Сущность Такфира и его место в шариате. 6 страница
А если же будет сказано: Эти люди не делают такфир каждому, кто противоречит чему то из вопросов разума, однако они делают такфир лишь тому, кто противоречит тем вопросам разума, посредством которых познаётся правдивость посланника, ведь поистине, знание о правдивости посланника строится на них (на определенных вопросах), и когда человек ошибается в них – то получается незнающим о правдивости посланника, и бывает посредством этого кафиром. То будет сказано: Считание посланника правдивым не строится на определённых вопросах из вопросов разногласия, и тем более не строится на том, что мутакаллимы, нововведенчески сделали основой знания о правдивости посланника: Как слово некоторых из му'тазилитов и джахмитов: "Никто не познает правдивость посланника, кроме как если узнает, что мир – появился а не всегда существовал, а это не узнает никто, кроме того, кто узнает, что тела – появившиеся, и не познает он этого, кроме как со знанием о том, что с ней могут происходить всякие явления, либо движения, либо …, и не познает о том, что они являются появившимися, пока не поймёт, что …, и не поймёт человек, что он правдив, пока не узнает, что Господь – Богатый, не нуждается ни в ком, и не поймёт Его богатство, пока не будет знать, что Он не является телом."
إِنْ قِيلَ: هَؤُلَاءِ لَا يُكَفِّرُونَ كُلَّ مَنْ خَالَفَ مَسْأَلَةً عَقْلِيَّةً، لَكِنْ يُكَفِّرُونَ مَنْ خَالَفَ الْمَسَائِلَ الْعَقْلِيَّةَ الَّتِي يُعْلَمُ بِهَا صِدْقُ الرَّسُولِ ; فَإِنَّ الْعِلْمَ بِصِدْقِ الرَّسُولِ مَبْنِيٌّ عَلَيْهَا (4) : [عَلَى مَسَائِلَ مُعَيَّنَةٍ] (5) ، فَإِذَا أَخْطَأَ فِيهَا لَمْ يَكُنْ عَالِمًا بِصِدْقِ الرَّسُولِ فَيَكُونُ كَافِرًا.
قِيلَ: تَصْدِيقُ الرَّسُولِ لَيْسَ مَبْنِيًّا عَلَى مَسَائِلَ مُعَيَّنَةٍ مِنْ مَسَائِلِ النِّزَاعِ، بَلْ مَا جَعَلَهُ أَهْلُ الْكَلَامِ الْمُحْدَثِ أَصْلًا لِلْعِلْمِ بِصِدْقِ الرَّسُولِ، كَقَوْلِ مَنْ قَالَ مِنَ الْمُعْتَزِلَةِ وَالْجَهْمِيَّةِ: إِنَّهُ لَا يُعْلَمُ صِدْقُ الرَّسُولِ إِلَّا بِأَنْ يُعْلَمَ أَنَّ الْعَالَمَ حَادِثٌ، وَلَا يُعْلَمُ ذَلِكَ إِلَّا بِأَنْ يُعْلَمَ (1) أَنَّ الْأَجْسَامَ مُحْدَثَةٌ، وَلَا يُعْلَمُ ذَلِكَ إِلَّا بِالْعِلْمِ (2) بِأَنَّهَا لَا تَنْفَكُّ مِنَ الْحَوَادِثِ: إِمَّا الْأَعْرَاضُ مُطْلَقًا، وَإِمَّا الْأَكْوَانُ (3) ، وَإِمَّا الْحَرَكَاتُ، وَلَا يُعْلَمُ حُدُوثُهَا (4) حَتَّى يُعْلَمَ امْتِنَاعُ حَوَادِثَ لَا أَوَّلَ لَهَا، وَلَا يُعْلَمُ أَنَّهُ صَادِقٌ حَتَّى يُعْلَمَ أَنَّ الرَّبَّ غَنِيٌّ، وَلَا يُعْلَمَ غِنَاهُ حَتَّى يُعْلَمَ أَنَّهُ لَيْسَ بِجِسْمٍ. وَنَحْوُ ذَلِكَ مِنَ الْأُمُورِ الَّتِي تَزْعُمُ طَائِفَةٌ مِنْ أَهْلِ الْكَلَامِ أَنَّهَا أُصُولٌ لِتَصْدِيقِ الرَّسُولِ لَا يُعْلَمُ صِدْقُهُ بِدُونِهَا، هِيَ مِمَّا يُعْلَمُ بِالِاضْطِرَارِ مِنْ دِينِ الرَّسُولِ أَنَّهُ لَمْ يَكُنْ يَجْعَلُ إِيمَانَ النَّاسِ مَوْقُوفًا عَلَيْهَا، بَلْ وَلَا دَعَا النَّاسَ إِلَيْهَا، وَلَا ذُكِرَتْ فِي كِتَابٍ وَلَا سُنَّةٍ، وَلَا ذَكَرَهَا أَحَدٌ مِنَ الصَّحَابَةِ، لَكِنَّ الْأُصُولَ الَّتِي بِهَا يُعْلَمُ (5) صِدْقُ الرَّسُولِ مَذْكُورَةٌ فِي الْقُرْآنِ، وَهِيَ غَيْرُ هَذِهِ، كَمَا قَدْ بُيِّنَ (6) فِي غَيْرِ هَذَا الْمَوْضِعِ.
وَهَؤُلَاءِ الَّذِينَ ابْتَدَعُوا أُصُولًا زَعَمُوا أَنَّهُ لَا يُمْكِنُ تَصْدِيقُ الرَّسُولِ إِلَّا بِهَا، وَأَنَّ مَعْرِفَتَهَا شَرْطٌ فِي الْإِيمَانِ، أَوْ وَاجِبَةٌ عَلَى الْأَعْيَانِ هُمْ مِنْ أَهْلِ الْبِدَعِ عِنْدَ السَّلَفِ وَالْأَئِمَّةِ، وَجُمْهُورُ الْعُلَمَاءِ يَعْلَمُونَ أَنَّ أُصُولَهُمْ بِدْعَةٌ فِي الشَّرِيعَةِ. لَكِنَّ كَثِيرًا مِنَ النَّاسِ يَظُنُّ أَنَّهَا صَحِيحَةٌ فِي الْعَقْلِ، وَأَمَّا الْحُذَّاقُ مِنَ الْأَئِمَّةِ وَمَنِ اتَّبَعَهُمْ فَيَعْلَمُونَ أَنَّهَا بَاطِلَةٌ فِي الْعَقْلِ، مُبْتَدَعَةٌ فِي الشَّرْعِ، وَأَنَّهَا تُنَاقِضُ مَا جَاءَ بِهِ الرَّسُولُ.
И подобное этому из положений, которые утвердила группа из людей каляма, что это является основами для считания посланника правидивым, и что не познаётся его правдивость, кроме как с ними, хотя эти вещи – является неизбежным из религии Посланника, мир ему и благословение, знание о том, что он не делал веру людей зависящей от этих положений, более того, даже не призывал к ним, и не были они упомянуты ни в Книге, ни в Сунне, не упоминал их также никто из сподвижников, однако основы, посредством которых познаётся правдивость посланника упомянуты в Коране, и это не они (которые были упомянуты му'тазилитами), как это разъяснено в других местах. И эти люди, которые выдумали и ввели нововведенческие основы и утвердили, что невозможно уверовать в посланника, кроме как с ними, и что их познание является условием для Имана, или является обязательным для каждого(эти люди) – нововведенцы по мнению саляф и имамов, а большинство ученых знают, что эти их основы – новшество в шариате, однако многие из людей думают, что они являются верными со стороны разума, а что касается умных из числа Имамов, то они знают, что они являются ложными со стороны разума, нововведенческими в шариате, и что это – противоречие тому, с чем пришёл посланник.
Конец цитаты.
(Минхаджу Ссунна, 5 том, 92 стр.)
8) Также сказал Ибн аль Вазир, да помилует его Аллах, цитируя "Шарх аль Умда Шейхиль Исляма ибн Теймии:
"إِلَى قَوْله وَالْحق أَنه لَا يكفر أحد من أهل الْقبْلَة إِلَّا بانكار متواتر فانه حِينَئِذٍ يكون مُكَذبا للشَّرْع وَلَيْسَ مُخَالفَة القواطع مأخذا للتكفير وَعبر بعض أهل الاصول عَن هَذَا بِمَا مَعْنَاهُ
"Истина в том, что никто из людей Кыблы не становится кафиром, кроме как отрицая текст, достоверный с убеждённостью, в таком случае он становится считающим ложью шариат, и такфир не строится на противоречии категоричным положениям." Некоторые ученые Усуля выразились об этом таким образом, что:
" من أنكر طَرِيق اثبات الشَّرْع لم يكفر كمن أنكر الاجماع وَمن أنكر الشَّرْع بعد الِاعْتِرَاف بطريقه كفر لِأَنَّهُ مكذب
"Кто отрицает путь утверждения шариата[27], тот не становится кафиром, как тот, кто отрицает Иджма, а кто отрицает шариат, после того, как признал путь его утверждения, тот кафир, потому что он считает ложью"
(Ийсару ль Хаккы аля ль Халькъ, 386 стр.)
Конец цитаты.
Я говорю:
Если стало понятным, что само понятие "Куфр" не познаётся, кроме как шариатом, то тем более не познаются и не утверждаются разумом или фитрой положения препятствий такфира, такие как учитывание невежества, или толкования, или ошибки, или принуждения, или опьянения, и других, кроме как шариатскими доказательствами, многие из них являются предметом единогласия среди ученых, а некоторые из них являются предметом иджтихада, и всё это не узнаётся, кроме как подробным разъяснением, и в вопросах, требующих подробного разъяснения, не приписывается человеку отрицание и считание ложью изначально.
Вопросы этого Раздела:
1) То, что на постижении той или иной вещи разумом или его отсутствии не строится такфир человека, прежде чем ему будет разъяснено то, с чем пришёл посланник.
2) Ложность мазхаба многих нововведенцев и невежд, взявших это за основу.
3) Прямой текст от Имама Ахлю Сунна, Шейхиль Ислама Ибн Теймии о том, какие вещи познаются разумом, а какие только шариатом, несмотря на то, что некоторые невежды противоречат в этом.
4) Слова Имама Мухаммада ибн Абдиль Ваххаба: "Куфр – это отрицание пришедшего в шариате, и не познаётся, кроме как текстами шариата", и то что он сказал эти слова в послании о вопросах, в которых люди следуют за своими страстями, указывает на то, что противоречащий в этом вопросе не из Ахлю Сунна ва ль Джамаа.
Раздел Третий: