Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться
Ученики смутились и говорили: если муж и жена сопрягаются для того, чтобы были едино и оставались нерасторжимыми на всю жизнь, так что жена, ежели она не прелюбодействует, не должна быть изгоняема, хотя б она была и злая, то нехорошо жениться. Лучше не жениться и бороться с естественными вожделениями, нежели взять и терпеть у себя злую жену. «Обязанностью человека к жене» называют неразрывный союз их. Некоторые же понимают это так: «если такова обязанность», то есть если человек, незаконно отгоняющий жену, подлежит вине или осуждению, то лучше не жениться.
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.
Поскольку ученики говорили, что лучше не вступать в брак, то Господь в ответ говорит, что хотя стяжание девства есть великое дело, но оно не всеми может быть сохраняемо, а только теми, которым дарует Бог: слова «но кому дано» стоят здесь вместо – которым содействует Бог. Даруется же тем, которые от сердца просят, ибо сказано: «просите, и дано будет вам... всякий просящий получает».
Ибо есть скопцы, которые от чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые соделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Подвиг девства, говорит, есть жребий не многих. Есть скопцы от утробы матерней, то есть люди, которые по природному сложению не имеют влечения к совокуплению с женами, но их целомудрие не приносит им пользы. Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же сами себя ради Царствия Божия суть не те, которые отрезают у себя члены, ибо это преступно, но те, которые воздерживаются. Понимай и так: бывает скопец от природы, то есть как выше сказано, по природному сложению не склонный к любострастию. Оскопляемый от людей есть тот, кто удаляет от себя разжжение плотской похоти вследствие человеческого наставления. Наконец оскопляющий сам себя есть тот, кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решился на подвиг целомудрия. Таковой очень хорош, потому что он независимо от других, сам, произвольно, вступает на путь к Царствию Небесному. Желая же, чтоб мы добровольно подвизались в добродетели девства, Господь говорит: «Кто может вместить, да вместит». Таким образом, Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается.
Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
Матери принесли к Нему детей, да через возложение рук благословит их. Но как они подходили беспорядочно и шумно, поэтому ученики и возбраняли им, а вместе и потому, что думали: не унижается ли достоинство их учителя тем, что приносят к Нему детей. Но Христос, желая показать, что Он больше любит незлобивых, запрещает им и говорит: «не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Не сказал – сих, но «таковых», то есть простых, чуждых злобы и лукавства. Поэтому, если и ныне к какому учителю приходят с детскими вопросами, он не должен отсылать их от себя, но принимать.
И, возложив на них руки, пошел оттуда. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ как только один Бог.
Сей подошел не как искушающий, но как желающий наставления и жаждущий живота вечного. Но подошел ко Христу не как к Богу, а как к простому человеку. Поэтому Господь и говорит: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». То есть если ты называешь Меня благим, как обыкновенного учителя, то называешь не так, потому что никто из людей не благ сам по себе. Это, во-первых, потому, что мы обыкновенно бываем переменчивы, обращаемся от добра ко злу; во-вторых, потому что человеческая доброта в сравнении с добротой Божией есть худоба.
Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя.
Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, чтобы иудеи не сказали, что Он презирает закон. Что же?