Решение шариата относительно вставания перед родителями, учеными и благочестивыми людьми
Что касается вставания перед обладателями достоинств, то это дозволено и даже является одним из атрибутов исламской этики. Многочисленные книги ученых различных мазхабов указывают на это.
Аргументы шафиитов. Великий ученый – факих Мухаммад аш-Ширбини в своей книге пишет: «Является Сунной вставание перед обладателями достоинств, таких как знания, благочестивость, честь и т. д., но не для показухи и превознесения»98. Он также сказал, что есть достоверные хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) об этом. Имаму ан-Навави принадлежит отдельная книга на эту тему, которая называется «Книга дозволения вставания перед обладателями и достоинств». В ней он приводит многочисленные хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из которых привел Абу Дауд: «Действительно, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел однажды, и к нему вошел его молочный отец. И он расстелил для него часть своей одежды, и тот сел на нее. А потом пришла его молочная мать, и он расстелил для нее край своей одежды с другой стороны. Затем, когда пришел его молочный брат, Пророк встал и посадил его перед собой».
98 Хатыб аш-Ширбини, «Мугниль мухтадж», т. 3, с. 135
Имам Малик привел в рассказе об Икриме, сыне Абу Джахля: когда тот сбежал в Йемен, за ним отправилась его жена, которая привела его в Мекку мусульманином: когда его увидел Озарение сердец 104
Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то от радости встал, бросился к нему навстречу и накинул на него свой халат.
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал, когда вернулся Джафар из Эфиопии, и он сказал: «Я не знаю, чему больше радоваться – возвращению Джафара или же взятию Хайбара». В хадисе Айши сказано: «Прибыл Зайд ибн Харис в Медину. Когда он постучал в нашу дверь, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал, обнял его и поцеловал». Абу Дауд привел от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха приходил к нам и рассказывал, мы вставали при встрече с ним, чтобы увидеть его входящего».
Аргументы ханафитов. Великий ученый и исследователь Ибн Абидин сказал: «Желательно вставать, почитая входящего». В книге «Куньят» он сказал: «Вставание сидящего в мечети перед входящим в нее, так же как и вставание читающего Коран перед входящим, не является нежелательным, если тот из достойных почитания. Что касается хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха) запрещающего вставание, то это относится к людям, любящим, чтобы вставали ради них».
Аргументы толкователей хадиса. Сказал Абу Сулейман аль-Хаттаби аш-Шафии, толкуя приведенный Абу Даудом от Абу Савда аль-Худри хадис: «Действительно, когда жители Курайзы согласились с решением Саада, он отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на осле лунного цвета, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставайте перед вашим господином и лучшим из вас»». Аль-Хаттаби сказал: «Из этого хадиса следует, что называть какого-либо человека «мой господин» не запретно, если он обладает лучшими достоинствами. А запрет относится к человеку, не darulfikr.ru 105
обладающему таковыми достоинствами, напротив, обладающему мерзкими качествами. Также из этого хадиса следует, что вставание подчиненного перед своим достойным руководителем, а также ученика перед алимом желательно».
Также аль-Хаттаби, толкуя приведенный Муавийей хадис Абу Дауда: «Кто любит, чтобы мужчины приветствовали его стоя, пусть готовится к своему месту в Аду», сказал: «Здесь речь идет о человеке, который любит, чтобы ради него вставали, а порой даже требует, чтобы так делали». В книге «Муснад» имама Ахмада сказано относительно вышеуказанного хадиса Пророка (мир ему и благословение): «Люди из бану ашхаль говорили: «Мы встали перед ним в два ряда, и каждый из нас вставал, приветствуя его, пока он не дошел до Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»»99.
99 «Гиза уль-альбаб шарх манзума аль адаб», т. 1, с. 276
Шейх Абдул-Кадир Иса Озарение сердец 106