Враждебность неверных к мусульманам
Ибн Исхак сказал, что они начали предпринимать враждебные действия по отношению к тем, кто принял ислам, последовал Пророку. Каждый род выступил против своих мусульман, стал им преграждать путь, избивать, подвергать голоду, жажде, палящему зною Мекки, когда усилилась жара; особенно тех, кого считал слабым в своей вере, отговаривал их от этой религии. Одни из них поддались искушению под тяжестью испытаний, свалившихся на них, другие твердо стояли на своем. Аллах удерживал их. Биляль, вольноотпущенник Абу Бакра, был одним из воспитанников рода Бану Джумах. Его имя — Биляль ибн Рабах, имя его матери — Хамама. Он глубоко верил в ислам и был чист сердцем. Умаййа ибн Халаф выволакивал его в жаркий полдень и бросал спиной на горячий песок за городом, потом требовал, чтобы принесли большой камень и поставили ему на грудь. Говорил: «Так и будешь лежать, пока не умрешь или не откажешься от Мухаммада и не будешь поклоняться аль-Лату и аль-Уззе». Находясь в таком тяжелом положении, Биляль говорил: «Един! Един!»
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Хишам ибн Урва со слов своего отца, который говорил: «Варака ибн Науфаль проходил мимо, когда Биляль подвергался мучениям и кричал: «Един! Един!» Варака тоже говорил: «Един! Един! Клянусь Аллахом, о Биляль!» Потом он пошел к Умаййа ибн Халафу и к тем людям из рода Бану Джумах, которые были причастны к таким делам, и говорил: «Клянусь Аллахом, если вы убьете его таким образом, то его могила станет местом поклонения». Однажды мимо них, когда они мучали таким образом Биляля, проходил Абу Бакр ас-Сиддик (самый правдивый). Дом Абу Бакра был в квартале Бану Джумах. Он сказал Умаййа ибн Халафу: «А ты не боишься Аллаха за этого несчастного? До каких пор?» Ответил: «Ты его испортил, и ты его спасай из этого положения!» Абу Бакр сказал: «Сделаю! У меня есть черный юноша, более выносливый, чем он, более привержен к твоей религии. Я даю его тебе за него». Ответил: «Я принял». Сказал: «Он тебе». Абу Бакр ас-Сиддик отдал ему своего юношу, взял Биляля и отпустил его на свободу.
Потом он отпустил в ислам вместе с ним, до переселения в Медину, шесть рабов, Биляль был седьмым из них: Амир ибн Фухайра участвовал в битвах при Бадре и Ухуде, был убит в сражении у колодца Мауна; а также мать Уббиса и Зинниры, которая потеряла зрение, когда ее освободил от рабства. Курайшиты сказали: «Ее зрение отняли аль-Лат и аль-Узза!» Она сказала: «Вот лжете, клянусь Домом Аллаха! Аль-Лат и аль-Узза не приносят ни вреда, ни пользы». И тут Аллах вернул ей зрение. Абу Бакр дал волю ан-Нахдие и ее дочери. Они принадлежали одной женщине из рода Абу ад-Дара. Однажды он проходил мимо них. Их госпожа послала их со своей мукой, говоря: «Клянусь Аллахом, я никогда вас не отпущу на волю!» Абу Бакр сказал: «Откажись от своей клятвы, о мать такого-то!» Она сказала: «Откажись сам! Ты их испортил, и ты их освобождай!» Он спросил: «Сколько они стоят?» Сказала: «Столько-то и столько-то». Сказал: «Я их беру, они свободны. Верните ей муку ее!» Сказала ан-Нахдия: «Может быть, сначала закончим дело с мукой и потом вернем ей?» Ответил: «Только если захотите».
Он проходил мимо невольницы Бану Муаиила, она была мусульманкой. Омар ибн аль-Хаттаб мучил ее, чтобы заставить ее отказаться от ислама. А он тогда был неверным и бил ее. Когда уставал, говорил: «Я извиняюсь перед тобой! Я оставил тебя только из-за усталости!» Она говорила: «Так пусть сделает с тобой то же самое Аллах!» Абу Бакр выкупил ее и отпустил на волю.
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Мухаммад ибн Абдаллах со слов 'Амира ибн Абдаллаха ибн аз-Зубайра, который передал рассказ одного из своих сородичей, Абу Кухафа сказал Абу Бак-ру: «О сынок! Я вижу, что ты освобождаешь слабых рабов. Если уж ты делаешь такое дело, то лучше освободить крепких мужчин, которые будут тебя защищать, смогут встать на твою защиту». Абу Бакр ответил: «О отец мой! Я это делаю ради Аллаха!» Рассказывают, что следующие аяты снизошли о нем и о том, что сказал Абу Бакру его отец: «Кто был щедрым и благочестивым, истинно верил в самое лучшее», до слов Всевышнего: «Ни за кого он не стремился получать вознаграждение, а лишь стремился к лику Господа Его Высочайшего; и он будет этим Доволен» (92:5-6, 19-21).
Ибн Исхак сказал, что люди из рода Бану Махзум выводили Аммара ибн Ясира вместе с отцом и матерью — они уже уверовали в ислам, — когда наступала полуденная жара, и мучили их, подвергая палящему зною Мекки. Мимо них проходил Посланник Аллаха и, как дошло до меня, говорил: «Терпение, семья Ясира, ваше место в раю!» А мать его убили: она не согласилась отказаться от ислама.
Нечестивый Абу Джахль подстрекал против них людей из рода курайшитов. Когда он слышал, что один из уважаемых людей принял ислам, начинал его отговаривать, упрекать и стыдить: «Ты бросил религию своего отца, а он лучше тебя. Мы считаем глупым твое верование, твое мнение — ошибочным, перестаем тебя уважать». Если это был торговый человек, он говорил: «Ей-богу, мы сделаем твою торговлю вялой, уничтожим твое богатство!» Если это был слабый человек, он избивал его, подстрекал против него других.
Ибн Исхак сказал: «Рассказал мне Хаким ибн Джубайр со слов Сайда ибн Джубайра, который рассказывал, что спросил Абдаллаха ибн Аббаса: «Подвергали ли неверные сподвижников Пророка мучениям, которые могли их оправдать за то, что они отказались от своей религии?» Он ответил: «Да, клянусь Аллахом! Они одного из них били, заставляли голодать, мучили жаждой до такой степени, что он даже не мог сидеть из-за полученных побоев. Это для того, чтобы он согласился на их предложение. Они говорили ему: «Аль-Лат и аль-Узза твои боги, а не Аллах?» Отвечал: «Да». Даже если проходил бы жук, они говорили ему: «Вот это твой бог вместо Аллаха?» Он отвечал: «Да», избегая дальнейших мучений с их стороны.