Пока дети не придут в совершенный возраст, их необходимо ограничивать
Для того чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое наполняет душу тревогой и вечно удаляет её от Бога, дети должны постоянно чувствовать как великую необходимость советы [старших] — особенно в критическом возрасте отрочества. Дети должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушании родителям скрыта их собственная польза — так, чтобы слушаться их с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве.
Вы не задумывались о том, как ограничена свобода маленького ребёнка? Девять месяцев он заключён в материнской утробе. Новорождённого кладут в колыбель. Проходит пять-шесть месяцев, и его помещают за высокую сетку. Потом подросшему ребёнку не разрешают выходить из дома одному, чтобы он не ударился или не упал с лестницы. Ведь если оставить ребёнка свободным, он упадёт и разобьётся.
Всё это необходимо для того, чтобы ребёнок вырос в безопасности. На первый взгляд, все эти средства отнимают у ребёнка свободу — однако без всего этого он подвергался бы опасности умереть, начиная с первого момента своей жизни. Однако дети — когда они маленькие — не понимают, что нуждаются в ограничении. Однако, и когда они подрастут, они тоже не понимают, что им требуются ограничения другого рода, и поэтому стремятся к свободе. Но что это за свобода? Свобода стать калекой? От такой свободы дети гибнут. Они должны понять, что пока не закончат учебу, пока не получат в руки диплом, пока они не станут зрелыми — чтобы быть правильными людьми, — им необходимо ограничение. Ведь, искалечившись хотя бы один раз, они погибнут. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость, понять, что это благословение Божие. Они должны быть благодарны своим родителям, которые их ограничивают. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ни один отец и ни одна мать не ограничивали своего ребёнка от злобы — даже если и вели себя с ним крайне жёстко. И если родители затянут своим детям гайки чуть потуже, то в этом тоже скрыто много любви. Они делают это от доброго расположения, чтобы дети были более собранны, подтянуты и не подвергались опасностям. Ведь и садовник, сажая деревце, для большей надёжности может прикрутить его проволокой туже, чем нужно, и немного поранить. Однако Благий Бог вскоре затягивает ранку на древесной коре. Уж если Бог затягивает рану дерева, то насколько больше Он заботится о [человеке] — Своём создании! Неужели, если родители закрутили ребёнку гайки чуть потуже и нанесли ему небольшую рану, Бог этой раны не исцелит?
Кроме того, дети должны беседовать со своими родителями, должны открывать им свои помыслы. Как монах в монастыре имеет Старца, которому он открывает свои помыслы и от которого получает помощь, так и ребёнок должен открывать себя родителям. Правильно, если ребёнок сначала исповедуется своей матери и потом — духовнику. Как родители, если ребёнок ушибёт ногу, идут вместе с ним к врачу и спрашивают что им нужно делать, чтобы ушиб прошёл, так они должны знать и о том, какие [духовные] проблемы есть у их ребёнка, — для того чтобы ему помочь. Если ребёнок говорит о своих проблемах только духовнику, то как родители смогут ему помочь? Ведь они не знают что его беспокоит.