Конкурс № 4. Литературная викторина для детей и родителей
Тимирязевская районная библиотека
Год
Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Задачи:
-изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
-расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
-развивать творческие способности;
-оказать семье информационную помощь;
-выявить самую читающую семью.
Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.
При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:
-за эстетичность оформления книги;
-за сложность в ее изготовлении;
-за творческие идеи;
-за содержательность книги.
Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д.
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении», «Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».
Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей, листочки с заданиями, ручки, пластилин, пластинки, стеки, досточки, подарки.
Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи – участницы викторины.
Библиотекарь: - Добрый день, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашего сельского округа.
Выходит мальчик, читает стихотворение И.Токмаковой «Когда мне…»:
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
Библиотекарь: -Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
- А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.
Библиотекарь: - Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс.
Конкурс №1. «Пословицы о книге и чтении»
- Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)
Конкурс № 2. «Писатели и поэты» (Приложение №1)
– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии.
(1.С.Я. Маршак, 2.С.В. Михалков, 3.Ш. Перро,
4.А.С. Пушкин, 5.Н.Н. Носов, 6.К.И. Чуковский,
7.И.А. Крылов, 8.Г.Х. Андерсен.)
Конкурс № 3. «Отгадай художника» (Приложение №2)
– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника.
(1.М. Врубель, 1-А.«Царевна-лебедь»,
2.В. Васнецов, 2-А.«Иван Царевич на сером волке»,
3.И. Билибин, 3-А.«Сестрица Аленушки и братец Иванушка»,
4.Е. Чарушин, 4-А.«Теремок», 5.В. Конашевич,
5-А.«Муха Цокотуха»)
Конкурс № 4. Литературная викторина для детей и родителей
Вопросы для детей (родители помогают):
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)
Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
Что болело у бегемотиков? (Животики)
Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
Вопросы для родителей:
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
Какому автору принадлежат строки:
«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов)
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
В чем была сила Черномора? (В бороде)
Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)
На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)
Конкурс № 5. «Волшебное средство» и «Путаница» (Приложение №3)
Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.
Волшебное средство:
-у Буратино (золотой ключик)
-у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
-у Оле-Лукойе (зонтик со снами)
-у солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница:
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
Идет медведь, качается, вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается, сейчас я упаду» (Бычок)
Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой)
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, лягушки глаз не сводит… (Вороны)
Конкурс № 6. «Творческий»
Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!
В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает памятный подарок.
Приложение №2 (1)
Приложение №2 (1-А)
Приложение №2 (2)
Приложение №2 (2-А)
Приложение №2 (3)
Приложение №2 (3-А)
Приложение №2 (4)
Приложение №2 (4-А)
Приложение №2 (5)
Приложение №2 (5-А)
Приложение №3
Команда _____________________________________________________________
(название команды)
«Волшебное средство»:
Задание: напишите, какое волшебное средство было у героев сказок .
-у Буратино __________________________________________________________
-у девочки Жени из сказки Катаева_______________________________________
-у Оле-Лукойе ________________________________________________________
-у солдата из сказки Андерсена _________________________________________
«Путаница»:
Задание: исправьте ошибки в стихотворениях.
Ответы:
Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. Не_________________, а____________________
Идет медведь, качается, вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается, сейчас я упад» Не_________________, а____________________
Жил старик со своею женою
У самого синего моря. Не_________________, а____________________
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит… Не_________________, а____________________
Количество правильных ответов:
- «Волшебное средство» - ______
2. «Путаница» - ______________
Всего: _______________________
Приложение №1 (1)
Приложение №1 (2)
Приложение №1 (3)
Приложение №1 (4)
Приложение №1 (5)
Приложение №1 (6)
Приложение №1 (7)
Приложение №1 (8)