Средства к поддержанию теплоты духовной. Не должно мерить себя. О заучивании псалмов и акафисте пред причащением
Милость Божия буди с вами!
Очень рад, что восставшие у вас неприятности миновали. Слава Богу! Даруй, Господи, чтобы не повторялись.
Теплота сердечная, о которой вы пишите, хорошее состояние. И надо ее беречь и поддерживать. Когда ослабеет возгревать, - так, как вы делаете: собираться посильнее внутрь и к Господу взывать. Чтобы не отходила, надо избегать рассеяния мыслей и впечатлений на чувства несогласных с этим состоянием, избегать того, чтобы сердце не прилегло к чему либо видимому (не худому только, но вообще ко всему), и никакая забота не поглощала всего внимания. Внимание к Богу будет неотходное, и напряжение тела неослабное – в струнку, как солдат в строю. Главное же – Господа молить, да продлит эту милость.
Что же касается до – «это ли?», то однажды навсегда примите за правило – такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражье порождение. Если остановиться на этом вопросе, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно, это. Ты, ведь, молодец. Затем молодец подымится на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что не ставить. – И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. – И сие есть – мниться иметь, тогда как ничего нет. Св. отцы написали: «не мерить себя». А взяться решить тот вопрос значит: приступить к измерению себя, насколько вырос. – Так извольте от этого бегать, как от огня. Божия милость да будет с вами.
Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие больше к себе и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелия хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.
Все - не суетясь – чтобы внимания не расшатать. Оно главное. И ывсе надо направлять к поддержанию его.
«Акафиста пред Причащением» не читал. Если он назидает, можно читать. А не содержится ли в нем чего противного, - это кажется вам можно узнать. Когда есть что, - тогда бросить лучше.
Благослови вас Господи!
Терпение и труд без конца.
Спасайтесь. Ваш богомолец Е. Феофан.
Признаки и способ приобретения благодатной теплоты в сердце. Вред многоядения и многоспания для духовной жизни. О смирении и любви. Как оправляться от наносимых врагом ударов и духовного охлаждения. Господня епитимия для провинившихся
Милость Божия буди с вами!
Задолжал я вам ответом. Виноват! Было дело. Буду отвечать подряд.
На письмо от 8 генв. Я писал вам. - Не думать: вот оно! Вы пишете потом: "прислушиваюсь, теплится ли? Может быть и это не нужно." - Теплоту надо всегда поддерживать сколько это от нас возможно. Но прислушиваться и присматриваться тут нечего. Это само о себе дает знать. Как внешний холод, так и внутреннее охлаждение ощущаются непосредственно. Когда это ощутится, надо подогреть себя - углублением внимания и усилением взывания к Господу: не остави мене Господи, не отступи от мене. Прилагать к сему надо и помышление о поражающих истинах, падении, устроении спасения, смерти, суде, воздаянии - и проч.
Теплота настоящая - дар Божий. Но есть ненатуральная теплота, плод собственных усилий и свободных настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли. Какая у вас, это невидно. После откроется.
"Мысли утомили, - не дают установиться вниманием пред Богом". Это знак, что ваша теплота не Божия, а своя. Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу, - неотходное. Тут бывает тоже, что с кровоточивою. У той ста ток крове, - а тут останавливается ток помыслов. - Что же нужно? - Держа свою натуральную теплоту, ни во что ее вменять, а только приготовлением некиим к Божией теплоте почитать; затем болезновать о скудости Божиего действия в сердце, и в болезни молить Господа непрестанно: милостив буди! - Не отврати лица Твоего! - Просвети лице Твое! К этому усугубить лишения телесные, в пище, сне, труде, и под. Все же дело предать в руки Божии.
"Много сплю, ем много". - Сибаритство, выходит, магометанство. Видали вы электрическую машину?! Подле колеса у нее есть медный цилиндр, - в который из колеса чрез трение переходит электричество и набирается в нем в такой силе, что убить может, если коснуться неосторожно. Но если от этого цилиндра пустить в землю цепочку, то в нем и знаку не будет электричества, потому что оно в тоже время, как входит в цилиндр, переходит в цепочку и уходит в землю. В таком точно положении вы со своим сном и ястием, что ни успеете вы собрать духовного, все то чрез них рассеивается, уходит: и вы пусты. Нет уж тело надо, стеснить малоспанием, и малоястием, и преутруждением. Кто из отцов наших имел успех, без стеснения плоти? - Я кажется вам писал что тело надо держать в струнку, как солдата во фронте. Вот это и есть, что теперь говорю. Пока будете покоить тело, не ждите ничего доброго.
Казнение себя произволением требуется, но от этого вами желаемого толку не будет. Что св. Мелетий сказал Симеону столпнику, когда он еще юный приковал себя к камню? - То же и вам идет. Не мешает однако ж иметь в руках четки погрубее, - и как только тело зажелает себе блажи - или поесть, или поспать, или развалиться на креслах и диване, - угощайте его такими четками по плечам, пока отрезвится.
"Как воображать Господа, - сидящим ли на престоле, или распятым?" - Когда размышляете о божественном, тогда можно воображать Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Господь везде есть. В этом убеждении и стойте, - что Он везде, следовательно, и в вас, а не только около вас, - и все видит и слышит. К Нему вездесущему, всевидящему и желающему нашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа, никако Его не воображая. В таком убеждении надо утвердиться постоянным о том думанием. - И придет.
"Стать над сердцем, - стать умом в сердце, - из головы сойти в сердце", - все сие одно и то же. Существо дела в сосредоточении внимания и стоянии пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, - ко сердцу и в сердце. Когда придет Божия теплота, тогда все сие уяснится.
"Иногда внимание уходит к сердцу, но я удерживать его тут боюсь". Напротив, надобно его удерживать и чем долее, тем лучше, не допуская себе развлечься каким-либо помыслами.
"Смирения и любви нет". Пока их не будет, - и ничего духовного не будет. Духовное зарождается и растет вместе с их зарождением и возрастанием. Они то же для души, что стеснение плоти для тела. Смирение приобретается делами смирения, любовь - делами любви. Извольте так делать.
На письмо от 7 марта. Очень грустное состояние у вас произошло. Но кнут не мука, а вперед наука. Произошло это от самомнения, - что де мы хватили высоко, не то, что те невегласы. Вот и хватили! Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность. Леность говорит: что нам? Нам можно и вольку себе дать, и пошла волька. А тут враг подослал книжку, и по поводу ее насеял. Весь этот путь у вас прописан. "Леность одолела, так что ни на что смотреть не хочется". Уж коли хватили выше облак, то какая нужда себя нудить? "Тщеславие, - служить ли, стану, молиться ли, или читать поучения, - одолевает". Как нам с вами не тщеславиться? Молитву умную знаем. И ну ходить команем. То мы с вами на диване развалились как миллионер духовный (леность), то с колокольни на всех смотреть стали, как на мелюзгу грошевую (тщеславие с гордостью). А тут, как только показался враг, мы в кусты, или и того хуже: на, бери, и пальцем не пошевельнули. И извольте теперь видеть какой вы богатырь духовный и богач! Затем и попустил Господь это охлаждение, чтобы вы осязательно увидели, сколь ничтожны силы ваши и ваша твердость в добре. Вы называете это несчастием. Истинно так: это похоже на пролом стены. Когда неприятель пробьет где-либо стену, город защищающую, тогда хоть горожане заделают ее, место то нельзя почитать прочным, потому что заделка только прилеплена к стене и не глубоко с нею сцеплена бывает. Пробоина заделана. Но эта заделка - свежая, непрочна. Враг с боку стоит, - и высматривает. Как только увидит какую оплошность, опять шарахнет из своих бомб. Таково ваше положение. Но пусть его шарахает. Можно сделать все покушения его бесплодными. Пробоину в стене, чтоб она опять не слетела, подпирают сзади устоями, к месту тому побольше нагоняют солдатиков. Враг тогда, видя это, и совсем не покушается снова тут пробивать стену, а отходит в другое место. Вот и вам то же надо сделать. Подпорки сделать надо: это усиление стеснения плоти, лишением сна, пищи, трудом - особенно каким-либо уничижительным (вон - снег разбрасывать и подобное). А солдатиков нагнать - это побольше благих, отрезвляющих мыслей набрать в голову и их перебирать вниманием. Команду же над всем этим поручить надо ревности о спасении, с преданностью Богу, от коего вся спасительная сила, с решимостью не поддаваться более такой блажи хоть умереть. Извольте это непременно устроить. Молите Господа не лишить прежней, милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимия. У Господа своя на всякого провинившегося налагается епитимия, - которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если безжалостно кто помучит себя, то скоро возвращает, а если поблажки себе даст, то не скоро. Вот вам программа. Извольте все сие иметь в мысли, и трудитесь. Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин. Камердинер провинился. Господин выгнал его и со двора согнал. Потом, когда он расплакался, господин сжалился над ним, и принял в дом, но не в камердинеры, а сказал: живи пока на кухне. Я посмотрю, как-то у тебя дело пойдет, и тогда, может быть, опять возьму тебя в камердинеры. Вот в таком положении и вы. Извольте умудряться, - и взяться за дело.
"Руки опустились". Не руки опускать, - а напротив и руки засучать и ноги поднимать надо. Ибо Господь близ, - и готов все отдать, только труда и усердия побольше надо заявить.
Спасайтесь! Не робеть!
Ваш богомолец, Е. Феофан.