Принимать противостояние как вызов
"Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много" (16:9)
В-четвертых, для того, чтобы делать Божье дело по-божески, надо принимать противостояние как вызов, а не как препятствие. В нашем веке подлинного служения без трудностей и противостояния того или иного рода не бывает. Сатана за этим проследит. Работа, вызывающая мало сопротивления со стороны антагонической системы сатаны, это работа, приносящая мало пользы для Господа. Г. Кэмпбэлл Морган сказал: "Если вы не встречаете сопротивления на том месте, где вы служите, вы служите не на том месте."
Павла сопротивление не запугивало. Он даже расцветал, встречаясь с сопротивлением, может быть потому, что понимал: наибольшее сопротивление дьявол оказывает величайшему делу для Господа. Тот факт, что противников много в Ефесе (ср. Еф. 6:12), для него просто означал, что его служению отверста великая и широкая дверь.
Вред, который сатана мог причинить Божьим людям, не оставлял Павла равнодушным: потому он решился "пробыть в Ефесе до Пятидесятницы" (ст. 8), чтобы помочь тамошней церкви бороться с противниками. Ефес имел большую систему организованного язычества, сконцентрированную в знаменитом храме Дианы, или Артемиды. К ритуальному блудодеянию и к половым извращениям не только относились терпимо, но и поощряли их во имя религии. Вдобавок там же было несколько еврейских экзорцистов, которые заявляли, что изгоняют злых духов во имя Иисуса (Деян. 19:13-14). Город был наводнен всякого рода оккультистами (ст. 17-19). Язычество, идолопоклонство, оккультизм, демонизм, суеверия, половые пороки, расизм, религиозная вражда язычников против христиан, евреев против христиан и язычников и евреев друг против друга были распространены и считались нормальными. Может быть, ни одна церковь во времена Нового Завета не имела столько противников, сколько ефесская.
Для Павла великое противостояние представляло собой великие возможности. По прибытии в Ефес он начал работу с укрепления теологической основы некоторых недавно обращенных (Деян. 19:1-7). Затем, продолжая свою работу, он проповедовал в синагоге в течение трех месяцев и в школе Тиранна в течение двух лет (стихи 8-10). Он совершал чудеса, изгонял злых духов и упрекал лжеизгонителей (стихи 11-19).
Позже Павел писал о том, что ему пришлось пережить в Ефесе: "ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии; потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит" (2 Кор. 1:8-10).
И дело не в том, что Павел будто бы считал, что сопротивление не имеет последствий или не стоит внимания. Он был далек от наивности. Нельзя сказать, что он будто бы недооценивал или не принимал во внимание силы или потенциальной опасности противников. Почти ежедневно он лично и непосредственно принимал от них удары. "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем; Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2 Кор. 4;8-11).
Несмотря на пылкое сопротивление, - а на самом деле частично из-за него и через него, - "с такой силою возрастало и возмогало слово Господне" в Ефесе (Деян. 19:20). Именно после этого испытания написал Павел первое послание в Коринф и решил посетить Коринф, расположенный в Ахаии, по пути в Иерусалим (ст. 21).
Однако, он еще не полностью завершил свои дела в Ефесе. Очевидно, возникли некоторые новые возможности или затруднения, которые он описывает как великую и широкую дверь. Некоторое время ефесяне все еще в нем нуждались, и он не хотел покинуть Ефес, не убедившись в том, что это для него была Господня воля - служить в каком-нибудь другом месте. Он вложил огромные силы в работу в Ефесе - и хотел закрепить это вложение.
Когда мы ищем места, где мы могли бы служить Господу, нам надо искать места, где много трудностей, церкви, павшие духом, те группы в нашем собрании, которые нуждаются в том, чтобы лучше понимать Божье Слово, и людей, которые никогда не слышали Божьего Слова или слышали его только в извращенной и несбалансированной форме. Вот где Господь может поистине использовать нас.
Когда Джон Пэтон был студентом университета в Шотландии, Бог призвал его к миссионерской работе в Новых Гибридах. После окончания университета он с его невестой отправились в юго-западную часть Тихого океана и начали работать среди первобытных людоедов на острове Танна. Через несколько месяцев его жена и сын-младенец умерли, и Пэтону пришлось несколько ночей спать на могилах, чтобы помешать людоедам выкопать их трупы и съесть их. После почти четырех лет преданной работы он покинул этот остров, так и не увидев ни одного обращенного. Много лет спустя его сын от другого брака возобновил работу на Танне, - и в конце концов увидел, что все жители острова пришли ко Христу. Когда старший Пэтон вновь посетил этот остров, вождь бывших людоедов спросил его: что это за великая армия окружала его хижину каждую ночь, когда он жил среди них впервые. Это были Божьи ангелы - они защищали его. Сообщают, что, когда он в последний раз покинул Новые Гибриды, послужив и на другом острове, он, благодаря своей верной работе и работе своего сына, мог со слезами сказать: "Я не знаю ни одного местного жителя на этих островах, который не исповедовал бы веры в Иисуса Христа".
Дух сотрудничества
"Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтоб он пришел ко мне; ибо я жду его с братиями". (16:10-11)
Павел, хотя был апостолом и имел привилегию получать от Господа великие откровения, что бы он ни делал, он всегда работал вместе с другими христианами. Он никогда не был этаким "суперстар" среди "проповедников, "звездой", подавляющей тех, кто "ниже" его по должности.
Павел послал Тимофея и Эраста в Македонию (Деян. 19:22), и Тимофей должен был пойти потом в Коринф, возможно, с этим письмом, чтобы напомнить коринфянам "о путях (его) во Христе" (1 Кор. 4:17). Апостол был озабочен тем, что Тимофеем могли пренебречь или плохо к нему отнестись. Коринфяне были горды, самодовольны и упрямы. Если они так сильно сопротивлялись авторитету Павла, они, должно быть, обратят гораздо меньше внимания на Тимофея.
Павел призывает коринфян не давать Тимофею никакого повода почувствовать, что он не находится в безопасности. Тимофей был Господним работником, сотрудником Павла, которого Павел уважал и которому он доверял. Он делает дело Господа, как и я. Коринфяне должны были обращаться с ним с уважением, не запугивать его и не портить его работу среди них. Павел был апостолом и отцом Тимофея по вере, и все же он считал своего молодого друга верным слугой Господа, - как и я. В вере они были равны, и, поскольку Тимофей делал Господне дело, он был достоин чести и уважения, в точности как и сам Павел. Никто не должен был пренебрегать его, то есть считать его маловажной персоной. Наоборот, коринфяне должны были проводить Тимофея назад, к Павлу, с миром... с (назначенными) братьями, не одного. Павел хотел, чтобы со всеми слугами Господними обращались так же, как и с ним самим.
Даже когда Павел был брошен в темницу и группа руководителей Филиппской церкви стала издеваться над апостолом и стремиться к самовозвеличению, он отказывался предаваться возмущению или зависти. "Как бы ни проповедовали Христа, - писал он, - притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться" (Фил. 1:15-18). Вот о чем он всегда заботился.
В записях о миссионерских путешествиях, содержащихся в книге Деяний, мы читаем о Павле и Варнаве, Павле и Силе, Павле и Луке, Павле и Аристархе, Павле и Марке, Павле и Тимофее. Павел всегда служил вместе с кем-нибудь, за исключением того времени, когда он пребывал в заключении. В послании к Римлянам - самой глубокой и самой теологической книге Павла, он посвящает последнюю главу перечислению своих сотрудников, упоминая четыре человека и два дома, которые отличились в работе для Господа. И каждый верующий, как и руководитель - Павел был тесно связан с другими христианами и отождествлял себя с ними. Он не стыдился называть мирских и плотских коринфских верующих своими братьями (1 Кор. 1:10; 2:1; 3:1 и т.п.), или называть юного и застенчивого Тимофея служителем Господнего дела, как и я. Он ставил Тимофея на один уровень с самим собой - таким славным для него было то дело, которое они оба делали.
Павел признавал свою зависимость не только от Господа, но и от других христиан. Никоим образом он не считал себя самодостаточным. Епофрат был для Павла "братом и сотрудником и сподвижником... а (их) посланником и служителем в нужде (его)" (Фил. 2:25). Иоанн Марк, в котором Павел однажды очень разочаровался (Деян. 15:37-39), позже стал для Павла возлюбленным другом, которого Павел считал особенно полезным "для служения" ему (2 Тим. 4:11). Даже беглый раб Онисим, которого Павел приобрел для Христа, будучи в тюрьме, стал "годен тебе (Филимону, хозяину раба) и мне (Павлу)". Онисим стал настолько дорог Павлу, что Павел, по его словам, посылая Филимону этого раба, посылает свое "сердце" (Фил. 12-13).
Некоторых Бог призывает служить руководителями, а некоторых - служить руководителям. Иногда те, кто служат руководителям, делают это всю свою жизнь. Однако часто Бог готовит их к тому, чтобы самим стать руководителями. Но, какой бы ни была роль работника, когда Господне дело делается по Божески, оно всегда будет делаться в духе сотрудничества, единства и взаимозависимости.