Начало утрени, совершаемой
Отдельно от вечерни
Утреня, совершаемая не на всенощном бдении, начинается возгласом священника: «Благословен Бог наш...». Чтец произносит: «Аминь» и затем: «Приидите, поклонимся...» (трижды).
Во дни Великого поста после «Аминь» читаются: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды).
Далее следует моление о Царе, призванном на .многотрудное дело управления народом для блага народного, и о благоденствии отечества. Именно: читаются два псалма: 19 («Услышит тя Господь в день печали») и 20 («Господи силою Твоею возвеселится царь»), затем: «Слава и. ныне», «Трисвятое», «Отче наш» и тропари: «Спаси Господи», «Слава» – «Вознесыйся на крест», «И ныне» – «Предстательство страшное». Во время чтения псалмов и тропарей священник совершает каждение всего храма в так возношения наших усердных молитв к Господу. В заключение этой особой части утрени произносится священником сокращенная сугубая ектения: «Помилуй пас, Боже...», после которой лик пением слов: «Именем Господним благослови, отче» испрашивает благословения на окончание службы (т.е. особой службы о царе и царстве). Священник произносит начальный возглас утрени: «Слава Святей и единосущней...», полагая, таким образом, начало дальнейшей службе, собственно утрени.
Когда утреня совершается на всенощном бдении, то все вышеизложенное моление о царе и царстве опускается.
Шестопсалмие. Великая ектения
После возгласа: «Слава Святей и единосущней...», а па всенощном бдении после: «Благословение Господне на вас...» чтец трижды произносит хвалебную песнь, воспетую ангелами в раннее утро, пред рассветом дня, при рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение».
От недели апостола Фомы до отдания Пасхи эта хвалебная песнь предваряется еще пением тропаря: «Христос воскресе...» (трижды).
Таким образом в самом начале утрени Церковь воспоминает явление на землю Сына Божия, Его рождение. Затем, после ангельской песни, чтец, чтобы приготовить себя и предстоящих к достойному, по подобию ангелов, хвалению Господа, дважды взывает: «Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Далее следует чтение шестопсалмия, т.е. шести избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Шестопсалмие есть как бы размышление человека с самим собою, услышавшего радостную весть о рождении Спасителя. В псалмах, с одной стороны, выражается сознание своего греховного состояния, изображается множество врагов, ищущих погубить душу и тело, а с другой – выражается радостная надежда на милосердие Господа Бога, на Его избавление (чрез пришедшего на землю Спасителя).
Во время чтения шестопсалмия большую часть светильников, по Уставу, положено гасить, без сомнения, для того, чтобы расположить душу к самоуглублению и внимательному слушанию чтения шестопсалмия. Кроме того, погашение светильников в храме напоминает нам тот мрак ночи, когда вифлеемские пастыри, после светлого явления ангелов, шли на поклонение рожденному Богомладенцу.
Во время чтения последних трех псалмов священник пред царскими вратами тайно читает утренние молитвы (числом – 12), изображая собою Ходатая и Спасителя, явившегося роду человеческому.
После шестопсалмия произносится великая ектения: «Миром Господу помолимся», в которой заключаются прошения о помощи Божией во всех нуждах духовных и телесных, постигших человечество со времени грехопадения.
39. Пение «Бог Господь» или «Аллилуиа»
И тропарей
За великою ектению следует пение хвалебной песни в честь Господа, пришедшего на землю для спасения людей: «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во имя Господне». Песнь эта напоминает нам о выступлении Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому; она поется 4 раза в ознаменование того, что Иисус Христос около четырех лет провел в общественном служении роду человеческому и четыре раза являлся в Иерусалим на праздник Пасхи, причем в последний раз иудеи приветствовали Его словами: «Благословен грядый во имя Господне».
При пении «Бог Господь», читаются стихи псалма 117, в которых возвещается благость и милость Господа. В это же время, по Уставу, положено зажигать светильники в знак того, что ярился Господь Бог, Который, как истинный Свет, просвещает всех людей и выводит их из мрака греховного.
В седмичные дни поста*, а также в дни, назначенные для поминовения умерших* *, вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» (в дни поста – 4 раза, а в службах за умерших – 3 раза). «Аллилуиа» значит: «Хвалите Господа», а также: «Господь грядет». Эта песнь внушает мысль как о первом пришествии Господа для спасения людей, так и о последнем и страшном пришествии Его для суда. В читаемых при пении «Аллилуиа» стихах в дни поста внушается учиться правде Божией и призывается гнев Божий на нечестивых, а в стихах при заупокойной службе говорится о блаженстве праведников.
* Дни эти следующие: среда и пяток сырные, если не случится в них праздник, предпразднство и попразднство Сретения, или день храмового святого (Типикон, Храмовые гл. 28); понедельник—пятница 1-й седмицы Великого поста (без исключения); понедельник—пятница 2–6-й седмиц Великого поста, если в них не случится святой с полиелеем (Типикон, 24 февраля, 9 марта), храмовой праздник, или праздник Благовещения; понедельник—пятница Страстной седмицы, если в них не случится праздник Благовещения.
* * Для поминовения усопших назначены: суббота пред неделею мясопустною, если не случится в эту субботу праздник Сретения или храмовый, и суббота пред Пятидесятницею, если не случится храмовый праздник (ив первом и во втором случае заупокойная служба переносится на предшествующую субботу или на предшествующий четверг); субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, если не случится праздник, предпразднство и отдание Благовещения, или храмовый праздник, или святой с полиелеем (24 февраля, 9 марта}; асе субботы, в которые, по воле настоятеля., совершается: заупокойная, служба.
Далее, как бы в пример и доказательство того, как благословен грядущий во имя Господне, как велика милость Божия на нем, после «Бог Господь» поются тропари, в которых прославляется или святой, воспоминаемый в тот день, или празднуемое событие из истории веры и Церкви.
В дни воскресные, хотя бы в воскресенье случился святой с бдением или полиелеем, поются: тропарь воскресный (дважды), «Слава» – тропарь святому (из Минеи), «И ныне» – Богородичен воскресный (называемый первым, он же – отпустительный* ) по гласу тропаря святого, а если нет тропаря святому, то «Слава и ныне» – Богородичен воскресный настоящего гласа I (Типикон, гл. 2, 3, 4 и 5).
* Выражение «Богородичен первый» означает, что это Богородичен воскресный. При этом нужно отличать Богородичен первый после стихир от Богородична первого после тропаря. После стихир разумеется тот Богородичен, который находится в Октоихе в воскресной службе после стихир на «Господи воззвах» и называется догматиком (1-го гласа: «Всемирную славу...»). После же «Бог Господь» называется Богородичным первым тот, который в Октоихе в воскресной службе печатается по «Ныне отпущаеши» и тропаря (1-го гласа: «Гаврилу вещавшу...»).
Если же в воскресенье будет предпразднство, попразднство или отдание двунадесятого праздника, то Богородичен воскресный не поется, а поется на «И ныне» или на «Слава и ныне» тропарь предпразднства, или (в попразднство и отдание) праздника.
В праздники Господние – Рождество Христово, Богоявление, Преображение и Воздвижение, хотя бы они случились и в воскресенье, – а равно в субботу Лазаря, в Вознесение и в день Пятидесятницы поется тропарь праздника (трижды; последний раз – на «Слава и ныне»). Если в субботу Лазаря придется Благовещение, то поются: тропарь Благовещения (дважды), «Слава» – «Общее воскресение», «И ныне» – Благовещения. Если Вознесение будет 8 мая, то – тропарь Вознесения (дважды), «Слава» – тропарь апостола, «И ныне» – Вознесения.
В праздник Входа Господня в Иерусалим (в неделю Ваий) поются два тропаря: «Общее воскресение» (дважды) и «Слава и ныне» – «Спогребшеся Тебе» (один раз). Если случится еще Благовещение, то тропарь Благовещения (дважды) и «Слава и ныне» – «Общее воскресение» (один раз).
В праздники Богородичные (к ним относится и Сретение), если они случатся в седмичные дни, поется тропарь праздника (трижды; последний раз – на «Слава и ныне»), а если случатся в воскресенье, то поется тропарь воскресный (дважды) и «Слава и ныне» – тропарь Богородичного праздника.
В седмичные дни: если случится святой с бдением, полиелеем, или великим славословием, то поются тропарь святому (дважды) и на «Слава и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря святого, а в субботу – Богородичен воскресный настоящего гласа (т.е. того гласа, который был пет в минувшее воскресенье); если же будет святой шестеричный или не имеющий праздничного знака, то поются тропарь святому (дважды; если находятся тропари двум святым, то тропарь первому (дважды), «Слава» – тропарь другому, «И ныне» – Богородичен) и на «Слава и ныне» – Богородичен от меньших* по гласу тропаря святого, а в субботу – Богородичен воскресный по гласу тропаря святого.
* Эти Богородичны помещаются особо в конце Минеи (каждой книги), Следованной Псалтири и Типиконе и озаглавливаются так: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лет»...». Они расположены на 8 гласов; в каждом гласе указан к Богородичны на каждый день седмицы; например, 1-го гласа: в понедельник – «Чудо чудес благодатная...»; во вторник – «Заченшая неопально...» и т.д.
Если в седмичные дни, не исключая и субботы, случится предпразднство, попразднство или отдание двунадесятого праздника, то Богородичны не поются, а поется так: тропарь предпразднства или (в попразднство и отдание) праздника (дважды), «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – тропарь предпразднства или праздника.
В дни Великого поста после «Аллилуиа» поются тропари в прославление Святой Троицы – троичны гласа (т.е. того гласа, из которого пелись песнопения Октоиха в минувшее воскресенье). В каждом гласе три тропаря.. В первом тропаре окончание соответствует службе дня; именно: в понедельник – «Предстательствы бесплотных Твоих помилуй нас»; во вторник – «Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас»; в среду и пятницу – «Силою креста Твоего сохрани нас, Господи»; в четверг – «Молитвами святых апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас». Второй и третий тропари поются без перемены во все дни седмицы. (Троичны помещаются в конце Постной Триоди и Ирмологионе.)
В Страстную седмицу после «Аллилуиа» поется: в понедельник, вторник и среду – «Се жених грядет...» (трижды); в четверг и пятницу – «Егда славнии...» (трижды).
На заупокойных службах после «Аллилуиа» поются тропари: в субботы пред неделею мясопустною и Пятидесятницею – «Глубиною мудрости», «Слава и ныне» – «Тебе и стену и пристанище...»; в другие субботы – «Апостолы, мученицы...», «Слава» – «Помяни, Господи, яко благ рабы Твоя», «И ныне» – «Мати святая неизреченного Света...».
Стихословие кафизм.
Малая ектения. Седальны
После пения тропарей стихословятся кафизмы (две или три) Псалтири. Стихословием присутствующие при Богослужении побужаются к покаянию и сокрушению о своих грехах, как необходимому условию для получение спасения, дарованного воплотившимся Господом.
Стихословие совершается так. Лик поет: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне» и читает 1-й антифон кафизмы, а затем: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Лик поет: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец: «И ныне» и читает 2-й антифон, после которого поется то же, что и после 1-го антифона; после же 3-го антифона – «Слава и ныне» и проч. говорит чтец. Также стихословится и другая кафизма. В воскресенье всегда стихословятся 2-я и 3-я кафизмы.
После каждой кафизмы бывает малая ектения: «Паки и паки миром Господу помолимся».
Малые ектений после кафизм положены: в суббот в дни, воскресные, в праздники великие, в дни их предпразднства и попразднства, в дни пения Цветной Триоди, а равно в праздники с бдением, полиелеем и великим славословием (если не случатся эти праздники в седмичные дни Великого поста, когда малая ектения бывает только после 3-й кафизмы); в другие же дни (будничные) ектений совсем не полагается.
После каждой малой ектений, или., если ектений не было, после каждой кафизмы читаются или поются седальны*.
* Малые ектений после кафизм находятся в зависимости от седальнов после кафизм. Ектений, после кафизм бывают тогда, когда за кафизмою следуют седальны праздничные, в которых содержится главным образом хвалебная песнь, а не прошение. Таковы седальны из Минеи, субботние и воскресные из Октоиха, праздничные из Триодей. Если же седальны умилительны и содержат прошение, то ектений пред ними не полагается, так как они, по своему содержанию, одинаковы с ектениею и могут заменить ее, – таковы седальны будничные (кроме субботы) из Октоиха и Постной Триоди.
В воскресные дни, если не случится Господний праздник, седальны поются воскресные из Октоиха; в седмичные будничные дни тоже главным образом из Октоиха; в праздники же великие, средние и малые со славословием – главным образом из Минеи и Триодей.
Переход к пению канона
В дни будничные
В дни будничные и праздники малые после седальнов читается псалом 50 и затем поется канон.
От недели апостола Фомы до Вознесения в указанные дни пред псалмом поется «Воскресение Христово видевше...» (один раз).
В Великом посту после псалма 50 произносится диаконом молитва: «Спаси Боже люди Твоя...», и затем поется канон.
В субботу Лазаря после 2-й кафизмы поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися...» с припевом: «Благословен еси, Господи...»; затем, после малой ектений и седальна, поется «Воскресение Христово» (один раз), и далее читается псалом 50 и поется канон.
В субботы, если совершается заупокойная служба, после малой ектений и седальнов поется 17-я кафизма: «Блажени непорочны...» – на 2 статии, причем после 1-й статии произносится заупокойная ектения: «Паки и паки...», «Еще молимся о упокоении...», а после 2-й статии поются заупокойные тропари: «Святых лик обрете...» с припевом: «Благословен еси, Господи...», затем, после заупокойной ектений и седальнов: «Покой Спасе наш...», «Слава и ныне», «От Девы...» читается псалом 50, и поется канон.