Серафим Маамди, миссионер, духовное чадо отца Даниила
Знакомство с отцом Даниилом для меня было милостью Божией. Я видел его диспуты с мусульманами, слушал его проповеди, и у меня возникало огромное желание познакомиться с ним. Я еще не знал, что у него была миссионерская школа, но однажды я познакомился с его учеником-миссионером, который впоследствии рассказал обо мне отцу Даниилу, и тот с радостью согласился со мной встретиться. Меня сразу поразила его пламенная вера и мужественный дух, которыми он делился с окружающими его людьми; меня удивил его экзегетический дар, знание Священного Писания, умение толковать его в согласии с мнениями святых отцов, — все это меня впечатляло и вдохновляло идти тем же путем. Безусловно, также впечатляла его любовь к Господу, ревностное Ему служение; он очень любил проповедовать о Христе, и могу сказать, что главную заповедь от своего наставника я получил такую: «Цель миссионера — влюбить во Христа весь мир!»
Помню, отец Даниил однажды сказал мне: «В Саратове есть большая курдская община, владыка благословил ехать, поедешь со мной?» Я смутился и отказался, мол, я еще не готов, мне немного страшновато, ведь я еще мало умудрен в Православной вере. Действительно, я тогда был еще не готов, и уже после мученической кончины отца Даниила мы с братом по благословению епископа Лонгина совершили первую миссионерскую поездку в Саратов.
Отец Даниил постоянно призывал нас к мужеству, и многие его слова мне запомнились на всю жизнь: «Если человек вступил на миссионерское поприще — нет пути назад, Господь взыщет с тех, кто получил талант и закопал его!»; «Главное в миссионерстве — молитва. В начале, в середине и в конце, непрестанная молитва — неотъемлемая часть жизни миссионера. Частое причастие — это основа жизни миссионера. Изучение Священного Писания — одно из трех главных деланий миссионера. И все это есть на Литургии, поэтому, чем чаще вы ходите на службу, тем больший успех в миссии вас ожидает». И еще батюшка говорил так: «Мы проповедуем Евангелие ради Бога, пред Ним, для спасения людей».
Мы видели, что курдский народ просто захлебнулся в религиозной лжи и неумолимо идет в адскую муку, и отец Даниил всячески старался помогать нам в деле миссии среди курдов. Он дал нам книги Нового Завета на курдском языке (кстати, я сам научился читать на курдском именно по этим книгам), он призывал собирать людей, чтобы прочитать для них лекцию, он помогал в переводческом деле, и такое внимание меня очень удивляло и вдохновляло.
Помню, мы обсуждали вопрос о миссионерской поездке в иракский Курдистан (в центр езидизма), чтобы и там проповедь о Христе покорила местное курдское население. Я говорил, что плохо знаю язык, тем более что там другой диалект («сорани»), да и мученический венец мне будет обеспечен, ибо радикализм жителей Ирака известен всему миру. Но отец Даниил сказал, что нечего бояться, ему самому угрожали отрубить голову четырнадцать раз, но неужели мы отступим из-за страха? «Главное, — говорил он, — дерзновенно и мужественно нести Слово Божие, быть свидетелем Христа, ведь мы забываем, что это великая награда».
Он часто говорил о мученичестве, как будто знал, что он прославит Господа именно этим путем. И когда Господь удостоил его мученического венца, мы были очень огорчены, хотя древние христиане радовались бы этому событию. Но потом я осознал, что на все воля Божия, смирился и прославил Бога, ибо теперь на Небесах у нас молитвенник, священномученик Даниил, который молится за нас и помогает заниматься проповеднической деятельностью.
Однажды произошел поразительный случай. На одном мусульманском форуме я нашел фото отца Даниила, где с помощью «фотошопа» он был изображен в одежде средневекового крестоносца с мечом, стоящим на фоне некоего храма. Меня это очень рассмешило, и я решил показать эту фотографию отцу Даниилу. Мы вместе посмеялись, и он попросил вставить фото в рамку, на память. После его мученической кончины, будучи погружен в глубокую скорбь, вспоминая о нем, я пересматривал личный архив. Увидев фотографию «отца Даниила-крестоносца», я просто потерял дар речи: оказалось, что храм, на фоне которого он стоял на фотографии, был храмом Апостолов Петра и Павла в Ясеневе, где его отпевали!
Помню, когда его тело лежало в храме и множество народу подходило к нему прощаться, было чувство, будто привезли великую святыню, настолько благоговейно вели себя люди. Поразительно, но и года не прошло после его смерти, а православные из Сербии, Греции, США и других стран начали почитать отца Даниила священномучеником, по словам Господа: «...ибо Я прославлю прославляющих Меня...» (Цар. 2, 30).
Незадолго до его кончины я попросил его благословения написать книгу, так как в езидизме существуют крайне искаженные представления о христианстве. Отец Даниил обещал помочь мне, но уже не успел. Я верю, что он молится за меня, помогает мне писать апологетические работы, я просто чувствую его помощь. Бывает, возникают какие-то вопросы, но я начинаю слушать его лекции, и сразу же нахожу ответы. Я благодарен Господу, что Он удостоил меня поучиться у священномученика Даниила — я окончил у него однолетний миссионерский курс, и, если я отступлю от миссионерской деятельности, это будет очень подло и несправедливо по отношению к нему, ведь он жизнь отдал за Христа, показав нам пример, показав своей смертью, насколько это серьезно. Как говорил один из великих миссионеров, свт. Иннокентий Московский, «миссионерство есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!»
Проповедуя иноверцам и инославным, отец Даниил проявлял наивысшую любовь к ним, зная, что ничего не может быть важнее спасения души человека. За эту любовь он удостоился мученического венца, поразительно, но все произошло по словам Господа: «...даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, гто он тем служит Богу» (Ин. 16, 2). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем соболезновании по случаю гибели отца Даниила сказал: «Господь призвал к Себе Своего верного служителя, даровав ему возможность явиться исповедником веры и мучеником за дело Евангельского Благовестил». А Павел призывает нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
Отец Даниил открыл мне Священное Писание и мудрость святых отцов, наставил меня в Христовой вере и научил нести Слово Божие. Теперь он молится за нас у Божия Престола, дабы мы неустанно несли Евангелие Царствия Божия; теперь время благоприятное, необходимо собрать всех чад Божиих в единство веры, ибо многие забыли об одной главной евангельской заповеди — проповедовать Евангелие всей твари. В лице апостолов Господь поручил всем христианам идти и научить все народы, поэтому мы должны всех людей привести ко Христу, всех убедить прийти к истине. Это Божие повеление. Еще при жизни отца Даниила и по его благословению я создал две группы в социальной сети «ВКонтакте» — одну о нем самом (дабы выложить его лекции и статьи), а вторую — чтобы вести миссию среди мусульман. Поразительно, что после его смерти эта группа стремительно пополняется людьми, и многие признаются, что, слушая лекции и читая книги батюшки Даниила, они нашли дорогу в храм.
Как говорил святой Иоанн Златоуст, «великая добродетель — дерзновенное, открытое исповедание Христа и предпочтение этого исповедания всему другому так велико и дивно, что Сын Божий Единородный исповедует такого человека перед Отцом Своим, хотя это воздаяние и несоразмерно. Ты исповедуешь на земле, а Он исповедует на небесах; ты — перед людьми, Он — перед Отцом
и всеми ангелами» (Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 17).
В последнюю нашу встречу мы серьезно и глубоко обсуждали тему уранополитизма и национализма; отец Даниил говорил, что «наше жительство — на Небесах», и нельзя христианину прилепляться ни к чему земному; мы на земле, как в гостинице, а дом наш там, где Христос одесную Отца.
Сергей Носенко, главный редактор журнала «Благодатный Огонь»
Я был знаком с отцом Даниилом около двадцати лет, с тех пор, как он, будучи еще школьником, приходил к нам в храм петь на клиросе. Именно с отцом Даниилом мы в 1998 году задумали выпускжу риала «Благодатный Огонь», выработали его концепцию. Отец Даниил был постоянным автором журнала, писал замечательные бескомпромиссные статьи в защиту Православного учения от всевозможных модернистских искажений. Можно вспомнить его первую статью в нашем журнале — «Парижское богословие и неообновленчество», которая и до сих пор не потеряла своей актуальности, его блестящие публикации в «Благодатном Огне» против антихристианского эволюционистского понимания зарождения жизни, статьи против католического прозелитизма в России, в защиту православного учения о пресуществлении Святых Христовых Таин... Отец Даниил был очень начитанным человеком, обладал поистине энциклопедическими познаниями в богословии, что могло бы подвигнуть иного на определенную кичливость и высокомерие, однако он оставался очень простым, сердечным и, главное, очень радостным человеком, всегда доступным для любого разговора. Я очень часто обращался к нему за разъяснением сложных вопросов и благодарен ему за многое. Меня всегда поражали в нем истинное христианское смирение и добродушность в отношении своих критиков. Ведь даже и после того, как около двух лет назад у нас с отцом Даниилом выявились серьезные разногласия и он вышел из редколлегии, — он продолжил сотрудничать с нашим журналом и публиковаться в нем (см. например, его статью «Чудо и честность» // «Благодатный Огонь». № 18). А разногласия с батюшкой были, конеч-
но же, не вероучительного характера: отец Даниил строго обличал любые отклонения от чистоты догматического учения Православной Церкви, и в этом он был непримирим ни с какими либеральными модернистскими увлечениями иных современных богословов. Прежде всего, невозможно было согласиться с учением отца Даниила Сысоева об уранополитизме, которое объясняется очень просто: отцу Даниилу за его миссионерскую деятельность много раз угрожали расправой — он мне несколько лет назад сам показывал распечатки угроз и приговоров к смертной казни. Поэтому душа его чувствовала, что рано или поздно угрозы осуществятся, — отсюда его пренебрежение заботами о земном отечестве-«гостинице» и мысли о небесном гражданстве, постепенно развитые в гипертрофированное целостное уранополитическое учение.
... Без патриотизма и любви к Отечеству сейчас уже не было бы ни одного кипрского православного: турки киприотов-уранополитов вырезали бы за одну ночь. Но, слава Богу, православные киприоты — не уранополиты, а ярые патриоты, и только поэтому на Кипре существует Кипрская Православная Церковь! Не будет так не любимых приснопамятным отцом Даниилом патриотов — не будет Церкви и в России, да и самой России не будет, ибо тогда русские люди будут кормить чужую армию в оккупированном государстве, а в каждой деревне будет своя поместная секта. И — никакой миссии, делу которой отец Даниил мученически отдал свою жизнь.
Мученичество — это не красивые слова, а поступок: когда человек своим примером демонстрирует и доказывает свою веру во Христа. Если миссионер в своей деятельности будет распускать экуменические сопли толерантности, то он никого к Церкви не приведет и только утвердит инославных и иноверцев в их ереси и зловерии.
Но отец Даниил так не поступал, миссионером он был настоящим. А словам, какими бы сладкозвучными и правильными они ни были, сейчас никто уже не верит. Только своим примером можно подтвердить свою веру, и отец Даниил ее подтвердил: после четырнадцати полученных
угроз расправиться с ним он не испугался и продолжал проповедь иноверцам о Христе. Если миссионер ради ложной политкорректности будет говорить, что «истина как у нас, так и у вас», или подстраиваться под взгляды и образ поведения неправославного социума, ссылаясь при этом на слова апостола Павла «всем бых вся, да всяко некия спасу», перетолковывая их в экуменическо-постмиссионерском смысле, тогда нецерковные люди сочтут такого «миссионера» за обычного светского чудака, только в рясе, а обращаемые еретики и иноверцы еще больше будут коснеть в своем лжеверии. Так что в этом вопросе отец Даниил никогда не использовал такие лукавые методы проповеди, а обличал как пастырь, верующий, по учению Церкви, что путь ко спасению для иноверцев — только в их присоединении к Православной Церкви. И не прибегал никогда к дешевым миссионерским приемам, подстраиваясь и угождая вкусам и нравам нецерковных людей. Уже одно то, что отец Даниил Сысоев вступил в полемику с открытым забралом, смело, как и подобает воинам Христовым, против такой силы, как радикальный ислам, и обличал его бесстрашно с позиции христианского вероучения, — покрывает все его ошибки и заблуждения вроде вышеупомянутого учения об уранополитизме. В наше время это — настоящий священнический подвиг. А его надуманная идеология уранополитизма умрет вместе со смертью батюшки Даниила.
Без всякого сомнения, просветительская деятельность отца Даниила среди иноверцев станет золотой страницей в истории русского православного миссионерства. Отец Даниил был настоящим миссионером, не боявшимся никаких угроз, и добрым пастырем Христовой Церкви. Вечная память замечательному батюшке отцу Даниилу Сысоеву — новому мученику за Христа.