Мне было велено воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, станут совершать молитвы и выплачивать закят»
Этот священный аят (9:5) также называется «Аятом Меча».
Как говорит ад-Даххак ибн Музахим, этот аят аннулирует все предыдущие договоры и сроки многобожников с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Аль-Ауфи передает от ибн Аббаса, что после ниспослания суры «Аль-Бараа» нет договоров и предоставления безопасности многобожникам. Все, у кого были бессрочные договоры о ненападении до ниспослания этой суры, имеют отсрочку в четыре месяца. А после оповещения об освобождении от договоров срок будет действителен до десятого Раби’аль-Ахыр.
Аллах сказал далее:
وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لاَّ يَعْلَمُونَ
Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, Это, потому что они — люди невежественные.
Всевышний Аллах говорит Своему посланнику (да благословит его Аллах и приветствует):
﴿وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ﴾ Если же какой-либо многобожник – из тех, с кем Я тебе повелел сражаться и разрешил тебе их жизни и имущества ﴿اسْتَجَارَكَ﴾ попросит у тебя убежища – т.е. попросит безопасности, то ответь на его просьбу, чтобы он услышал слова Аллаха, т.е. Коран,
тем самым ты упомянешь ему про религию и установишь над ним довод Аллаха.﴿ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ﴾
Затем доставь его в безопасное место – т.е. он должен быть в безопасности до возвращения в свою страну или населенный пункт. ﴿ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لاَّ يَعْلَمُونَ﴾ Это потому что они — люди невежественные– т.е. Мы узаконили давать безопасность таким людям, чтобы они узнали о религии, чтобы распространялся призыв Аллаха среди людей.
Ибн Наджих так прокомментировал этот аят: «Если к тебе пришел человек послушать, что ты говоришь и то, что ниспослано тебе, то он в безопасности, пока не услышит слово Аллаха и не вернется туда, откуда пришел».
Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) давал безопасность тем, то пришел услышать наставления или парламентерам. Так он дал безопасность посланцам от курайшитов в Худайбие, из них Урва ибн Мас’уд, Мукариз ибн Хафс, Сухайл ибн Амр и другие. Они увидели почитание сподвижниками посланника Аллаха, несравнимое с почитанием никакого царя или императора, они вернулись к курайшитам и рассказали им об этом, и это послужило причиной принятия Ислама многими из них. Также, когда пришел посланец от лжепророка Мусайлимы к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), посланник Аллаха спросил его: «Ты свидетельствуешь, что Мусайлима посланник Аллаха?» Тот ответил: «Да». Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«لَوْلَا أَنَّ الرُّسُلَ لَا تُقْتَلُ لَضَرَبْتُ عُنُقَك» «Если бы парламентеров можно было убивать, я бы отрубил тебе голову».Аллах предопределил, чтобы ему отрубили голову во времена правления ибн Мас’уда(да будет доволен им Аллах) над Куфой. Его звали ибн ан-Наваха. Он и тогда свидетельствовал,что Мусайлима посланник Аллаха. Тогда его нашли и привели к ибн Мас’уду,
и он сказал : «Теперь ты не парламентер», и его обезглавили. Да не смилуется над ним Аллах и проклянет его.
Общий смысл всего этого то, что любой прибывший из Дар аль-Харб (территория войны) в Дар аль-Ислам (территория Ислама) с посланием или с торговлей, с требованием перемирия или принес джизью и с другими подобными причинами и потребовал безопасность, то имаму следует обеспечить ему безопасность, пока он находится в Дар аль-Ислам. Но ученые запретили ему проживание больше года, другие ученые говорят, что не более четырех месяцев. Имам Шафии в одном из мнений также считал, что не более года.
Аллах сказал:
كَيْفَ يَكُونُ لِلْمُشْرِكِينَ عَهْدٌ عِندَ اللَّهِ وَعِندَ رَسُولِهِ
إِلاَّ الَّذِينَ عَـهَدْتُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ فَمَا اسْتَقَـمُواْ لَكُمْ فَاسْتَقِيمُواْ لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных.
Аллах сообщил о непричастности к многобожникам, об отсрочки им в четыре месяца, а затем они должны встретить острый меч, где бы они ни находились.﴿كَيْفَ يَكُونُ لِلْمُشْرِكِينَ عَهْدٌ﴾ Может ли быть у многобожников договор – т.е. в том положении, в котором они сейчас. Как могут они быть в безопасности, когда придают Аллаху сотоварищей, не верят в Него и в Его посланника?
﴿إِلاَّ الَّذِينَ عَـهَدْتُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ﴾ Не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети – т.е. в день Худайбии, как об этом сказал Всевышний Аллах:
﴿هُمُ الَّذِينَ كَفَرُواْ وَصَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَالْهَدْىَ مَعْكُوفاً أَن يَبْلُغَ مَحِلَّهُ﴾ «Они — те, которые не уверовали, не впустили вас в Заповедную мечеть и задержали жертвенных животных, не позволив им достичь места заклания».(48:25)
Аллах далее говорит: ﴿فَمَا اسْتَقَـمُواْ لَكُمْ فَاسْتَقِيمُواْ لَهُمْ﴾ «Пока они верны вам, вы также
будьте верны им»– т.е.пока они соблюдают с вами договор о перемирии на десять лет.