Слово в пятницу первой недели Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Проходит первая неделя Великого поста. Сегодня многие придут на исповедь, чтобы завтра причаститься Святых Христовых Таин. Но, Боже мой, даем ли мы себе отчет, к чему готовимся приступить? Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя (см.: Мк. 14: 22–24), — говорит Господь Вседержитель.
И не только приглашает, но и предупреждает: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53). Отказаться от причащения не может никто, желающий спасения. Но как я приступлю к Тебе, Господи? Вот я слышу голос из алтаря: «Святая Святым!», а я весь во грехах. Как не страшиться мне, когда и Святые Твои не считали себя достойными приступить к Святым Таинам: «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого Твоего Тела и честныя Твоея Крови... всего себе повинув греху и сластем поработив... но... приими убо и мене, человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго», — умоляет святитель Василий Великий.
А вот как просит Господа святой Иоанн Златоуст снизойти к его немощи: «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин... да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть... но якоже восприял еси в вертепе и в яслях бессловесных возлещи, сице восприими и в яслех бессловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити...» Так же и преподобный Симеон Новый Богослов умоляет: «От скверных устен, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной, приими моление, Христе мой... омый мя слезами моими, очисти мя ими, остави прегрешения моя и прощение мне подаждь. Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя... Сего ради к Тебе припадаю и тепле вопию Ти: якоже блудного приял еси и блудницу, пришедшую, тако приими мя блудного и скверного, Щедре...»
Если великие святые, исполненные Духа Святого, видели себя изъязвленными грехами и совершенно недостойными приступить к Святым Таинам, то как мы дерзнем принять их? Что нам делать? И вот, Господь милосердный, желающий спасения всем погибающим, отвечает: «Покайтесь!»
К покаянию призывал по повелению Божию величайший из рожденных женами святой Иоанн Предтеча, покаяние повелел проповедовать Господь и Своим апостолам, посылая их на проповедь. Покаяние есть первая заповедь Нового Завета, первая заповедь Господа Иисуса Христа. Покаяние есть величайший дар Божий людям, средство очищения от грехов и дверь спасения. Покаяние есть проявление неизреченной любви Божией к падшему человечеству. Покаяние есть всемогущая сила, врачующая все язвы греховные искренне кающихся.
Через покаяние мытарь вышел из храма оправданным. Покаяние блудного сына, все расточившего, восстановило в прежнем достоинстве. Через покаяние разбойник первым вошел в рай. Покаянием апостол Петр вернул себе апостольство, а преподобная Мария Египетская омыла тысячи своих смертных грехов. Да и все, достигшие святости, достигли ее покаянием. Принесем же и мы искреннее покаяние Господу, осознаем свое недостоинство пред Богом, оплачем грехи свои пред Ним. Исповедуем их пред духовником, не скрывая ничего, не оправдываясь ни в чем. Решимся впредь противодействовать всеми силами всякому греху — и милосердный Господь простит нас, очистит, применит и к нам Свое неложное обещание: Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис.1:18). Тогда и мы сподобимся без осуждения причаститься Святых Страшных, Животворящих Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Сподобившись же этого величайшего дара любви Божией, будем всячески остерегаться оскорбить Господа каким-либо произвольным грехом, чтобы Он не удалился от нас. Надо знать всем, что тогда произойдет с нами. Об этом Господь Сам предупреждает нас: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека (покаянием и причащением), то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед, находит его выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедше, живут там; и бывает для того человека последнее хуже первого (Лк. 11: 23–26).
Итак, после причащения будем особенно трезвиться, бодрствовать, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8). <…>
Содержание
Предисловие.
Атеизм, неверие
Бесы, диавол.
Благодарение.
Благодать.
Ближний.
Бодрствование.
Болезни, здоровье.
Вера в Бога.
Воля Божия и своя.
Воображение, мечтательность.
Вопросы.
Вражда.
Гордость.
Грех.
Дары Божии.
Дела бытовые, рабочие.
Дела добрые, добродетели.
Дискуссии.
Дружба.
Духовная жизнь.
Духовное образование.
Духовник.
Духовный путь.
Духовный человек.
Душа.
Душевность.
Евангелие.
Женщина.
Жизнь земная.
Жребий.
Запад.
Заповеди.
Зло.
Игнатий (Брянчанинов), святитель
Идол.
Имя Божие.
Исповедь.
Иуда.
Каноны, правила.
Католичество.
Клирос.
Лукавство.
Любовь в нас.
Любовь к ближним.
Любовь Божия и любовь к Богу.
Милосердие, милостыня.
«Мир сей».
Мир Христов.
Мнение человеческое.
Молитва.
Молитва Иисусова.
Молчание.
Монашество.
Наука.
Наше время.
Обряд (форма).
О себе.
Оскорбления, обиды.
Оскудение веры.
Осуждение.
Пасха.
Письма.
Поведение.
Подвиги.
Познание себя.
Покаяние.
Покой.
Помыслы.
Пост.
Похвала.
Правила и законы духовной жизни.
Прелесть.
Причащение.
Промысл Божий.
Проповедь.
Протестантизм.
Пьянство.
Развлечения.
Ропот.
Самолюбие, самооправдание.
Самоубийство.
Святые Отцы.
Скорби, страдания.
Слово Божие.
Смерть.
Смирение.
Сны.
Совет.
Спасение.
Страсти.
Суета.
Супружество.
Таинства.
Терпение.
Тщеславие.
Уединение.
Уныние, отчаяние, тоска.
Учительство.
Философия.
Христианство.
Христос Спаситель.
Царствие Божие.
Церковь.
Чтение.
«Я».
Приложение
Проповеди игумена Никона
Мысли в Неделю 31-ю
О кресте и любви Божией
О причинах Воплощения
Предрождественские мысли
Мысли в Неделю перед Рождеством Христовым (Святых Отец)
Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Слово на Рождество Христово о Велией Вечере
Слово на второй день Рождества Христова
Слово на Обрезание Господне
Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского
Слово в Неделю перед Богоявлением
Слово в Неделю по Богоявлении и Собор святого Иоанна Крестителя
Слово в Неделю о Закхее
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Слово в Неделю о блудном сыне
Слово в пятницу первой недели Великого поста
Игумен Никон (Воробьев)
О началах жизни
Составитель А. И. Осипов
Духовно-просветительская литература
Подписано в печать 00.00.2012
Формат 60x90 1/16
Объем печ. л.
Печать офсетная. Тираж 25 000 экз. Заказ №
Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви
119435, Москва, ул. Погодинская, д. 18
Оптовый отдел реализации:
(499) 246-20-85, 246-52-08
Магазин на ул. Погодинской: (499) 245-30-68
Магазин на ул. Бакунинской: (499) 246-25-35
e-mail: [email protected]
http://www.rop.ru
[1] Все приведенные в книге тексты даны без изменений. Здесь и далее комментарии А. И. Осипова.
[2] Старший брат Ваня скончался в отрочестве. Его младшими братьями были: Александр (1895—1988), Михаил (1899—1982), Василий (1903—1961), Владимир (1906—1985).
[3] Здесь и далее цитируется с магнитофонной записи.
[4] Здесь и далее в квадратных скобках примечания составителя.
[5] Один из районов в Смоленске, где был действующий храм.
[6] Так прозвали монахиню Павлину (Сидорцову), которая жила в половине того дома, другую часть которого занимала Лиза (монахиня Евпраксия).
[7] Завещание было адресовано конкретным людям, среди которых были и считавшие нормальным причаститься один раз в несколько лет. Батюшка советовал причащаться раз в месяц и даже чаще, если есть силы приступать к Чаше с сокрушением сердца о своем недостоинстве, с покаянием и должным приготовлением.
[8] От лат. transcendere – «выходить за пределы». Бог по Своему существу пребывает за пределами человеческого познания, Он вне ограниченности тварного мира. Но Бог познаваем в Своих действиях (энергиях).
[9] Здесь критика не науки, а отношения к ней человека, в частности ученого, который занимается ею не ради того, чтобы принести пользу людям, а по причине увлечения той или иной областью науки, любопытства. В результате видим немало печальных последствий научно-технического развития.
[10] Расстройству по поводу, во-первых, отсутствия плодов духовной жизни; во-вторых, из-за опасений, как бы чего не случилось в жизни.
[11] Прп. Исаак Сирин.
[12] Воля Божия открыта каждому человеку в голосе совести и правды, что выражено, в частности, в соответствующих законах. Поэтому убивать, например, противника во время сражения есть добро, поскольку это является выражением голоса совести в борьбе за правду. Напротив, спасать приговоренного к смерти страшного бандита – зло, поскольку является противлением и совести, и правде.
[13] Преподобный авва Дорофей.
[14] Это падение происходит, когда добрые дела совершаются или напоказ, или с тщеславием, или лицемерно, или по расчету, и т. п.
[15] У Франциска Ассизского даже стигматы появились.
[16] «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас».
[17] Это строгое предупреждение относится к тем, кто смотрит на своего духовника как на оракула, безошибочно возвещающего волю Божию по всем вопросам. Однако наставник в лучшем случае является только старшим попутчиком на духовном пути, который сам он не прошел, а идет по нему вместе с другими. Прошли этот путь только достигшие бесстрастия, а таких «богодухновенных наставников нет у нас!», - пишет святитель Игнатий. Поэтому в высшей степени опасно для нашего времени отдать наставнику свой ум и свою душу, как это бывает с влюбленными. Тогда наставник становится тем идолом, кумиром, от жертв (душевных и материальных) которому «с гневом отвращается Бог». По учению святителей Игнатия и Феофана, отношения с духовником должны строиться на основе совета, а не послушания, и указания его необходимо проверять по «компасу» – учению Святых Отцов.
Поэтому духовник совершает тяжкое преступление, когда подчиняет себе простодушного верующего, делает его своим рабом, идя, таким образом, против Самого Христа, назвавшего учеников друзьями, а не рабами (см.: Ин.15:15).
[18] Из жития преподобного Арсения Великого.
[19] Потому от диавола, что у всех начинающих молитва всегда бывает с рассеянностью. И по этой причине прекратить молиться значит вообще остаться без Бога.
[20] Принятие монашества.
[21] Игумен Серафим (Бушуев; †1974), служил в Ташкенте.
[22] Блудный и тщеславия.
[23] Письмо к очень больной пожилой женщине.
[24] Одно дело – полное уединение, на которое способны лишь познавшие свою немощь, смирившиеся и стяжавшие дар непрестанной молитвы. Этот подвиг очень редкий. Поэтому самочинно принявшие его на себя, как правило, погибали и духовно, и телесно. Другое дело – призыв избегать ненужных разговоров, праздности, которые лишь умножают наши грехи.
[25] Это предупреждение тем, кто горит желанием спасать всех вокруг себя. Ибо духовный закон гласит: спаси самого себя, и вокруг тебя спасутся тысячи (прп. Серафим Саровский). Не поставленному специально на пастырское служение опасно учить других, ибо таковой может много повредить и себе, и другим. Об этом сказал Господь: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 23:15).
[26] «Бесприютной чайке» посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Чайка».