Сущность Такфира и его место в шариате. 5 страница
(Аль Иршаду фи Ма'рифати ль Ахкам, стр. 209, а чтобы узнать слова ученых относительно хукма истолковавшего подробно, смотри Аш Шифа Кадыйя Ийяд, 2 том, 1051 – 1065)
ويقول السعدي موضحاً تباين أهل البدع ممن تلبس بتأويل وشبهة: - " هؤلاء المبتدعة المخالفون لما ثبتت به النصوص الصريحة والصحيحة، أنهم في هذا الباب أنواع، من كان منهم عارفاً بأن بدعته مخالفة للكتاب والسنة فتبعها ونبذ الكتاب والسنة وراء ظهره، وشاق الله ورسوله من بعد ما تبين له الحق، فهذا لا شك في تكفيره، ومن كان منهم راضياً ببدعته معرضاً عن طلب الأدلة الشرعية، وطلب ما يجب عليه من العلم الفارق بين الحق والباطل ناصراً لها، راداً ما جاء به الكتاب والسنة مع جهله وضلاله، واعتقاده أنه على الحق، فهذا ظالم فاسق بحسب تركه ما أوجب الله عليه، وتجرئه على ما حرم الله تعالى ومنهم من هو دون ذلك، ومنهم من هو حريص على اتباع الحق واجتهد في ذلك، ولم يتيسر له من يبين له ذلك فأقام على ما هو عليه، ظاناً أنه صواب من القول، غير متجرىء على أهل الحق بقوله، ولا فعله، فهذا ربما كان مغفوراً له خطؤه والله أعلم. (1) "
__________________________________________________ ص (80)
ثم يكشف السعدي الفرق بين أهل التأويل السائغ وغيرهم فيقول: _
" والمقصود أنه لا بد من هذا الملحظ في هذا المقام؛ لأنه وجد بعض التفاصيل التي كفر أهل العلم فيها من اتصف بها، وثم أخر من جنسها لم يكفروه بها، والفرق بين الأمرين أن التي جزموا بكفره بها لعدم التأويل المسوغ وعدم الشبهة المقيمة لبعض العذر، والتي فصلوا فيها القول، لكثرة التأويلات الواقعة فيها. (2) "
__________
(1) الإرشاد في معرفة الأحكام ص 209، ولمعرفة أقوال العلماء _ تفصيلاً. في الحكم على المتأولين انظر الشفا لعياض 2/ 1051 _ 1065.
(2) المرجع السابق / نفس الصفحة
Конец цитаты из книги "Науакыду ль Иман аль Къаулийя уа ль Амалийя"
Вопросы Этого Раздела:
1) Такфир за ошибочное толкование (таъвиль) и четыре мнения в этом вопросе.
2) Разъяснение того, что такое таъвиль и кто считается мутаъаввиль (ошибочно истолковавший) и четыре мнения в этом вопросе.
3) Разъяснение того, что подразумевают люди знания под приемлемым таъвилем, обладатель которого оправдывается, и неприемлемым, обладатель которого не оправдывается.
4) Этот вопрос – из тонких и глубоких вопросов, нуждающихся в детальном разборе и изучении, а Аллах знает лучше.
Раздел Второй:
Разъяснение того, что вопросы куфра не познаются, кроме как шариатом, и разъяснение того, что познаётся разумом, а что нет.
1) Сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах:
قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله: "الإيمان والكفر هما من الأحكام التي تثبت بالرسالة، وبالأدلة الشرعية يميز بين المؤمن والكافر لا بمجرد الدلالة العقلية" ها. الفتاوى 3\328
"Иман И Куфр являются из ахкамов, которые утверждаются посланническим доводом, и именно шариатскими доказательствами различается между муъмином и кафиром, а не просто указанием разума.
Конец цитаты.
(Аль Фатава, 3 том, 328 стр.)
2) Сказал Имам ибн аль Вазир:
إن التكفير سمعي محض لا مدخل للعقل فيه، وأن الدليل على الكفر لا يكون إلا سمعياً قطعياً، ولا نزاع في ذلك . "
"Знай, что такфир утверждается только доводом, в нём нет никакого места для разума, и что доказательство на куфр человека не может быть, кроме как категоричным доводом, и нет в этом разногласия."
Конец цитаты.
("Аль Авасыму ва ль Къавасым", 4 том, 187 стр.)
3) Также сказал Ибну Щщатъ[25]:
"То, что какая то вещь является куфром, какая бы то ни было вещь – не познаётся разумом, напротив, является из положений, установленных шариатом, поэтому, если Аллах сказал о какой либо вещи: "Это куфр", то это так и есть, независимо от того, будет ли это сообщением или приказом"
Конец цитаты.
(Тахзиб аль Фурукъ, 4 том, 158 стр.)
4) Также сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах:
"Куфр – это шариатский хукм, который берётся от Владыки шариата, а что касается разума, то им иногда познаётся правильность или неправильность какого то мнения, однако не каждое, что является ошибкой со стороны разума, бывает куфром в шариате, точно также, как не каждое, что является верным со стороны разума, является обязательным к познанию в шариате."
Конец цитаты.
(Даръу Ттааруд, 1 том, 242 стр.)
5) Сказал Шейх Мухаммад ибн АбдильВаххаб, как пришло в "Ад Дурар" (1 том, 180 стр.):
"Куфр это отрицание "Ас Сам'ийят" (то что пришло через шариат), и куфр не познаётся, кроме как через шариатские тексты."
Конец цитаты.
6) И это, как сказал Имам Ас Сам'аний в "Аль Интисору ли Асхаби ль Хадис":
"Знай, что мазхаб Ахлю Сунна в том, что разум не обязывает никого ничем, а также не снимает ни с кого никакой обязанности, и нет ему никакого места в дозволении и запрещении, а также в том, что является похвальным и полагается за это награда, или же порицаемым, и полагается за это наказание, и если бы не пришло переданное из шариата, то не было бы ни для кого обязательным ничто, и люди не попали бы под награду и наказание.
И аргументировали на это словами Аллаха "И мы не наказывали, пока не посылали посланника" (Аль Исра, 15)"
Конец цитаты из книги "Аль Интисору ли Асхаби ль Хадис"
7) И сказал Шейхуль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах:
"Из них также есть те, кто разделил третьим видом разницы:
И сказали: "Вопросы Основ это те, которые познаются разумом, и каждый вопрос, в котором требуется лишь знание, который можно познать разумом, то это – вопрос основ, в которых противоречащий становится кафиром или фасиком.
А вопросы "Фуру'"(ответвления) – это вопросы, известные лишь из шариата."
И сказали: "Первое, это как вопросы качеств Аллаха и предопределения, а второе – как вопросы заступничества в Судный День(Шафаат), и выход грешников из Огня."
И будет сказано им: "Правильнее будет сказать полностью обратное тому, что вы сказали, ведь поистине, куфр (неверие) и фискъ(нечестие) – шариатские ахкамы[26], и не являются из ахкамов, которые постигаются разумом.
(И сказал в "Минхаджу Ссуннати Ннабавийя"(этот текст опущен в "Маджмуаль Фатава":
"Так что кафир, это тот – кого Аллах и Его посланник назвал кафиром, и фасик – тот, кого Аллах и Его посланник назвал фасиком.
Точно также муъмин и муслим – тот, кого Аллах и Его посланник назвал муъмином и муслимом, справедливый – тот, кого Аллах и Его посланник назвал справедливым, запрещена кровь именного того, чью кровь Аллах и Его посланник сделал запрещённой, счастливый – тот, о ком Аллах и Его посланник рассказал, что он будет счастливым в Судный День, а несчастный – тот, о ком Аллах и Его посланник рассказал, что он будет в Судный День несчастным, и ваджиб относительно молитвы, поста, закята и хаджа – именно то, что Аллах и Его посланник сделал ваджибом(обязательным), наследство заслуживают именно те, кого Аллах и Его посланник сделали заслуживающими наследство, и заслуживающий "Муваля"(дружбу) и "Муаада"(вражду) – тот, о ком Аллах и Его посланник рассказал, что он заслуживает дружбы или вражды, халяль – то, что Аллах и Его посланник сделал халялем, а харам – то, что Аллах и Его посланник сделал харамом, а религия – то, что Аллах узаконил и Его посланник. Все эти вопросы утверждаются лишь шариатом.
فَالْكَافِرُ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ كَافِرًا، وَالْفَاسِقُ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ فَاسِقًا، كَمَا أَنَّ الْمُؤْمِنَ وَالْمُسْلِمَ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ مُؤْمِنًا وَمُسْلِمًا، وَالْعَدْلُ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ عَدْلًا، وَالْمَعْصُومُ الدَّمِ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ مَعْصُومَ الدَّمِ، وَالسَّعِيدُ فِي الْآخِرَةِ مَنْ أَخْبَرَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ عَنْهُ أَنَّهُ سَعِيدٌ فِي الْآخِرَةِ، وَالشَّقِيُّ فِيهَا مَنْ أَخْبَرَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ عَنْهُ أَنَّهُ شَقِيٌّ فِيهَا، وَالْوَاجِبُ مِنَ الصَّلَاةِ وَالصِّيَامِ وَالصَّدَقَةِ وَالْحَجِّ مَا أَوْجَبَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ، وَالْمُسْتَحِقُّونَ لِمِيرَاثِ الْمَيِّتِ مَنْ جَعَلَهُمُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَارِثِينَ، وَالَّذِي يُقْتَلُ حَدًّا أَوْ قِصَاصًا مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ (5) مُبَاحَ الدَّمِ بِذَلِكَ، [وَالْمُسْتَحِقُّ لِلْفَيْءِ وَالْخُمُسِ مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ مُسْتَحِقًّا لِذَلِكَ] (6) ، وَالْمُسْتَحِقُّ لِلْمُوَالَاةِ وَالْمُعَادَاةِ (* مَنْ جَعَلَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ مُسْتَحِقًّا لِلْمُوَالَاةِ وَالْمُعَادَاةِ *) (1) وَالْحَلَالُ مَا أَحَلَّهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ، وَالْحَرَامُ مَا حَرَّمَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ، وَالدِّينُ مَا شَرَعَهُ اللَّهُ وَرَسُولُهُ. فَهَذِهِ الْمَسَائِلُ كُلُّهَا ثَابِتَةٌ بِالشَّرْعِ.
А что касается тех положений, которые утверждаются разумом – то это наподобие естесственных вещей, как например то, что от этой болезни помогает такое то лекарство, поистине, подобное этому познаётся опытом, аналогией и следованием(таклидом) за врачами, которые узнали это посредством аналогии или опыта. Точно также вопросы математики или инженерии и подобное этому, это – из того, что познаётся разумом. И точно также такие вопросы как "Джаухару ль Фард", одинаковость тел или разница между ними, или дозволенность того, что "А'рад" будут оставаться постоянно или невозможность этого – всё это познаётся разумом.
Раз это обстоит таким образом, то:
Положение человека, то что он является кафиром, или справедливым или фасиком – это из шариатских вопросов, не из вопросов разума, и как может быть тот, кто противоречит тому, с чем пришёл посланник – не кафиром, а тот, кто противоречит тому, что утверждает не посланник, что это познаётся разумом – кафиром?! И разве становится кто либо кафиром из за ошибки в вопросах математики или медицины, или тонкостей науки "Калям"?
وَأَمَّا الْأُمُورُ الَّتِي يَسْتَقِلُّ بِهَا الْعَقْلُ فَمِثْلُ الْأُمُورِ الطَّبِيعِيَّةِ، مِثْلَ كَوْنِ هَذَا الْمَرَضِ يَنْفَعُ فِيهِ الدَّوَاءُ الْفُلَانِيُّ، فَإِنَّ مِثْلَ هَذَا يُعْلَمُ (2) بِالتَّجْرِبَةِ وَالْقِيَاسِ وَتَقْلِيدِ الْأَطِبَّاءِ الَّذِينَ عَلِمُوا ذَلِكَ بِقِيَاسٍ أَوْ تَجْرِبَةٍ. وَكَذَلِكَ مَسَائِلُ الْحِسَابِ وَالْهَنْدَسَةِ وَنَحْوِ ذَلِكَ، هَذَا مِمَّا (3) يُعْلَمُ بِالْعَقْلِ. وَكَذَلِكَ مَسْأَلَةُ الْجَوْهَرِ الْفَرْدِ، وَتَمَاثُلِ الْأَجْسَامِ أَوِ اخْتِلَافِهَا، وَجَوَازِ بَقَاءِ الْأَعْرَاضِ وَامْتِنَاعِ بَقَائِهَا ; فَهَذِهِ وَنَحْوُهَا تُعْلَمُ بِالْعَقْلِ.
وَإِذَا كَانَ كَذَلِكَ فَكَوْنُ الرَّجُلِ مُؤْمِنًا وَكَافِرًا وَعَدْلًا وَفَاسِقًا هُوَ مِنَ الْمَسَائِلِ الشَّرْعِيَّةِ لَا مِنَ الْمَسَائِلِ الْعَقْلِيَّةِ، فَكَيْفَ يَكُونُ مَنْ خَالَفَ مَا جَاءَ بِهِ الرَّسُولُ لَيْسَ كَافِرًا، وَمَنْ خَالَفَ مَا ادَّعَى غَيْرُهُ أَنَّهُ مَعْلُومٌ بِعَقْلِهِ كَافِرًا؟ وَهَلْ يَكْفُرُ أَحَدٌ بِالْخَطَأِ فِي مَسَائِلِ الْحِسَابِ وَالطِّبِّ وَدَقِيقِ الْكَلَامِ؟ .