Всевышний Аллах сказал: «Я разделил молитву между Мной и Моим рабом
на две части, и Моему рабу то, что он просил. Если раб говорит:
(الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ)«Хвала Аллаху, Господу миров»,
Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня».
Если раб говорит: (الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ)«Милостивому и Милосердному»,
то Всевышний Аллах говорит: «Мой раб похвалил Меня».
Если (раб Аллаха)говорит(مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ )«Царю в день суда»,
то Аллах говорит: «Мой раб прославил Меня»
Он один раз сказал: «Мой раб, предоставил Мне себя»).
Если (раб)говорит:(إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ)
«Только Тебе мы поклоняемся, и только Тебя мы просим о помощи»,
(Аллах) говорит: «Это то, что между Мной и Моим рабом,
и Моему рабу - то, что он просил». И если (раб)говорит:
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ
«Веди нас по прямой дороге, дороге тех, кого ты облагодетельствовал,
не тех, кто под гневом, и не заблудших», (Аллах)говорит:
Это для Моего раба, и для Моего раба - то, что он просил».
Подобным образом его передал Насаи («Книга «Корана», 38) через Исхака ибн Рохавайха.
Муслим (№3953) и Насаи («Коран», 37) передали его по другой цепочке
через Кутайбу с тем же контекстом, но со словами:
«Половина ее – Мне, а половина - Моему рабу. И для Моего раба – то, что он просил». Подобным образом его передал Исхак ибн Рохавайх со слов аль-‘Аля (2/286). Муслим передал его по двум цепочкам через Ибн Джурайджа и Абу Увайса. Тирмизи сказал: «Это хороший хадис, и я спросил у Абу Зур‘ы,
и он сказал: «Оба хадиса – достоверные». ‘Абдуллах, сын Имама Ахмада, передал его
от Абу Хурайры со слов Убаййа ибн Ка‘ба в более длинном виде.
Ибн Джарир передал такой же хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «Я разделил молитву между Мной и Моим рабом на две части, и Моему рабу то, что он просил. Если раб говорит: «Хвала Аллаху,
Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня».
Если раб говорит: «Милостивому и Милосердному», то Всевышний Аллах говорит:
Мой раб похвалил Меня». (Аллах) сказал: «Это – для меня, а остальное – для него».
Однако в таком виде данный хадис является малоизвестным («гариб»).
Что связано с этим хадисом. Несколько особенностей суры «аль-Фатиха»
(В этом хадисе) использовано обобщенное слово «молитва»,
и здесь под этим подразумевается «чтение» как сказал Всевышний Аллах:
وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا
«Не совершай свою молитву громко и не совершай его шепотом,
а выбери среднее между этим»(Ночной перенос-110),
«свою молитву» то есть,«свое чтение»,
как это сказано явно в достоверном сборнике от Ибн ‘Аббаса.
Деление чтения «аль-Фатихи» в данном хадисе указывает на большую важность этого чтения в молитве, и на то, что это чтение является одним самых больших столпов молитвы, поскольку обобщенным словом «поклонение» подразумевается ее часть, а здесь эта часть - чтение. Так же, как и обобщенным словом «чтение» имеется в виду «молитва» в словах Всевышнего Аллаха: (وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا)
«И читай Коран на рассвете. Воистину,
на рассвете Коран читают при свидетелях» (Ночной перенос-78).
Здесь имеется в виду утренняя молитва, как это сказано явно в двух достоверных сборниках (Бухари №648, Муслим №649), что ангелы ночи и дня будут этой молитве свидетелями.
Это указывает на то, что невозможно обойтись без чтения в молитве,
и в этом ученые единогласны.
Однако ученые разногласили в вопросе, является ли обязательным чтение в молитве
чего-либо, кроме «Фатихи», или же ее или другой суры достаточно.
Здесь имеется два известных мнения.
1) Абу Ханифа, согласившиеся с ним его сподвижники и другие считали,
что чтение («Фатихи») не обязательно в молитве, и достаточно чтения чего-либо из Корана. Они приводили в доказательство общность слов Всевышнего Аллаха: (فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْهُ)
«Читайте из него (Корана) то, что необременительно»(аль - Муззаммиль -20) и то,
что приведено в двух «Сахихах» (Бухари №757, Муслим №397) в хадисе Абу Хурайры в рассказе о человеке, плохо совершившем молитву,что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если ты встанешь на молитву, то возвеличь Аллаха,