По 6-й песни канона кондак и икос 1-му святому.
7. По 9-й песни канона, если обоим святым в Минеи есть светильны, то светилен Октоиха, светилен 1-му святому, «Слава…» светилен 2-му святому, «И ныне…» Богородичен Минеи или Крестобогородичен Октоиха.
8. В конце утренипоетсятропарь 1-му святому, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи «в конец утрени». Если 1 тропарь, то порядок пения такой же, как при одном святом G.
9. На часах читаются оба тропаря через «Слава…»; кондаки попеременно, причем более важный кондак (напечатанный по 6-й песни канона), в данном случае 1-му святому, читается на 3-ем и 9-ом часах, а 2-му святому на 1-ом и 6-ом часах.
ВОСКРЕСНОЕ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ
По Уставу всенощное бдение положено служить накануне воскресных дней, Двунадесятых и храмовых (престольных) праздников, в дни памяти великих святых (например, Рождество и Усекновение главы Иоанна Крестителя, свв. Апп. Петра и Павла, свт. Николая) и др., а также «аще изволит настоятель».
Бдения накануне воскресных дней совершались уже во времена апостолов, о чем свидетельствуется в Деяниях 20, 7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи…».
Чин (последование) воскресного всенощного бдения изложен в 2-й главе Типикона и в начале 1-й части Октоиха. Указания здесь даны с расчетом, что в Минее один малый, т.е. не имеющий какого-либо знака праздника, святой.
Время совершения всенощного бдения. По Уставу перед всенощным бдением (примерно в 16.00) совершается непродолжительная малая вечерня, после которой следует небольшая трапеза и отдых. А после захода солнца (примерно в 20.00, зимой, естественно, раньше) начиналось всенощное бдение, которое длилось всю ночь, так что возглас священника в конце утрени «Слава Тебе, показавшему нам свет» приходился как раз на рассвет. Затем, после небольшого перерыва следовали 3, 6 часы и Божественная Литургия. Бдение, которое совершается в современной практике, длится от двух до примерно пяти часов, так что всенощным его назвать можно только условно. Современное всенощное бдение начинается около 17.00; в некоторых храмах перед ним читается 9-й час.
Подробные схемы великой вечерни и утрени воскресного всенощного бдения приведем для наглядности.
ВеликАЯ вечерня воскресного всенощного бдения
Свящ.: «Слава Святей…»
«Приидите, поклонимся…» - поется в алтаре
Псалом 103-й – поется
Ектения великая
«Блажен муж…»
Ектения малая
«Господи, воззвах…» [и стихи «Положи, Господи, хранение…»]
стихиры со стихами на 10:
7 – воскресных Октоиха
3 – святому Минеи
* Если св. «на 6» или «со славословием», то:
6 – Октоиха и 4 – Минеи
* если св. полиелейный или бденный, то:
4 – Октоиха и 6 – Минеи
Слава: святому Минеи (если есть)
И ныне: Богородичен Догматик гласа Октоиха
Вход с кадилом
«Свете Тихий…»
Прокимен дне – «Господь воцарися…»
* Если св.полиелейный или бденный, то после прокимна 3 паремии святому
Ектения сугубая
«Сподоби, Господи…»
Ектения просительная
Лития: поется стихира храма
(! Если св. «со славословием» и выше, то поются и стихиры св. с литии или стиховны)
свящ.: «Спаси, Боже…»
хор: Господи, помилуй 40 раз
свящ.: «Еще молимся…»
хор: Господи, помилуй 40 раз
свящ.: «Еще молимся…»
хор: Господи, помилуй 3 раза
свящ.: «Еще молимся…»
хор: Господи, помилуй 3 раза
Молитва «Владыко Многомилостиве…»
Стихиры на стиховне – воскресные Октоиха
Слава, и ныне: Богородичен
* Если святому в Минее есть Слава: на стиховне, то на И ныне: Богородичен по гласу Славы из 1-го приложения Минеи
«Ныне отпущаеши…»
Трисвятое по Отче наш
«Богородице Дево, радуйся…» трижды
* Если св. бденный, то: «Богородице Дево…» дважды, тропарь святому 1 раз
благословение хлебов (если была лития)
«Буди имя Господне…» трижды
Псалом 33-й поется до половины
свящ.: «Благословение Господне на вас…»
хор: «Аминь»
Пояснения к схеме ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ