло монашество. Видите, как у вас и любовь к прихожанам, и внимание прихожан, и прочее все идет как по маслицу. А семью, детей и всю житейскую обстановку, столь сложную и докучливую и забыли. Да и по приходу-то не все встретите гибкие веточки. Я и подозреваю, что в этом светлом, вам рисующемся, есть нечто очень похожее на - красно еже видети - куда как красно кажет?!
А свободу ту приобрести все же не мешает. Только и после не спешить. - Или как устроится. Семейные обстоятельства ваши - большой резон. Но пока жив отец, дело терпится.
Что выпьете чашку чаю, да при этом съедите кусок хлеба, какой грех, когда немощь? Только бы не было сие в угоду плоти.
Службы церковные надо исполнять все, как и братия все делают. Но что вы в церкви стоите, как колода, и еще хуже, в этом ничего извинительного нельзя найти. Все от произвола. Мыслями и всегда надо быть с Богом, сколько сил достанет; а тем паче в церкви. Это надо исправить. И вы знаете как. И не поблажайте себе.
Осуждать решительно надо прекратить. Извольте покаяться духовнику и просить епитимии. И отойдет. Это враг досаждает. От осудителя милость Божия отходит. Осудитель выходит сам себе враг.
Откуда вы взяли, что монахи только внешне исполняют все церковное?! - То Бог один знает. Следовательно у вас тут клевета, διαβολή - которая сеется в вас тем, кто есть διάβολος. Он свое дело делает. Вы же зачем принимаете эти мысли и поддакиваете? Если внешне только все исполнять, не чуя, как питается тем душа; то и месяца никто не пробыл бы в монастыре. - Видите как иные спешат в церковь? - От чего? - От того, что там Бог дает им вкусить сладость. - Они и спешат. - А вы сами простоите рассеянно службу и охладеете: и по себе потом о всех судите. Между тем, как у тех и душа питается и не хладно, хоть на вид иногда и не то кажется.
Вы - большой пересудчик! - Не так держите на уме, что все хладны и меня увлекают, а так: все духом горят, только я дурень позволяю себе рассеиваться и бывать хладным.
Псалмы учить - добре. Заучите и читайте, когда идете, или делать нечего, - или засыпаете. - Непонятное - пусть и остается так. Но с ним всегда можно соединять мысль, какая пригожее - по ходу речи, - не давая ей только того значения, что она непременно есть настоящая.
Рукоделью учитесь. Изберите, какое посручнее. - Вон - некто ложки делает. Это и не мудрено, и для здоровья подходяще. - Есть которые вяжут одною иглою или крючком. Можно чулки вязать, перчатки, шлыки, салфетки на столы, фуфайки и множество разных вещиц. А все просто - одним крючком, - и прием один, взглянул и знаешь. - Евлампий умеет это делать. - Без рукоделья от скуки не убежать. Хоть и на священстве. Я знаю 5-6 рукоделий. Есть время, когда ничего не делается, ни читается, ни пишется. Его нечем наполнить, кроме рукоделья.
Се - все! - Помоги вам Господи установиться.
Е. Ф.