Пост детей

— Геронда, должны ли поститься перед Святым Причастием пяти-шестилетние дети?

— По крайней мере, вечером, накануне того дня, в который они будут причащаться, им надо покушать

3 Тридцать девятый день после Пасхи, когда в последний раз в храме поется «Христос Воскресе» и другие пасхальные песнопе­ния.— Прим. перев.


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

постную пищу с маслом. Но этот вопрос находится в компетенции духовника. Лучше, чтобы мать спросила ду­ховника, как поститься её ребёнку, потому что у малы­ша могут быть проблемы со здоровьем и ему, к приме­ру, нужно пить молоко.

— Геронда, а сколько времени маленький ребёнок должен поститься?

— Если ребёнок крепкий, отличается здоровьем, то он может поститься. Кроме того, сейчас в продаже име­ется огромное количество постных продуктов. Раньше дети постились и целыми днями носились и играли. В Фарасах Великим постом все — и дети, и взрослые — пос­тились до девятого часа4. Родители собирали детей в кре­пости, оставляли им игрушки, чтобы те играли, а в три часа пополудни, когда церковный колокол звонил на Ли­тургию Преждеосвященных Даров, шли в церковь и причащались. Святой Арсений Каппадокийский говорил: «Дети, если они целый день играют, о еде даже не вспо­минают. Так неужели они не выдержат поста сейчас, когда в посте им помогает и Христос?»

И взрослых, которые не постятся, начинает обличать совесть, когда они видят, как постятся дети. Помню, я был маленьким и работал со своим мастером в одном доме. Там же мы и обедали. По средам и пятницам я уходил, не оставаясь на обед, и шёл есть к себе домой, потому что эти люди не постились. Однажды, помню, была среда, они принесли пирожные и хотели меня угос­тить. «Спасибо, — сказал им я, — но я пощусь». — «По­гляди-ка, — удивились они, — мальчуган постится, а мы, взрослые дяди, едим всё подряд».

4 То есть ничего не ели и не пили до трех часов пополудни — де­вяти часов по византийскому времени.

О воздержании в повседневной жизни 201

Пост детей - student2.ru Пост с любочестием

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит. «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл [пос­тами совершая пост от любви ко Христу, он будет радо­ваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом3. И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладитель­ные напитки.

И погляди, многие мирские люди не могут выдер­жать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре, напро­тив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объя­вив голодовку протеста — от упрямства, настырности, — чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы даёт. То, что они делают, — это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха, с радостью громко поют: «Христос Воскресе», думая при этом о том, как они сейчас хоро­шо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделать Христа царём за то, что Он накормил их в пустыне 6.

А помните, что говорит Пророк? «Проклят творяй дело Господне с небрежением»7. Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него бу­дут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное.

5 См. Мф. 27, 34; Мк. 15, 36; Лк. 23, 36 и Ин. 19, 29.

6 См. Ин. 6, 5-15.

7 Иер. 48, 10.

202 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

О воздержании в повседневной жизни




Пост детей - student2.ru То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не пос­тится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположе­ние? А вот расстройство, огорчение того человека, ко­торый хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается. Ведь тот, кто имеет си­лы и подвизается, чувствует и некое удовлетворение. Сегодня приходила одна несчастная женщина лет пя­тидесяти пяти. Она плакала, потому что не может пос­титься. Муж с ней развелся. У неё был один ребёнок, который попал в аварию и погиб, и она осталась одна. Её мать тоже умерла, и у неё нет ни крыши над голо­вой, ни куска хлеба. То одна, то другая из её знакомых берут эту женщину в свой дом, и она делает там ка­кую-нибудь работу. «У меня на совести лежит тяжкий груз, отче, — сказала мне несчастная, — потому что я ничего не делаю. И хуже всего то, что я не могу пос­титься. Ем что мне дают. Иногда, в среду и пятницу, дают постное, однако часто дают скоромное, и я бы­ваю вынуждена есть скоромное, потому что, если я не ем, теряю силы и не могу стоять на ногах». — «Ешь, — сказал я ей, — поскольку у тебя нет сил». Человек дол­жен за собой следить. Если он видит, что его сил не хватает, то пусть съест побольше. «Определи себе ме­ру»,— говорит преподобный Нил Постник8.

-— Геронда, а как в старину некоторые женщины в деревнях ничего не ели с чистого понедельника и до суб­боты Святого Федора Тирона?9 Как у них хватало сил на

8 См. Творения преподобного отца нашего Нила Синайского.
М, 2000. С 130.

9 То есть воздерживались от пищи и воды пять дней.

такой пост — с кучей дел, с домом, детьми, скотиной, огородами?

— В своем помысле эти женщины говорили: «Если бы мы постились по-настоящему, то должны были бы ниче­го не есть до Великой Субботы». Ну ладно, думали, попо­щусь хоть до субботы первой седмицы — ведь эта суббо­та наступит скоро. Или, может быть, они думали: «Христос постился сорок дней10. Так что же, я не могу по­поститься всего одну неделю?» А кроме того, эти женщи­ны отличались простотой и поэтому могли выдержать та­кой пост. Если у человека есть простота, смирение, то он приемлет Благодать Божию, смиренно постится и боже­ственно питается. Тогда он обладает божественной силой, и во время продолжительных постов у него есть большой «запас прочности». В Австралии один юноша лет двадца­ти семи дошёл до того, что мог ничего не есть в течение двадцати восьми дней. Духовник прислал его ко мне, что­бы он мне об этом рассказал. Этот юноша был очень бла­гоговейным и имел подвижнический дух. Он исповедо­вался, ходил в церковь, читал святоотеческие книги, а больше всего — Новый Завет. Однажды, читая в Еванге­лии о том, как Христос постился сорок дней, юноша уми­лился сердцем и подумал: «Если Господь, будучи Богом, а по человечеству — Безгрешным Человеком, постился со­рок дней11, то что же надо делать мне — человеку очень грешному?» Поэтому он попросил у духовника благосло­вение на пост, однако при этом даже не подумал выска­зать духовнику свой помысл о том, что в течение сорока дней он хотел совершенно ничего не есть и не пить. Итак, он начал пост с понедельника Первой седмицы Ве­ликого поста и до Крестопоклонной недели постился, не

10 См. Мф. 4, 2 и Лк. 4, 2.

11 Там же.

Наши рекомендации