Да благословит его Аллах и приветствует. Потерпев неудачу, курайшиты потеряли надежду уладить дело миром, так как поняли, что их предупреждения
Потерпев неудачу, курайшиты потеряли надежду уладить дело миром, так как поняли, что их предупреждения, вызовы и предложения ни к чему не приводят и не приведут. Всё это побудило их перейти к открытым нападкам на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и с новой силой обрушить свои преследования на мусульман.
Как уже отмечалось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пользовался всеобщим уважением, и поэтому враждебные выпады против него предпринимали только знатные курайшиты, тогда как никто из рядовых его соплеменников на это не осмеливался.
К числу родственников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наносивших ему всевозможные обиды, относились Абу Лахаб, аль-Хакам ибн Абу аль-Ас ибн Умаййа, Укба ибн Абу Му‘айт, Ади ибн Хамра ас-Сакафи и Ибн аль-Асда аль-Хазди, которые жили по соседству с ним. Так, например, один из них часто бросал ему на спину внутренности верблюда, когда он совершал Намаз, или же подбрасывал их в котел, в котором он готовил себе пищу, и когда случалось нечто подобное, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подцеплял эти внутренности палкой, становился у своих дверей и обращался к людям со словами: «О род Абд Манаф, что же это за соседи?!», а потом выбрасывал требуху на дорогу.
Завидев Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умаййа ибн Халаф всегда начинал злословить о нем и настраивать против него других.
Брат Умаййи, Убайй ибн Халаф, постоянно угрожал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говоря: «О Мухаммад, есть у меня конь, которого я каждый день кормлю просом, и когда-нибудь я сяду на него и убью тебя!»
В конце концов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему в ответ: «Это я убью тебя, если будет угодно Аллаху!», и он действительно убил его в день битвы при Ухуде. А однажды этот Убайй ибн Халаф принес откуда-то истлевшие кости, измельчил их и дунул на них так, что всё это полетело посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прямо в лицо.
Однажды Укба ибн Му‘айт подсел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, послушал, что он говорит, и передал его слова Убаййу, который был его другом. Тот начал порицать посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а потом потребовал от Укбы, чтобы тот плюнул ему в лицо, и он сделал это.
Что же касается Абу Лахаба, то он с самого начала был наиболее ярым врагом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нанес ему множество разных обид. Так, например, Абу Лахаб заявил своим сыновьям, которые были женаты на дочерях посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Рукаййе и Умм Кульсум: «Я откажусь от вас, если вы не разведетесь с дочерьми Мухаммада!» Его жена поддержала его, сказав: «Разведитесь с ними, ибо они — вероотступницы, дайте им развод!»
Жена Абу Лахаба, которую звали Умм Джамиль Арва бинт Харб, также крайне враждебно относилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и к его призыву, и дело доходило до того, что по ночам она разбрасывала на пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, покрытые колючками ветки, чтобы они поранили себе ноги.
Когда она услышала ту суру Корана, в которой говорится:
«Да пропадут руки Абу Лахаба, а сам он уже пропал, и не избавило его богатство его и то, что он приобрел! Будет он гореть в пылающем Огне и жена его [тоже], носильщица дров, на шее у которой — веревка из пальмовых волокон!» (Пальмовые волокна, 1–5), то набрала полную горсть мелких камешков и двинулась на поиски посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который в это время сидел у Каабы вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. И Аллах сделал так, что она увидела одного только Абу Бакра, у которого она спросила: «А где же твой товарищ? Я слышала, что он порочит меня, и клянусь Аллахом, если бы я нашла его, то бросила бы эти камни ему в лицо! Клянусь Аллахом, я тоже могу сочинять стихи!» И она сказала: «Не подчинились мы достойному порицания, отвергли мы дело его и религию его возненавидели!»
А когда она ушла, Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, не кажется тебе, что она тебя видела?» Он ответил ему : «Она не видела меня, ибо Аллах лишил ее зрения!»
Таким образом, одной из обид, которые посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, претерпел от курайшитов, было то, что они называли его не Мухаммад, что означает «хвалимый, достойный похвалы», а «музаммам» – «достойный порицания, тот, которого бранят», желая нанести ему оскорбления, но Всевышний Аллах оградил его от этого, ведь говорили они о достойном порицания, в то время как он был достоин всяческих похвал.
Различные обиды и оскорбления наносил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также и аль-Ахнас ибн Шариф ас-Сакафи.
Что же касается Абу Лахаба, то он будто считал себя лично ответственным за то, чтобы помешать другим вступить на путь Аллаха. Он постоянно оскорблял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мешал ему совершать Намазы, с презрением относился ко всему тому, что он делал, а однажды, увидев, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершает Намаз, принялся угрожать ему, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закричал на него, схватил за ворот, встряхнул и сказал: «Горе тебе, горе! И ещё раз горе тебе, горе!» (Воскресение, 34–35), а Абу Лахаб воскликнул: «О Мухаммад, ты что, угрожаешь мне?! Клянусь Аллахом, ни ты, ни Господь твой ничего мне не сделаете!» Однажды Лахаб спросил своих приятелей: «Разве Мухаммад не опозорил себя перед вами?» Они ответили: «Да». Тогда он сказал: «Клянусь ал-Лат и аль-Уззой, если я увижу его, то наступлю ногой ему на шею и опозорю его ещё больше!» И он выбрал время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал Намаз, и стал приближаться к нему, но неожиданно попятился назад, закрываясь от чего-то руками. Его спросили: «Что с тобой, о Абу аль-Хакам?» Он ответил: «Поистине, отделил меня от него огненный ров, и увидел я нечто ужасное и какие-то крылья!», а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы приблизился он ко мне еще на шаг, ангелы непременно разорвали бы его на куски!»
Что же касается Укбы ибн Абу Му‘айта, то он тоже совершил нечто подобное. Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал Намаз рядом с Каабой, в то время как неподалеку сидел Абу Джахль со своими приятелями. Один из них спросил: «Кто из вас положит Мухаммаду на спину шкурку животного, которого принесли в жертву из такого-то рода, когда он склонится в земном поклоне?» И это вызвался сделать самый низкий из них — Укба ибн Абу Му‘айт, который принес эту шкурку и, дождавшись, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, склонился до земли, положил ее ему между лопаток. Его друзья начали смеяться, наклоняясь друг к другу, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался всё в том же положении и не поднимал головы до тех пор, пока подошедшая к нему Фатима, да будет доволен ею Аллах, не сбросила это с его спины на землю, после чего он поднял голову и сказал: «О Аллах, Ты должен покарать курайшитов!» Эти слова сразу подействовали на них, поскольку они считали, что проклятия, произносившиеся в этом месте, обязательно исполнялись. Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он перечислил их всех поименно, говоря: «О Аллах, Ты должен покарать [такого-то]!», и в день битвы при Бадре все эти люди нашли свою смерть.
Больше всех издевались и насмехались над посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нижеперечисленные пять человек: аль-Валид ибн аль Мугира аль-Махзуми, аль-Асвад ибн Абд Йагус аз-Зухри, Абу Зам‘а аль-Асвад ибн Абд аль-Мутталиб аль-Асади, аль-Харис ибн Кайс аль-Хуза‘и и аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми. И Аллах поведал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Он защитит его от зла их, сказав: «Поистине, избавили Мы тебя от издевающихся…» (Аль-Хиджр, 95), и это стало назиданием для всех остальных.
Что касается аль-Валида, то за несколько лет до этого его легко ранили стрелой. Рана никогда не беспокоила его, но после того, как Джибриль указал своей рукой на шрам от нее, старая рана снова стала беспокоить его и мучила до самой смерти.
Что касается аль-Асвада ибн Абд Йагуса, то Джибриль указал рукой на его голову, после чего она покрылась язвами, от которых он и умер. По другим сообщениям, он погиб в пустыне от самума (обжигающего ветра). Сообщается также, что Джибриль указал рукой на его живот, после чего его поразила водянка, живот его раздулся, и он умер.
Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало уже невмоготу терпеть обиды, которые наносил ему аль-Асвад ибн Абд аль-Мутталиб, он проклял его, воззвав к Аллаху: «О Аллах, лиши его зрения и отними у него сына!», после чего Джибриль бросил ему в лицо колючку, и он ослеп, а через некоторое время он поразил и его сына Зам‘у, который вскоре умер.
Что касается аль-Хариса ибн Кайса, то в теле его разлилась желчь, нечистоты стали выходить у него через рот, и он умер от этого.
И, наконец, аль-Ас ибн Ваиль наступил ногой на шип какого-то ядовитого растения, яд его распространился по всему его телу, достиг головы, и он скончался.
Всё, о чем мы рассказали, составляет собой лишь малую часть того, что пришлось перенести посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульманам из племени Курайш после открытого обращения к людям с призывом к Аллаху. А когда положение стало совсем трудным, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпринял два шага.