Создание церкви: основные события.
Создание Церкви Христовой принято относить ко дню Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов (50-й день после Воскресения Христа), и ученики стали проповедовать на языках разных народов. Однако Греческая Православная Церковь не выделяет особо день Пятидесятницы как время основания Церкви. Греки считают, что Церковь была создана еще в ветхозаветные времена, а в христианскую эпоху она изменилась. То есть можно сказать, что ветхозаветная Церковь жила будущим пришествием Христа, а новозаветная Церковь живет пришедшим Христом. Такое богословие отнюдь не означает, что другие православные церкви не согласны с этим, но в традиции, особенно Русской Православной Церкви, делается акцент на создании Церкви в день Пятидесятницы. После Сошествия Святого Духа Апостолы стали расходиться по разным городам мира проповедовать Христа и основывали там церкви, состоящие из тех, кто веровал во Христа. В первый век нашей эры особым почетом пользовалась Церковь в Иерусалиме, а также значимыми были церкви в крупных городах. К четвертому веку по Р.РҐ. особым авторитетом стали пользоваться такие церкви: Рэерусалимская, Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская. Если возникал какой-то богословский спор, то патриарх (папа) одной церкви аппелировал к другому, собирался собор и разрешался спор. Между различными церквами также возникали разногласия, что приводило к разрывам в отношениях. Так очередной спор между Константинопольской и Римской церквами в начале 11 века привел к длительному разрыву в общении. А после захвата крестоносцами в тринадцатом веке Константинополя произошло отделение Римской церкви от других православных церквей. Римскую церковь стали именовать Римско-католической. Однако, Православную церковь тоже правильно именовать католической, или кафолической, т.е. вселенской (с греч.). Сам термин появился во втором веке для отделения еретических учений от учения истинной Церкви Христовой. По мере распространения православного Христианства на землях Руси, возросло количество верующих, и набрала авторитет Русская Православная Церковь. Несколько веков Русская церковь находилась под управлением Константинопольской церкви, однако со временем это стало очень неудобно, особенно при нашествии турок. Поэтому в конце 16 века Русская Православная Церковь стала самостоятельной, образовав собственный патриархат. Русская Церковь стала пятой церковью после Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Рэерусалимской церквами, дополнив их после отпадения Римской церкви. Что касается протестантских церквей, то они начали появляться в начале шестнадцатого века, откалываясь от Римско-католической церкви из-за несогласия с ее нововведениями и существующими практиками. Таким образом, в настоящее время существует три крупных направления в Христианстве: Православие, Католичество и Протестантизм. Каждая из существующих церквей считает себя истинной и в большей мере сохранившей Предание Апостолов. Однако, при глубоком изучении истории и догматических учений этих церквей, можно выяснить, какая из церквей лучше всего сохранила учение Древней Церкви (первого тысячелетия).
7.Образы Царства Божьего, открытые Иисусом Христом.
Для уяснения Своего учения о Царстве Божием Иисус Христос пользовался жизненными примерами, притчами. В одной из притч Он уподобил Царство Божие овечьему двору, в котором безопасно живут послушные овцы, охраняемые и ведомые добрым Пастырем - Христом: "Я есть Пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня... Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец... есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести, и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь... Я даю им (овцам) жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей... Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою (за овец), чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее" (Ин. 10).
В этом уподоблении Царства Божия овечьему двору подчеркивается единство Церкви: множество овец пребывает в одном огражденном дворе, имеют одну веру и один образ жизни. Все имеют одного Пастыря - Христа. О единстве верующих Иисус Христос молился Своему Отцу перед Своими крестными страданиями, говоря: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино" (Ин. 17:21). Соединяющим началом в Царстве Божием является любовь Пастыря к овцам и любовь овец к Пастырю. Любовь к Христу выражается впослушании Ему, в стремлении жить по Его воле: "Если любите Меня, заповеди Мои соблюдайте". Взаимная любовь верующих есть важный признак Его Царства: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 14:15; 13:35).
Благодать и истина - это два сокровища, которые Господь дал Церкви в качестве главных ее свойств, составляющих как бы самую ее сущность (Ин. 1:17). Господь обещал апостолам, что Дух Святой до конца существования мира сохранит в Церкви Его истинное и неповрежденное учение: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять... Он наставит вас на всякую истину" (Ин. 14:16). Подобным образом мы верим, что и благодатные дары Духа Святого, по сей день и до конца существования мира, будут действовать в Церкви, возрождая ее чад и утоляя их духовную жажду: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки. Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4:14).
Как земным царствам необходимы законы, правители и различные учреждения, без которых никакое государство не может существовать, так и Церковь наделена Господом Иисусом Христом всем необходимым для спасения верующих - Евангельским учением, благодатными таинствами и духовными наставниками - пастырями Церкви. Об этом Он так сказал Своим ученикам: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И, сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого" (Ин. 20:21-22). На пастырей Церкви Господь возложил обязанность учить верующих, очищать их совесть, возрождать их души. Пастыри должны следовать верховному Пастырю в Его любви к овцам. Овцы же должны почитать своих пастырей, следовать их наставлениям, как Христос сказал: "Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас, Меня отвергается" (Лк. 10:16).
Человек становится праведным не мгновенно. В притче о плевелах Христос объяснил, что, как в засеянном поле сорная трава растет среди пшеницы, так и между праведными чадами Церкви находятся недостойные ее члены. Одни люди грешат по неведению, неопытности и слабости своих душевных сил, но каются в своих грехах и стараются исправиться; другие - подолгу коснеют в грехах, пренебрегая долготерпением Божиим. Главным сеятелем соблазнов и всякого зла среди людей является дьявол. Говоря о плевелах в Своем Царстве, Господь всех призывает бороться с соблазнами и молиться: "Остави нам долги наша, как и мы оставляем (прощаем) должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого". Зная духовную слабость и непостоянство верующих, Господь облек Апостолов властью прощать грехи: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, останутся" (Ин. 20:23). Прощение грехов предполагает, что согрешивший искренне сожалеет о своем дурном поступке и желает исправиться.
Но зло не вечно будет терпеться в Царстве Христа: "Всякий делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно. Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:34). Людей, упорствующих в своих грехах или не покоряющихся учению Церкви, Христос повелел исключать из среды благодатного общества, говоря: "Если Церкви не послушает, то да будет тебе он, как язычник и мытарь" (Мт. 18:17).
В Царстве Божием осуществляется реальное единение верующих с Богом и друг с другом. Соединяющим началом в Церкви служит Богочеловеческая природа Христа, к которой верующие приобщаются в таинстве святого Причастия. В Причастии божественная жизнь Богочеловека таинственно снисходит в верующих, как сказано: "Мы (Отец, Сын и Святый Дух) придем к нему и обитель в нем сотворим"; так Царство Божие входит в человека (Ин. 14:23; Лк. 17:21). Иисус Христос подчеркивал необходимость причащения такими словами: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:53-54). Без единения со Христом, человек, как обломившаяся ветвь, духовно вянет и не способен творить добрых дел: "Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. Ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:4-5). Научив Своих учеников необходимости иметь единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения (см. выше), повелев им в заключение: "Сие (таинство) творите в Мое воспоминание" (Мт. 26:26).
Свое благодатное Царство Иисус Христос противополагал миру, во зле погрязшему, говоря Своим ученикам: "Я избрал вас от мира", т.е. выделил из него и "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). "Князь мира сего - дьявол", который есть волк, человекоубийца и отец лжи. Но сыны Царства не должны страшиться лукавого и его сынов: "Ныне князь мира сего изгнан будет вон... Дерзайте, ибо Я победил мир". Царство Христово пребудет до конца мира, и все усилия дьявола и его слуг разрушить Царство Христа, разобьются, как волны об скалу: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18). Эти слова говорят не только о физическом существовании Церкви до конца времен, но и о сохранении ею своей духовной целостности, исполненной благодати и истины.
Иисус Христос учил нас Своим словом и Своим примером. Он является для нас совершеннейшим образцом нравственности. "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" - говорил Христос. И каждый Его поступок, слово и мысль были проникнуты стремлением исполнить волю Отца. Знакомясь глубже с жизнью Спасителя, описанной в Евангелиях, мы видим в Его поступках высочайший пример добродетели. При этом, мы должны понимать, что мы можем следовать Христу только в том, что доступно нам, смертным людям. Мы не смеем воспроизводить Его отдельные поступки, например, Его дела всемогущества и всеведения, что невозможно, но можем и должны следовать общему духу Его добродетелей. Именно в Христе человек находит живой образ идеала, к которому Он призывал всех людей, говоря: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". И немного позже объяснил: "Видевший Меня, видел Отца" (Мт. 5:48; Ин. 14:7).