Почему Господь не явился по воскресении своем народу и своим врагам?
Но почему Господь по Воскресении не явился тотчас всем иудеям? На этот вопрос отвечает Иоанн Златоуст так: «Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по Воскресении: этому научает Он нас через Лазаря. Ибо, когда Христос воскресил этого четверодневного мертвеца, смердевшего и тлевшего, когда, по гласу Его, сей мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал перед лицом всех, то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя. Пришедшие туда совещались убить и самого Лазаря за то, что он был предметом чуда Христова. Итак, если они за то, что Господь другого воскресил из мертвых, не уверовали в Него, то каким неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскресшего собственной силой?»
Развивая далее мысль святителя, можно сказать, что если Апостолы, прожившие с Христом более трех лет, видевшие все Его знамения и чудеса, слышавшие Его учение, знавшие от Него о предстоявшей Ему смерти и Воскресении, не поверили в Воскресение Его даже и тогда, когда Он стал посреди них; если они поверили только тогда, когда, осязанием Его тела, костей и ран убедились, что перед ними стоит не дух, и когда Сам воскресший Христос стал при них есть, — то как же можно рассчитывать, что народ, так недавно кричавший — распни, распни Его! (Лк. 23, 21) — поверит в Его воскресение, если Он явится ему? Если Апостолы, которым Христос много раз говорил, что Ему надлежит быть распяту, умереть и в третий день воскреснуть, — если они приняли явившегося им Христа не за воскресшего из мертвых, а за дух, призрак, то тем более народ принял бы явление ему воскресшего Христа за простое видение и не поверил бы в Его Воскресение; и в таком неверии народу помогли бы первосвященники, члены синедриона и фарисеи, которые сумели бы и тут возвести клевету на своего Обличителя. Достаточно было явиться избранным, показать им раны Свои и затем облечь их властью именем воскресшего Иисуса творить чудеса. И действительно, как только Петр сказал рожденному хромым — во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6), — как только он совершил над ним чудо, тотчас же около пяти тысяч присутствовавших при этом уверовали в Воскресение Иисуса Христа. Вот почему Иисус Христос по Воскресении Своем не явился ни разу ни врагам Своим, ни народу, а являлся только тем, которые, хотя и с трудом, но все-таки могли поверить, способны были поверить в Его Воскресение.
После последнего явления Христа одиннадцати Апостолам в Галилее они по Его велению собрались в Иерусалиме. Из повествований Евангелиста Луки, содержащихся в его Евангелии и книге Деяний Апостолов, видно, что Иисус Христос явился Апостолам в последний раз в Иерусалиме, и вывел их вониз города(Лк. 24, 50) на гору Елеонскую, на восточном склоне которой была Вифания1. По этой горе спускался Иисус при торжественном въезде Своем в Иерусалим, когда восторженный народ встретил Его, как Царя Израилева, победными криками — осанна! На этой же горе Христос беседовал с Апостолами о Царстве Божием и о Царстве Небесном; тут же Он предрек и гибель Иерусалима. Понятно, что приведенные теперь на эту гору Апостолы должны были невольно перенестись мыслями к Царству Мессии. Теперь для них уже нет сомнения в том, что воскресший Христос действительно Мессия; но когда же Он откроет Свое Царство? Прошло сорок дней со дня Его Воскресения, а Он как будто медлит с этим важным делом. Размышляя так, они подходят к Иисусу и спрашивают: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6).
Они все еще не понимали истинного значения Царства Божия, и все смешивали его то с Царством Небесным, то с Царством Израиля, восстановить которое, по их мнению, должен Мессия; и не понимали они этого потому, что еще не были озарены, просвещены Духом Святым. Вот почему Иисус не дал им ответа на этот вопрос, предоставляя им самим ответить на него скоро, когда придет к ним Утешитель, Дух истины, когда поймут они многое, теперь еще недоступное их пониманию. Не ваше дело, — сказал Он им, — знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 7—8).
Вознесение Господне
Сказав это, Христос поднял руки и стал благословлять их и, благословляя, отделяться от земли и возноситься на небо. В благоговении Апостолы поклонились возносившемуся Христу; потом долго смотрели на Него и видели, как облако скрыло Его из вида их. Тогда предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима (Деян. 1, 10—12) и пребывали всегда, то есть все дни до Сошествия на них Святого Духа, в храме, прославляя и благословляя Бога.
И так, Господь после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Они помнили сказанное им Христом: мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).