Коран о битве у рва
В Коране о битве у рва содержится рассказ в суре аль-Ахзаб («Сонмы»): «О вы, которые уверовали! Вспомните милость Аллаха вам: когда шли на вас ополчения, Мы послали против них ветер и невидимые для вас ополчения. Аллах видел, что вы делали». Ополчения — это племена Курайш, Гатафан и Бану Курайза. Ополчения, которые послал Аллах против них вместе с ветром, — это ангелы. «Вот они напали на вас и сверху, и снизу, и вот взоры ваши поникли, сердца доходили до горла, и вы стали думать об Аллахе разные думы. Здесь верующие подверглись испытанию и были сильно потрясены. И вот, лицемеры и те, которые слабы духом, говорят: «То, что обещал нам Аллах и Его посланник, есть только обман». И вот, один отряд из них сказал: «Жители Ясриба! Вам не место здесь, вернитесь!» Один отряд из них просит у Пророка позволения уйти, говоря: «Наши дома остались беззащитными». Но дома не были беззащитными, они хотели лишь убежать. Если бы на них напали в их городе [Медине], потом потребовалась бы битва с врагами, они не сумели бы их одолеть и остались бы в городе лишь немногие [в живых]. А ведь они раньше дали обет Аллаху в том, что назад не отступят. А за обещания Аллаху надо нести ответственность». Это — о Бану Хариса, которые вместе с Бану Салама во время битвы у горы Ухуд хотели отступить. Потом они дали обещание Аллаху, что никогда больше не станут этого делать. Аллах напомнил им данное ими обещание. Далее Всевышний сказал: «Скажи: бегство не принесет вам пользы; если вы и убежите от смерти или от убиения, но недолго будете наслаждаться жизнью. Скажи: «Есть ли кто-нибудь, который сможет вас защитить от Аллаха, если Он захочет сделать вам зло или захочет вас помиловать? Кроме Аллаха, они не найдут себе ни заступника, ни помощника. Аллах знает тех из вас, которые отклоняют [от Пророка] своих братьев [т.е. лицемеры] и говорят им: «Идите к нам!» Очень мало мужества проявляют они, показывая крайнее корыстолюбие среди вас. Когда приходит к ним страх, ты видишь, как они на тебя смотрят: они ворочают глазами, как тот, кто теряет сознание перед смертью. А когда страх проходит, они начинают острословить о вас».
«Они думают, что соумышленники не отступали [племена Курайш и Гатафан]. И если соумышленники опять придут, то они захотят стать кочевниками в пустыне вместе с этими арабами и там только расспрашивать о вашем положении: «Если бы они и были бы с вами, то сражались бы мало». Потом, обратившись к верующим, Всевышний сказал: «Посланник Аллаха показал для вас прекрасный пример, тем, которые желают Аллаха и Судного дня и часто поминают Аллаха. Когда верующие увидели соумышленников, сказали: «Это то, что предвозвестил нам Аллах и Его посланник. Правдив Аллах и Его посланник!» И в них лишь увеличились вера и покорность. Из верующих одни честно исполнили данный Аллаху обет; другие из них кончили свой срок; а некоторые все еще ждут вознаграждения за свои дела, когда Аллах вознаградит верных за их верность и накажет лицемеров, если захочет, или простит их: ведь Аллах — прощающий, милосердный. Аллах отверг неверных за их злобность, и они не встретили добра. А верующих Аллах защитил в этой битве: Аллах — могущественный, сильный. Тех людей Писания [т. е. Бану Курайза], которые помогали им, Он не выгнал их из замков их, вселив страх в их сердца: одна часть из них была убита, а другая — пленена. Он отдал вам их земли, дома и имущество и землю, на которую до этого не ступали ваши ноги [т. е. Хайбар]. Аллах способен на все» (33:9—27).