Что является ‘ауратом мужчины?

‘Аурат, который следует прикрыть мужчине во время молитвы, - это половые органы и ягодицы, а что касается остального тела: бедра, пупка, колени, то по их поводу имеются разногласия; есть те, кто относит их к ‘аурату и те, кто не считает их таковыми.

Доводы тех, кто не относит их к ‘аурату:

Те, кто не относит пупок, бедро и колени к ‘аурату ссылаются на нижеследующие хадисы:

1) Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах:

﴿ أن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان جالسا كاشفا عن فخذه ، فاستأذن أبو بكر فأذن له وهو على حاله ، ثم استأذن عمر فأذن له ، وهو على حاله ثم استأذن عثمان فأرخى عليه ثيابه . فلما قاموا قلت : يا رسول الله استأذن أبو بكر وعمر فأذنت لهما . وأنت على حالك ، فلما استأذن عثمان أرخيت عليك ثيابك ؟ فقال : ( يا عائشة ألا أستحي من رجل والله إن الملائكة لتستحي منه ) ﴾ رواه أحمد ، وذكره البخاري تعليقا .

«Как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел с обнаженным бедром, и к нему пришел Абу Бакр и попросил разрешения войти, и пророк разрешил ему, сам находясь в таком положении. Затем попросил разрешения войти ‘Умар, которому также было позволено войти. (Однако,) когда попросил разрешения войти ‘Усман, (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) прикрыл свое (бедро) одеждой. Когда они ушли, я сказала: “O посланник Аллаха, ты разрешил Абу Бакру и ‘Умару войти, хотя твое бедро было обнаженным. Когда же попросил разрешения войти ‘Усман, ты прикрыл себя одеждой”. Он сказал:

“O ‘Аиша, разве я не должен стесняться человека, которого, клянусь Аллахом, стесняются даже ангелы?”».Этот хадис передал Ахмад 6/62, а аль-Бухари передал подвешенную/му’аллакъ/ версию этого хадиса.

2) Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах:

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم يوخ خيبر حسر الازار عن فخذه ، حتى إني لانظر إلى بياض فخذه ﴾ رواه أحمد والبخاري .

«Во время битвы при Хайбаре, одежда пророка была от бедра задрана так, что я смог увидеть белизну его бедра». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари 341.

Ибн Хазм сказал: «Верно то, что бедро не является частью ‘аурата. Если бы оно было ‘ауратом, тогда почему Аллах позволил Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который был защищен (от грехов), обнажить его так, чтобы Анас и другие смогли увидеть его? Аллах оберег бы его от этого. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи юношей, до начала пророческой миссии, как об этом передано в двух «Сахихах» со слов Джабира, что он однажды нес камни для Ка’бы, одетый только в набедренную повязку, его дядя аль-’Аббас сказал ему: «O племянник, почему бы тебе не развязать свою набедренную повязку и не положишь её на своё плечо как мягкую подкладку?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это и затем упал без сознания. После этого дня его никогда больше не видели обнажённым».

3) Муслим (648) передал от Абу аль-‘Алийи Барраъ, что ‘Абдуллах ибн ас-Самит похлопал по его бедру и сказал:

«Я спросил Абу Зарра, и он ударил по моему бедру так, как я ударил по твоему, и сказал: “Я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он похлопал по моему бедру так, как я по твоему и сказал:

﴿ صل الصلاة لوقتها ﴾

“Совершай молитву вóвремя”, идо конца хадиса.

Ибy Хазм сказал: «Если бы бедро являлось ‘ауратом, то посланник Аллаха не коснулся бы его своей священной рукой. Если бы бедро являлось ‘ауратом, то Абу Зарр не коснулся бы его. Тоже самое можно (сказать) и о ‘Абдулле ибн ас-Самите и Абу аль-‘Алиййи.

Не позволяется мусульманину трогать рукой лобковую область другого человека либо его ягодицы, даже если они и прикрыты одеждой. Также и мужчина не может касаться тела посторонней женщины, даже поверх одежды».

4) Далее Ибн Хазм упомянул со ссылкой на Хубайра ибн аль-Хувайрис о том, что он посмотрел на бедро Абу Бакра, когда оно было обнажено, и что Анас ибн Малик пришёл к Къасу ибн Шамасу, когда его бедро также было не прикрытым.

Доводы тех, кто считает, что эти части тела у мужчины являются ‘ауратом:

Те, кто считает, что это является ‘ауратом ссылаются на два следующие хадиса:

Сообщается, что Мухаммад Джахш сказал:

«Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо Ma’мара, у которого были обнажены бедра, и сказал ему:

﴿ يا معمر غط فخذيك فإن الفخذين عورة ﴾ رواه أحمد والحاكم والبخاري في تاريخه ، وعلقه في صحيحه .

«O Ma’мар, прикрой свои бедра, воистину, бедра (являются частью) ‘аурата». Этот хадис передали Ахмад 5/290, аль-Хаким 3/738, ат-Табарани 19/245 и аль-Бухари в «Тарихе» и «подвешенную» версию этого хадиса в своем «Сахихе».[9]

Сообщается, что Джархад сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо меня, когда плащ, в который я был одет, не прикрывал мое бедро. (Увидев это) он сказал:

﴿ غط فخذيك فإن الفخذ عورة ﴾ رواه مالك وأحمد وأبو داود والترمذي وقال : حسن : وذكره البخاري في صحيحه معلقا .

«Прикрой свои бедра, воистину, бедро (является частью) ‘аурата». Этот хадис передали Малик, Ахмад 3/479, Абу Дауд 4014 и ат-Тирмизи 2798, который назвал его хорошим, а аль-Бухари передал «подвешенную» версию этого хадиса в своем «Сахихе».[10]

Это – доводы каждой из сторон. Наблюдатель волен делать выбор между ними, конечно же, будет лучше, если молящийся во время молитвы по мере возможности прикроет то, что между пупком и коленями.

Аль-Бухари сказал: «Хадис Анаса более силен с точки зрения иснада (передачи), а хадис Джархада отличается большей предосторожностью», и это означает, что хадис Анаса более силен.

Наши рекомендации