История лицемеров
Ибн Исхак передал: «В числе людей, которые оказали гостеприимство иудеям и названы лицемерами — «мунафикун», из племен Аус и Хазрадж (а Аллах лучше знает), из Бану Хабиб ибн Амр ибн Ауф были: Джулас ибн Сувайд ибн ас-Самит, его брат аль-Харис ибн Сувайд; Джулас, который известен тем, что отстал от Посланника Аллаха при завоевании Табука и сказал: «Если этот человек говорит правду, то мы хуже ослов». Эти его слова передал Пророку Умайр ибн Саад. Он был под опекой Джуласа, который взял себе его мать после смерти отца его. Умайр ибн Саад сказал ему тогда: «Ей-богу, о Джулас! Ты для меня — самый любимый человек, самый добрый и самый дорогой, чтобы нанести тебе вред. Ты сказал такое, что если я доложу о нем, то я тебя разоблачу. А если умолчу, то пострадает моя вера. Но одно из них лучше другого». И пошел он к Пророку и передал ему то, что сказал Джулас. Джулас клялся именем Аллаха Пророку и говорил ему, что Умайр оболгал его, что он не говорил то, о чем сообщил Умайр ибн Саад. Тогда Аллах сказал о нем: «Они клянутся именем Аллаха, утверждая, что не говорили ничего такого. Но они сказали греховные слова и осквернили веру свою после принятия ими ислама. И задумали они то, чего не достигли, и мстят они только за то, что обогатил их Аллах и Его посланник большой милостью. И если они покаются, то это будет лучше для них; а если откажутся от покаяния, то Аллах подвергнет их мучительным наказаниям в этой жизни и в жизни загробной. И не будет у них на земле ни заступника, ни помощника!» (9:74).
Утверждают, что он покаялся, покаяние его было искренним, и стал он известен как добрый мусульманин.
Из Бану Лаузан ибн Омар ибн Ауф: Набталь ибн аль-Харис, о котором Пророк сказал: «Кто хочет увидеть шайтана, пусть посмотрит на Набталя ибн аль-Хариса», приходил к Пророку, чтобы поговорить с ним, послушать, о чем он говорит. Потом его разговоры передавал лицемерам. Он говорил: «Мухаммад легковерен: что ему рассказывают, тому он и верит». Об этом Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть и такие, которые причиняют обиду Пророку и говорят: «Он легковерен». Скажи: «Легковерность лучше для вас!» Он верует в Аллаха и верит верующим. И будет милость тем из вас, которые уверовали; а тем, которые причиняют обиду Посланнику Аллаха, им будет наказанье мучительное» (9:61).
Мне передал один из людей рода Абу аль-Аджлана, которому рассказали следующее: «К Пророку пришел Джабраиль, да будет мир над ним, и сказал: «К тебе подсаживается человек с висящими губами, с торчащими волосами, с темно-красными щеками, красными глазами, как две медные кастрюли, он тупее осла. Он передает твои разговоры лицемерам. Берегись его!» Рассказывают, что это были отличительные черты Набталя ибн аль-Хариса.
Из рода Бану Дабиа ад-Дирар: Саалаба ибн Хатиб и Муаттиб ибн Кушайр дали обет Аллаху в том, что, если они получат от Бога добра, тогда они и будут давать милостыню бедным. И вся их история до конца. Муаттиб — это тот, кто сказал в день битвы у горы Ухуд: «Если бы это наше дело было правое, то нас бы здесь не убивали». Об этом Аллах ниспослал следующие слова: «А другая часть думала в душе несправедливую думу об Аллахе, как во времена язычества, говоря: «Если бы наше дело было правое, то нас бы здесь не убивали» (3:154) и до конца истории. Именно он сказал в дни битвы за Медину следующие слова: «Мухаммад давал нам обещания, что мы будем владеть сокровищами Хосрова и Цезаря. А на самом деле мы даже по нужде не можем отходить далеко от своих людей». Аллах об этом сказал: «И вот лицемеры и те, в сердцах которых порча, говорят: «То, что обещал нам Аллах и Его посланник, — только обман!» (33:12).
Из рода Бану Умаййа ибн Зайд ибн Малик: Вадиа ибн Сабит был в числе строителей мечети ад-Дирар (мечети лицемеров), он известен своим высказыванием: «Мы просто болтаем и играем». Всемилостивый и Всевышний Аллах про них ниспослал следующие слова: «А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: «Мы просто болтаем и играем!» Скажи: «Разве не над Аллахом, Его аятами и Его посланником вы издевались?» (9:65) и до конца рассказа.
Из рода Бану Убайд ибн Зайд ибн Малик: из дома Хизама ибн Халида была сделана мечеть ад-Дирар, откуда потом их разогнали.
Потом из рода Бану Хариса ибн аль-Харис ибн аль-Хазрадж ибн Амр ибн Малик ибн аль-Аус: Мирбаа ибн Кайзи известен тем, что, когда Пророк проходил через его огород, направляясь в Ухуд, сказал: «Не разрешаю тебе я, о Мухаммад, если ты — Пророк, пройти через мой огород». Взял в руку горсть земли и сказал: «Ей-богу, если бы я знал, что не попаду этой землей кому-нибудь другому, кроме тебя, то я бы кинул ее». Люди бросились на него, чтобы убить. Но Пророк сказал: «Оставьте его! Этот человек слеп: у него и сердце слепое, и глаза слепые». Саад ибн Зайд, брат Абу аль-Ашхала, ударил его луком по голове и рассек ее до крови.
Его брат Аус ибн Кайзи, который говорил Пророку во время битвы аль-Хандак: «Наши дома беззащитны. Разреши нам, и мы вернемся к ним!» В Коране о них сказано: «Они говорят: «Наши дома беззащитны». А они не беззащитны. Они хотят лишь сбежать» (33:13).
Из рода Бану Зафар (имя Зафара — Кааб ибн аль-Харис ибн аль-Хазрадж): Хатиб ибн Умаййа ибн Рафиа был дородным стариком и упорно держался язычества. У него был сын по имени Йазид ибн Хатиб, считавшийся одним из лучших мусульман. Был ранен в битве Ухуд до такой степени, что не мог передвигаться. Был перенесен в дом Бану Зафар.
Мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада: «В доме вокруг него собрались мусульмане: мужчины и женщины. А он был при смерти. Они стали говорить: «Радуйся, о ибн Хатиб, попадешь в райский сад». Тогда проявилось лицемерие его отца, который воскликнул: «Да, только в сад из могильника (гармала)!!! Обманули этого несчастного, ей-богу!»
Бушайр ибн Убайрак, которого звали Абу Таама, был известен тем, что украл две кольчуги. О нем в Коране сказано: «И не спорьте из-за тех, которые обманывают друг друга. Ведь Аллах не любит обманщиков и грешников!» (4:107). И Кузман, союзник их.
Рассказал мне Асим ибн Омар ибн Катада, что Пророк говорил: «Он попадет в ад». Он мужественно сражался в битве при Ухуде, убил нескольких язычников, был сильно ранен, так, что не мог передвигаться самостоятельно. Его принесли в дом Бану Зафар. Мусульмане ему говорили: «Радуйся, о Кузман, ты хорошо сражался сегодня. Ты был ради Аллаха ранен». Он ответил: «Чему мне радоваться? Я воевал лишь затем, чтобы защитить своих сородичей». Когда нестерпимо заболели раны, он взял стрелу из колчана, перерезал вены на руке и так покончил собой.
Мне передавали, что Джулас ибн Сувайд ибн Самит до своего покаяния, Муаттиб ибн Кушайр, Рафиа ибн Зайд и Бишр называли себя мусульманами. Когда между ними и другими сородичами-мусульманами возник спор, мусульмане призвали их обратиться к Пророку для разрешения спора. А эти предложили им обратиться за тем же к жрецам, которые были судьями в язычестве. Тогда о них Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видишь, как те, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что было ниспослано до Тангуту, хотят обратиться за решением спорного вопроса к шайтан, в то время как им велено не веровать в него, между тем шайтан хочет сбить их с пути и ввести в тяжкое заблуждение» (4:60) и до конца рассказа.
Из Бану Джушам ибн аль-Хазрадж, затем из Бану Сальма: аль-Джадд ибн Кайс известен тем, что произнес: «О Мухаммад! Ты призывай меня, но не соблазняй!» Аллах сказал: «Некоторые из них говорят: «Призывай меня, но не соблазняй!» Разве они не попали в соблазн? Ад полон неверными» и до конца рассказа (9:49).
Из Бану Ауф ибн аль-Хазрадж: Абдаллах ибн Убайи ибн Салуль был главой лицемеров, обычно они собирались у него. Он известен тем, что сказал: «Если мы вернемся в Медину, то могущественный уйдет из нее униженным». Речь шла о завоевании Бану аль-Мусталак. Относительно этих его слов была ниспослана сура «аль-Мунафикун» («Лицемеры») целиком. В этой суре говорится об этом, о Вадиа — человеке из Бану Ауф, Малике ибн Абу Каукале, Сувайде и Даисе — это люди из группы Абдаллаха ибн Убайи ибн Салуля. Абдаллах ибн Убайи ибн Салуль и эти люди из его племени вели разговоры втайне с Бану ан-Надир, когда их окружил Пророк. Они говорили: «Если вас изгонят, то Мы уйдем вместе с вами, мы никому не подчинимся ради вас. Если на вас пойдут войной, то мы вам поможем». Об этом в Коране сказано: «Разве ты не обратил внимания на лицемеров, которые говорили своим братьям-неверным, поклоняющимся Писанию: «Если вас изгонят, то мы уйдем вместе с вами. Мы никому не подчинимся ради вас. Если на вас пойдут войной, то мы вам поможем». Аллах свидетель, что они лгут» (59:11). Затем следует рассказ из этой же суры до слов: «Они подобны шайтану, когда он говорит человеку: «Будь нечестив!» Когда же этот становится нечестивым, говорит: «Я не несу ответственности за тебя! Я боюсь Аллаха, Господа миров» (59:16). Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам, сославшись на Зияда ибн Абдаллаха аль-Баккаи, передает рассказ Мухаммада ибн Исхака аль-Мутталиби, который говорил: «В числе тех, кто использовал ислам в качестве защиты и вступил в него вместе с мусульманами, открыто заявил о своем принятии ислама, будучи лицемером, были следующие еврейские священники из племени Бану Кайнука: Саад ибн Ханиф, Зайд ибн аль-Лусайт, Нуман ибн Ауфа ибн Амр, Осман ибн Ауфа.
Зайд ибн аль-Лусайт известен тем, что подрался с Омаром ибн аль-Хаттабом на рынке Бану Кайнука и, когда потерялась верблюдица Пророка, произнес: «Мухаммад утверждает, что к нему с неба приходят вести. А он не знает, где его верблюдица!» Пророк, когда до него дошли слова этого врага Аллаха по поводу его верблюдицы и Аллах указал ему место нахождения верблюдицы, сказал: «Один человек сказал: «Мухаммад утверждает, что к нему приходят вести с неба и не знает он, где его верблюдица». Я, ей-богу, знаю только то, что сообщает мне Аллах. Он указал мне ее место. Она находится в таком-то ущелье, и ее повод запутался в деревце». Несколько человек из мусульман отправились туда и нашли ее там и в таком состоянии, как об этом говорил Пророк.
Рафиа ибн Хураймала известен тем, что, когда он умер, Пророк сказал: «Сегодня умер один из самых оголтелых лицемеров». Рифаа ибн Зайд ибн ат-Табут известен следующей историей. Когда Пророк возвращался после покорения Бану аль-Мусталак, подул сильный ветер, а мусульмане испугались. Тогда Пророк им сказал: «Не бойтесь! Ветер подул так сильно, извещая о смерти одного из самых оголтелых безбожников». Когда Пророк приехал в Медину, обнаружил, что Рифаа ибн Зайд ибн ат-Табут умер именно в тот день, в который подул сильный ветер.