I. Жизненный путь Сиддхартха Гаутама

Введение

Буддизм – одна из трех мировых религий, возникшая в VI-V вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого. Краеугольный камень буддизма — вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны - высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. В рамках своего учения Сиддхартха Гаутама развивал взгляды на мораль. Этика (греч. ethika, от ethos - обычай) - философская наука, объектом изучения которой является мораль[1]. Элементы этики Будды были изложены в религиозно-философских трудах, одним из которых является «Типитаку» (буквально «Три корзины»).

Человек — существо незавершенное и обладающее сознанием этого. Потому он вечно недоволен собой. Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванность собственного бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по ту сторону добра и зла — таков общий пафос этики Будды[2].

Целью данной работы является: рассмотрение этического учения Будды. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить события из жизни Будды, которые могли повлиять на его взгляды.

2. Выяснить, что вкладывается в понятие золотой середины Буддой.

3. Изучить благородные истины, которые выделяет Будда.

4. Понятия добра и зла в учении Будды.

I. Жизненный путь Сиддхартха Гаутама

Свидетельства о жизни Сиддхартха Гаутама сочетают в себе как правду, так и вымысел. Но даже исходя из данных легенд о Будде, мы можем проследить его жизненный путь.

Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо-востоке Индии в середине VI века до н. э. Гаутама – родовое имя, Сиддхартха – личное имя, полученное при рождении; оно переводится как «цель достигнута» и, по-видимому, должно было символизировать, что речь идет о долгожданном наследнике. Слово «будда» означает «просветленный», «пробужденный» и является нарицательным именем человека, достигшего наивысшей мудрости[3]. В дальнейшем оно стало собственным его именем.

Детские годы он провел в роскоши, но при этом его не допускали к внешнему миру. Но во время одной из прогулок он увидел всю сущность человеческой жизни: он встретил больного, старика, покойника и понял, что вся жизнь бренна. При этом он заметил, что люди стараются не замечать происходящего. Это навело его на мысль о возможности того, что его жизнь также будет наполнены болезнью и страданием. Дальнейшие размышления Будды были по поводу вероятности ухода от печальной участи и поиска пути к спасению.

В 29 лет Будда покинул дворец, полагая, что сможет найти спасение через аскетическое отрешение от удовольствия. Толчком его бегства послужило сознание обманчивости, недолговечности красоты и сладости жизни. Целью его поступка было следующее: «обрести вечное блаженство. Сиддхартха Гаутама убегал не из дворца, он убегал от болезней, старости, смерти»[4]. Уйдя из дворца, он снял все драгоценности, оделся нищенствующим монахом, обрил голову (это стало отличительным знаком приверженцев буддизма).

Началом его пути является то, что он стал учеником двух йогов Алары

Калами и Удраки Рамапура. Ему быстро удалость достичь высшей степени самососредоточения, а также в совершенстве стал владеть своим телом. Но полученный опыт не дал Будде ожидаемого результата и он рушил поселиться в лесу у деревни Сена в Урувеле, где неоднократно подвергал себя суровым испытаниям. После нескольких лет отшельничества, Будда понял, что это не верный путь к просветлению.

В возрасте тридцати пяти лет Сиддхартха Гаутама пришел к выводу, что «спасение достигается через освобождение от желаний»[5]. После просветления Будда перешел к распространению своего учения среди монахов, бывших аскетов.

В рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьми разных сословий не проводилось. Учитывались только индивидуальные различия, выраженные в готовности и способности к духовному самосовершенствованию. Как пишет отечественная исследовательница В.Г. Лысенко, «буддизм первым в истории человечества обратился к человеку как к индивиду, личности, а не члену определенной социальной религиозной или этнической группы, клана, сословия и т.п.»[6].

Вся жизнь Гаутамы, после того как он получил просветления, была очень простой: «утро посвящалось духовным упражнениям, день — сбору подаяний на обед и полуденному отдыху, вечер до глубокой ночи —

поучениям»[7]. Убедившись в том, что люди больше не нуждаются в его проповеди (80 лет), он отпустил свое тело.

Наши рекомендации