Послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мукаукису[922], правителю Египта
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал послание Джурайджу бин Матта[923], которого называли мукаукисом и который являлся правителем Египта и Александрии, где было сказано:
– Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, мукаукису, правителю коптов.
Мир тому, кто следует правильным путем, а затем:
Я обращаюсь к тебе с призывом к исламу: прими ислам, и ты будешь спасен, прими ислам, и Аллах дарует тебе твою награду дважды, если же ты откажешься, то понесешь на себе (бремя) грехов всех коптов! «О люди Писания! Придите к слову, равному для нас и для вас, о том, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в сотоварищи и не будут одни из нас считать других господами помимо Аллаха! А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся”»[924].[925]
Для доставки этого послания пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал Хатиба бин Абу Бальта‘а, да будет доволен им Аллах. Явившись к мукаукису, Хатиб сказал ему: “Поистине, до тебя уже был человек, утверждавший, что он – Высочайший Господь, но Аллах подверг его наказанию в этом мире и в мире ином и отомстил ему, так учись же на примере других и не доводи дело до того, чтобы другие учились на твоем примере!”
Мукаукис сказал: “Поистине, у нас есть своя религия, и мы можем отказаться от нее только ради чего-то лучшего!”
Хатиб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы призываем тебя к религии ислама, которой Аллах возместит тебе все, что ты утратишь. Поистине, этот пророк обратился со своим призывом к людям, из которых упорнее всего сопротивляются ему курайшиты, наибольшую враждебность проявляют иудеи, а ближе всех к нему христиане. И, поистине, благая весть Мусы об Исе подобна благой вести Исы о Мухаммаде, а мы призываем тебя к Корану так же, как ты призываешь к Евангелию тех, кто верует в Тору. Те люди, среди которых появляется любой пророк, и составляют собой его общину, и люди обязаны подчиниться ему! Ты тоже относишься к числу тех, среди которых появился этот пророк, а мы не запрещаем тебе придерживаться религии Христа, но, напротив, велим тебе следовать этой религии!”
Мукаукис сказал: “Поистине, я думал о деле этого пророка и пришел к выводу, что он не велит ничего неприемлемого. Я не считаю его ни заблудшим колдуном, ни лживым прорицателем, и я вижу знамения его пророчества, ибо он говорит о скрытом и сообщает о тайном, и я подумаю еще”.
После этого он взял послание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и положил его в шкатулку из слоновой кости, запечатав эту шкатулку и отдав ее своей рабыне. А потом он призвал к себе писца, умевшего писать по-арабски, и продиктовал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свой ответ:
– С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Мухаммаду бин Абдуллаху от мукаукиса, правителя коптов. Мир тебе, а затем:
Я прочитал твое послание и понял, о чем ты в нем говоришь и к чему призываешь. Я знал, что пророк должен был прийти, но думал, что он появится в Шаме. Я оказал почет твоему посланцу и направил тебе в подарок двух невольниц, которые происходят из благородных коптских семей, одежду и мулицу, чтобы ты ездил на ней. Мир тебе.
Он ничего не добавил к этому и не принял ислам, что же касается девушек, то ими были Мария и Сирин, а мулица по кличке Дульдуль дожила до времени правления Му‘авиййи.[926] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал Марию своей наложницей, и она родила ему сына Ибрахима, а Сирин была подарена Хассану бин Сабиту аль-Ансари, да будет доволен им Аллах.