Целование руки ученого в знак уважения
Целование рук и ног Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)
Один из иудеев сказал своему товарищу: «Отведи меня к этому Пророку», затем они пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и задали ему вопрос о девяти знамениях. В конце этого хадиса говорится: «И они поцеловали ему руку и ногу и сказали: «Свидетельствуем, что ты Пророк!»»100.
100 привѐл имам ан-Навави в книге «Риязу ссалихин», № 889.Этот хадис также привѐл имам Тирмизи
101 привѐл Имам аль-Бухари в книге «Адаб уль муфрад», № 975
102 привѐл имам ан-Навави в книге «Риязу ссалихин» № 890
103 привѐл Имам аль-Бухари в книге «Адаб уль муфрад», № 973
Аль Вазза‘ ибн Амир сказал: «Мы прибыли в (Медину) и нам указали на Пророка, тогда мы поспешили, чтобы поцеловать его руки и ноги»101.
Сообщается также, что ибн Умар сказал: «И мы подошли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и поцеловали ему руку»102.
Целование рук и ног сподвижникам Пророка
Абдурахман ибн Зарин передаѐт: «Однажды мы проходили рядом с холмом, и нам сказали, что здесь живѐт Салама абн аль Аука‘, тогда мы зашли к нему и поприветствовали его. Он сказал: «Этими руками я присягнул Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)». Тогда мы поцеловали его руки»103.
Передаѐтся, что Сабит сказал: «Я приходил к Анасу, и когда мне разрешали войти, я целовал его руки и глаза, говоря: darulfikr.ru 107
«Эти руки и глаза мне дороги, как мой отец, ведь они касались Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и видели его»»104. Передаѐтся от Сухайба: «Я видел, как Али целовал руки и ноги Аббаса»105.
104 привѐл Имам ибн Хаджар в книге «Аль маталиб аль `алия»
105 привѐл Имам Бухари в книге «Адаб уль муфрад», № 976
106 «Фатх уль бари», том 11, стр.57
107 «Фатх уль бари», том 11, стр.57
108 привѐл Мухаммад ас-Сафарини аль Ханбали в книге «Гида уль-альбаб шарх манзума аль-адаб»).
Слова учѐных о дозволенности целовании руки
Привѐл амир верующих в науке хадис ибн Хаджара аль-Аскаляни, что имам Малик сказал: «Если целование руки человека высокомерного нежелательно, то целование руки человека за его знания, благочестивость и другие лучшие достоинства дозволено»106.
Шейхуль-Ислам Имам ан-Навави сказал: «Целование руки мужчины за его отрешѐнность от мирского, за нравственность, знания, благочестивость и за другие восхваленные в нашей религии дела не является нежелательным, напротив, это желательно. Если же ради его богатства, могущества или же прославленности перед людьми, занятыми мирским, то это очень нежелательно»107.
Был задан вопрос имаму Ахмаду о целовании руки, и он ответил: «Если мотивом этого является религия, то ничего страшного в этом нет, так как Абу Убайда целовал руку Умара ибн Хаттаба. А если мотивом являются мирские интересы, то это нежелательно»»108. Озарение сердец 108
ЦЕЛОВАНИЕ БОЛЬШИХ ПАЛЬЦЕВ
ВО ВРЕМЯ АЗАНА
Вопрос: Я бы хотел узнать, является ли целование больших пальцев, а затем прикосновение ими к глазам во время азана практикой шафиитского мазхаба? Я слышал, что некоторые не дозволяют это, а некоторые говорят, что есть сообщение, что так делал Абу Бакр, хотя этот хадис и является слабым. Не могли бы вы подробно ответить на этот вопрос? Поскольку я сам ханафит, то хотел бы узнать и мнение ханафитов.
Ответ: В книгах по фикху вопрос «такбилу унбалатейн ва масху аль-айнейн» обычно рассматривается в конце раздела об азане. Такого рода практика известна в шафиитском мазхабе и относится к «фазаиль аль-амаль» (желательных дел)109.
109 «И`анат», 1:243, «Фатх аль-`аллам», 2/140-141.
110 Привел ад-Дайлями.
Одной из причин этого считается поступок первого праведного халифа Абу Бакра. «Каждый раз, когда Абу Бакр слышал, как муэдзин произносит: «Ашхаду анна Мухаммада ррасулюллах», – он повторял эти слова, целовал большие пальцы и проводил ими по глазам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я заступлюсь за того, кто будет делать, как мой друг (Абу Бакр)»110.
Практически все мухаддисы посчитали этот хадис слабым (слабому хадису можно следовать, если он касается похвальных поступков, но их нельзя считать сунной). Однако однозначно известно, что это не подложный хадис (мавзу`), а слабые хадисы не могут рассматриваться как возведение лжи на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). darulfikr.ru 109
Шейх Аляви аль-Малики в книге «Махал Латиф»111 приводит иджму со времен Ахмада до наших дней, что слабым хадисам можно следовать, если они касаются «фазаилуль- амаль» (т.е. дополнительных действий). Фазаилуль-амаль – это дополнительные действия, которые могут подпадать под категорию желательного (мандуб, сунна, мустахаб) или нежелательного (макрух), но никогда не касаются обязательного (ваджиб) или запретного (харам). Рассматриваемое действие, естественно, относится к желательным (мустахаб). Те, кто заявляет, что это или иное похожее действие является новшеством, потому что основано на слабом хадисе, тем самым демонстрируют, что ничего не смыслят в фикхе. Тем более, таких людей нельзя называть муфтиями или шейхами.
111 Стр. 251-253.
112 Имам ан-Навави, «аль-Азкар», 7-8.
Имам ан-Навави доступно разъяснил это в книге «Аль-Азкар»: «Мухаддисы, факихи, а также другие алимы дозволяют (а иногда даже говорят о желательности) следовать слабому хадису, если он касается дополнительных деяний (фазаилуль-амаль), когда они поощряют благое и порицают запретное (таргиб ва тархиб) до тех пор, пока известно, что этот хадис не вымышленный (мавзу`).
Что касается дозволенного и запретного (харам ва халяль), торговли, брака, развода и других обязательных хукмов, то в этих вопросах можно следовать только достоверным или хорошим (хасан) хадисам. А от слабых хадисов, которые говорят о нежелательности определѐнных действий, желательно отстраняться, даже если и необязательно»112. Озарение сердец 110
Что касается мнения ханафитов, то я не учѐный этого мазхаба. Вы должны спрашивать именно учѐных-ханафитов про положение своего мазхаба. Впрочем, в классическом ханафитском тексте ибн Абидина написано, что это действие желательно (хотя он знал, что оно основано на слабом хадисе)113.
113 Хашият ибн Абидин, 2:84-85
Шафииты и ханафиты в некоторых странах практикуют это. Также поступают маликиты в Судане. Можно привести важное правило Шариата: «Деяние, в котором есть согласие, не может быть запрещено». Имеется в виду, что, если некий поступок одобрен учѐными или некоторыми общинами мусульман, ни у кого нет права порицать его.
Не надо обманываться, если вы прочитали о чѐм-то, но видите, что мусульмане с давних времен и вплоть до наших дней поступают как-то иначе. Знай, что тот из вас, кто порицает совершение такого действия, тратит своѐ время на вещи, которые его не касаются, хотя должен был потратить его на [решение] проблем мусульман. Он не только не занимается своим делом, более того, он не имеет никакого права делать тебе замечание по этому вопросу или критиковать.
Всѐ это показывает, что он не знает вопроса «амр билль-маруф и нахью ан мункар» (повеление благого и запрещение порицаемого), ведь нельзя критиковать те поступки, по поводу которых в Шариате есть разногласие среди учѐных. Критиковать за такие дела всѐ равно что критиковать человека за то, что он купил яблоки, а не апельсины. В конце повторим, что шафииты считают, что данное действие относится к фазаиль и за него будет награда в следующей жизни. darulfikr.ru 111
Поэтому нельзя критиковать ни тех, кто так поступает, ни тех, кто так не поступает. Это личное дело каждого: делать так или нет. О Аллах, причисли нас к тем, кто совершает праведные деяния, а не только разговаривает. Амин.
Шейх Мухаммад Афифи аль-Акити Озарение сердец 112
ОСТАВЛЕНИЕ НАМАЗА
В «Сахихе» Муслима приводится хадис: «Между человеком и ширком, куфром - оставление намаза».
Сказал Имам Абу Закария ан-Навави в шархе этого хадиса пишет: «Оставляющий намаз, если отвергает обязательность намаза, то он кяфир, по единогласию мусульман, вышедший из религии Ислам. Исключение из этого, если он новообращенный в Ислам и не был вместе с мусульманами достаточное время, в котором до него дойдет обязательность намаза на нем.
Но если его оставление намаза от лени и в, то, же время он верит в его важность – как это положение многих людей (в 7 веке хиджры) – то ученые разошлись (во мнении) о нем.
Имам Малик, Имам Шафии – и большинство салафов и халафов сказали, что он не будет кяфиром (неверным), а будет фасиком (грешником). От него захотят, чтобы он покаялся. Или покается, или мы убьем его в наказание/хадд (т.е. не по причине куфра). Как женатого человека, который сделал зина/прелюбодеяние. Но его надо убить мечом.
Сказали группа из салафа, что он будет кяфиром. Это было передано от Али бин Аби Талиба – и это один из риваятов от Ахмада бин Ханбаля. В таком же мнение Абдуллах бин Аль Мубарак, Исхак бин Рахавейх и это мнение некоторых сподвижников Шафия.
Сказали Абу Ханифа, группа из Куфийцев, Аль-Музани сподвижник Шафия – что он не будет кяфиром и не надо его убивать. Его надо наказать таъзиром и заключить в тюрьму до того пока не совершит намаз. darulfikr.ru 113
Те, кто во мнении такфира, привели как доказательство внешний смысл второго упомянутого хадиса и кияс/сравнение со словами тавхида».
«А те, кто сказали, что не надо убивать его привели в доказательство хадис: «Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев…» и нет в этом хадисе (упоминания) намаза.
Большинство привел в доказательство о том, что он не будет кафиром аят Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (4:116)
Еще они привели в качестве доказательства слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто скажет «Ля иляха илля Ллах» войдет в Рай», «Кто умрет, зная, что нет божества кроме Аллаха, войдет в Рай», «Если встретит раб всевышнего Аллаха с двумя свидетельствами, без сомнения, то не будет он отстранен от Рая», «Аллах запретил огню того кто сказал «Ля иляха илля Ллах» и другие хадисы.
А на счет того, что надо его убить, привели аят Всевышнего: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…». (9:5)
Еще привели слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут «Ля иляха илля Ллах», пока не будут совершать намаз и выплачивать закат; когда же они сделают это, то тем самым защитят от меня свою кровь и имущество».
А хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Между человеком и между ширком и куфром оставление намаза» - объяснили следующим образом: Оставляющий намаз заслужит наказания кяфира и это Озарение сердец 114
наказание - смерть. Или хадис надо понимать так, что, кто считает это (оставление намаза) дозволенным, или этим он дойдет до куфра, или его поступок из поступков кяфира. Аллаху ведомо лучше»114.
114 Имам ан-Навави, «Сахиху Муслим би Шархин Навави», 2/7. Египет: 1347/1929
115 Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 9/251. Даруль Хадисиль Хасанийя: 1387/ 1967
Сказал великий ученый Абу Умар Ибн Абдиль Барр в книге «Ат-Тамхид» о человеке который принимает, что намаз это фарз, но не совершает его из за лени: «Они (ученые) разошлись о человеке, который подтверждает его (обязательность) но не совершает его.
Некоторые такому человеку сделали такфир. Из них можно указать тех, мнение, которых я перечислил в главе «Зайд бин Аслам от Бушр бин Михджан».
Но большинство отказались от такфира кроме, как такфир того, кто отвергает и отрицает важность (т.е. не выносили такфир, тому, кто оставил намаз, но вместе с этим верит в его важность). Отвергание и отрицание являются противоположностью подтверждения и признания»115
Великий ученый Ибн Къудама аль-Макъдиси из ханбалитских факихов, говорит о единогласии (иджмаъ) мусульман в том, что оставивший намаз не является кяфиром: «Потому что это (то, что оставляющий намаз не является кяфиром) единогласие (иджмаъ) мусульман.
Так как мы не знаем, в каком либо веке ни одного, из оставивших намаз, чтобы его не омывали после смерти, не совершали погребальный намаз над ним и не хоронили на мусульманском кладбище. А также не запрещали его наследникам наследовать, и чтоб он наследовал по наследству. darulfikr.ru 115
А также не разлучали мужа с женой из-за того, что кто-то из них оставил намаз, несмотря на то, что оставляющих намаз много.
Если бы оставляющий намаз являлся бы кяфиром, то все эти хукмы (решения) приводились бы в исполнение.
Мы не знаем, чтобы среди мусульман было разногласие в том, что оставивший намаз обязан возмещать его. Если бы оставляющий намаз являлся бы вероотступником, то ему необязательно было бы возмещать намаз и пост.
А вышеупомянутые хадисы (о том, что оставляющий намаз является кяфиром) в смысле устрашения и, что (оставляющий намаз) подобен неверному, но не в действительном смысле»116.
116 Ибн Къудама, «Аль-Мугъни», 3/357-358. Рияд: Дару Алямиль Кутуб: 1417/1997
Абдул-Джаббар аль-Азери Озарение сердец 116