Сущность Такфира и его место в шариате. 4 страница

(2) الدرة ص 414، وانظر الفصل 3/ 296، 297

(3) إيثار الحق على الخلق ص 437

(4) هو محمد بن على الشوكاني، الصنعاني، مفسر، محدث، فقيه، أصولي، ولد سنة 1173 هـ، له مصنفات كثيرة، توفي بصنعاء سنة 1250 هـ

انظر: _ نيل الأوطار 2/ 297، البدر الطالع 2/ 214

8) Говорит Аш Шаукани, делая шарх на выражение автора книги "Аль Азхаар": "Тот, кто впал в вероотступничество, становится кафиром в любом случае":

"Автор книги имеет ввиду, что впавшие в неверие (куффару ттаъвиль) по причине толкования также входят в понятие "Вероотступничество", и эти его слова – ошибка и спотыкание, подобное этому не говорится и это непростительный промах, ведь если бы это было так, то большая часть тех, кто есть на свете из мусульман были бы муртаддами".

(Сейлю ль Джаррар, 4 том, стр. 373 стр.)

على عبارة صاحب كتاب " الأزهار: " والمرتد بأي وجه .. كفر " فيقول: _ أراد المصنف إدخال كفار التاويل اصطلاحاً في مسمى الردة، وهذه زلة قدم يقال عندها لليدين وللفم، وعثرة لا تقال، وهفوة لا تغتفر، ولو صح هذا لكان غالب من على ظهر البسيطة من المسلمين مرتدين. "

ويقول الشيخ عبد الرحمن السعدي:

9) Говорит Шейх Ас Си'дий:

"Ошибочно истолковавие из причисляющих себя к Исламу (ахлю кыбла), которые заблудились и ошиблись в понимании того, с чем пришла Книга и Сунна, если веруют в посланника и считают его правдивым во всём, что он сказал, и считают, что то, что он сказал является истиной, и придерживаются этого, однако ошибись в некоторых теоретических или практических вопросах, то (знай, что) Книга и Сунна указали на то, что они не выходят из религии, а также на то, что на них не выносится хукм кафиров, и единогласны в этом сподвижники, да будет доволен ими Аллах, а также табиины и те, кто был после них из имамов саляф."

(Аль Иршад, 207)

" إن المتأولين من أهل القبلة الذين ضلوا وأخطأوا في فهم ما جاء في الكتاب والسنة، مع إيمانهم بالرسول واعتقادهم صدقه في كل ما قال، وأن ما قاله كان حقاً والتزموا ذلك، لكنهم أخطأوا في بعض المسائل الخبرية أو العملية، فهؤلاء قد دل الكتاب والسنة على عدم خروجهم من الدين، وعدم الحكم لهم بأحكام الكافرين، وأجمع الصحابة رضي الله عنهم والتابعون ومن بعدهم من أئمة السلف على ذلك."

"Если прояснилось, что ошибочное понимание является оправданием в вопросе такфира, то это не значит, что каждый, кто утверждает, что он понял так то или так то, является оправданным, однако является условием, чтобы это толкование не было в основе религии, а это – поклонение Аллаху Единому, не приобщая ему сотоварища, а также принятие Его шариата, потому что эту основу (Два свидетельства) невозможно выполнить, имея в нём сомнение, поэтому объединились ученые в куфре Батынитов (например), и что они не оправдываются своим толкованием, потому что сущность их мазхаба – неверие в Аллаха Всевышнего, а также отсутствие поклонения Аллаху Единому, а также отрицание всех законов Ислама.

(См. Послание Дауабиту Ттакфир, стр. 369, и слова Шейхуль Ислама в Маджмуа ль Фатауа, 35 том, 161 стр.)

2_ إذا ظهر أن التأويل عذر في المسألة التكفير، فإن هذا لا يعني أن كل من ادعى التأول فهو معذور بإطلاق، بل يشترط في ذلك التأويل أن لا يكون في أصل الدين الذي هو عبادة الله وحده لا شريك له، وقبول شريعته؛ لأن هذا الأصل

___________________________________________________ ص (77)

(الشهادتين) لا يمكن تحقيقه مع حصول الشبهة فيه، ولهذا أجمع العلماء على كفر الباطنية _ مثلاً _ وأنهم لا يعذرون بالتأويل؛ لأن حقيقة مذهبهم الكفر بالله تعالى، وعدم عبادة الله وحده، وإسقاط شرائع الاسلام (4).

__________

(1) كتاب الأزهار في فقه الزيدية، وعنوانه كاملاً: _ الأزهار في فقه الأئمة الأخيار " ومؤلفه: أحمد بن يحيي المهدي المتوفي سنة 840 هـ، انظر الأعلام 1/ 269.

(2) السيل الجرار 4/ 373، وانظر أيضاً 4/ 576.

(3) الإرشاد في معرفة الأحكام ص 207.

(4) انظر رسالة ضوابط التكفير ص 369، وانظر فتوى شيخ الاسلام ابن تيمية في شأن الباطنية 35/ 161، 162.

Отсюда становится ясно, что не каждое толкование считается приемлемым или же принимаемым оправданием, однако есть толкование, которое приемлемо, а есть, которое не приемлемо, и необходимо учитывать это и не путать между двумя вещами.

10) Сказал Имам Исмаиль Аль Асбахани:

"Ошибочно истолковавший, если ошибся и был из людей, вошедших в веру, то следует смотреть в его толкование: Если это связано с положением, которое может привести к противоречию части Книги Аллаха или Сунны, то отрезается оправдание, или же противоречит единогласию, тогда он становится кафиром и не оправдывается, потому что сомнение, которое связано с этим – слабое, не является достаточно сильным, чтобы оправдать его, потому что то, на что оно указывает – основа из этих основ, и является крайне ясным и понятным, и когда для обладателя этого мнения(ошибшегося) не является сложным постичь истину, и не становится для него неясной часть худжи, то в таком случае он не оправдается в оставлении истины, напротив, с ним обращаются в таком случае противоположным образом, а это что у него упорство и гордость, а кто противоречит намеренно какой либо из этих основ, в то время как он является невеждой, и не хотел этим проявлять упорства, то такой не становится кафиром, потому что он не выбрал куфр намеренно, а также не был доволен им, а также приложил усилия, поэтому к нему не будет применён противоположный хукм, ведь Аллах Всевышний разъяснил, что не взыщет, кроме как после разъяснения, и не накажет, кроме как после предостережения, сказал Всевышний: " Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться."( Ат Тауба, 155). И каждый, кого Аллах наставил и он вошёл в религию Ислам, то такой человек не выходит в неверие, кроме как после разъяснения.

(Аль Худжа фи баяни ль Махаджжа, 2 том, 510 стр.)

ومن ثم فليس كل التأويل يعتبرا سائغاً أو عذراً مقبولاً، فهناك من التأويل ما يعتبر سائغاً، ومنه ما ليس كذلك، فلابد من مراعاة ذلك، وعدم الخلط بينهما.

يقول قوام السنة إسماعيل الأصفهاني: -

" المتأول إذا أخطأ وكان من أهل عقد الإيمان، نظر في تأويله، فإن كان قد تعلق بأمر يفضي به إلى خلاف بعض كتاب الله أو سنة يقطع بها العذر، أو إجماع فإنه يكفر ولا يعذر؛ لأن الشبهة التي يتعلق بها من هذا ضعيفة لا يقوى قوة يعذر بها؛ لأن ما شهد له أصل من هذه الأصول، فإنه في غاية الوضوح والبيان، فلما كان صاحب هذه المقالة لا يصعب عليه درك الحق، ولا يغمض عنده بعض موضع الحجة لم يعذر في الذهاب عن الحق، بل عمل خلافه في ذلك على أنه عناد وإصرار، ومن تعمد خلاف أصل من هذه الأصول، وكان جاهلاً لم يقصد إليه من طريق العناد فإنه لا يكفر؛ لأنه لم يقصد اختيار الكفر، ولا رضي به، وقد بلغ جهده، فلم يقع له غيره ذلك، وقد أعلم الله سبحانه أنه لا يؤاخذ إلا بعد البيان، ولا يعاقب إلا بعد الإنذار فقال تعالى: _ {وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُضِلَّ قَوْمًا بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّى يُبَيِّنَ لَهُم مَّا يَتَّقُونَ} [التوبة، آية 115]. فكل من هداه الله عز وجل، ودخل في عقد الإسلام، فإنه لا يخرج إلى الكفر إلا بعد البيان. (1) "

11) И говорит Ибн Хазм:

"А что касается тех, кто не является людьми Ислама, как христиане, иудеи, огнепоклонники или другие религии, или как Батыниты, которые говорят, что какой либо человек может быть божеством, или что может быть пророком кто то из людей после Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то такие люди не оправдываются толкованием вообще, напротив, они являются кафирами, мушриками в любом случае.

(Ад Дурра, 441 стр.)

ويقول ابن حزم: _ " وأما من كان من غير أهل الإسلام من نصراني أو يهودي أو مجوسي، أو سائر الملل، أو الباطنية القائلين بإلهية إنسان من الناس، أو بنوة أحد من الناس، بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم، فلا يعذرون بتأويل أصلاً، بل هم كفار مشركون على كل حال. (2) "

ويذكر أبو حامد الغزالي التأويل الغير سائغ ومثاله فيقول: _

___________________________________________________ص (79)

__________

(1) الحجة في بيان المحجة 2/ 510، 511

(2) الدرة لابن حزم ص 441 وانظر ص 414

12) И говорит Абу Хамид, разъясняя приемлемый и неприемлемый таъвиль:

"Необходимо указать на это правило, а это: Что противоречащий истине порой противоречит достоверному с убеждённостью тексту (мутаватир), однако утверждает, что этот текст истолковывается, пример этого: То, что сказали некоторые Батыниты, что Аллах Един со смыслом, что Он дарует единство и сотворяет его, и Знающий с тем смыслом, что Он даёт знание другим и сотворяет его, и существует с тем смыслом, что Он даёт другим существовать, а что касается того, что он является Единым сам по себе, или существует, или является знающим со смыслом описывания его знанием, то это они отрицают, и это является ясным куфром, потому что толковать слово Единый как "Создающий Единство" не является таъвилем ни с какой стороны, и арабский язык вообще не приемлет такого, поэтому подобные этим "толкованиям" – это считание ложью, которое было названо "толкованием".

(Файсалю Ттафрика, 147 стр.)

13) И сказал Имам Ибн аль Вазир:

"Точно также нет разногласия в куфре того, кто отрицает эти неизбежные в знании для всех людей вещи, прикрываясь названием "Таъвиль" относительно того, что невозможно истолковать, как например это делают безбожники, когда истолковывают все прекрасные имена Аллаха, более того, весь Коран и все законы шариата и воскрешение, Судный День, Рай и Ад"

(Ийсару ль Хаккы аля ль Халькъ, 415 стр.)

" ولابد من التنبيه على قاعدة وهو أن المخالف قد يخالف نصاً متواتراً، ويزعم أنه مؤول، مثاله: ما في كلام بعض الباطنية أن الله تعالى واحد بمعنى أنه يعطي الوحدة ويخلقها، وعالم بمعنى أنه يعطى العلم لغيره ويخلقه، وموجود بمعنى أنه يوجد غيره، وأما أن يكون واحداً في نفسه، وموجوداً، وعالماً على معنى اتصافه فلا، وهذا كفر صراح؛ لأن حمل الوحدة على اتحاد الوحدة (1) ليس من التأويل في شيء، ولا تحتمله لغة العرب أصلاً ... فأمثلة هذه المقالات تكذيبات عبر عنها بالتأويلات. (2) "

كما يورد ابن الوزير أمثلة للتأويل المردود، مما لا يمكن أن يكون عذراً لمن تلبس به فيقول: " لا خلاف في كفر من جحد ذلك المعلوم بالضرورة للجميع، وتستر باسم التأويل فيما لا يمكن تأويله، كالملاحدة في تأويل جميع الأسماء الحسنى، بل جميع القرآن والشرائع والمعاد الأخروي من البعث والقيامة والجنة والنار. (3) "

__________

(1) لعلها: إعطاء

(2) فيصل التفرقة ص 147

(3) إيثار الحق على الخلق ص 415 وانظر ص 129، والعواصم لابن الوزير 4/ 177

14) И говорит Ас Си'дий, разъясняя различие нововведенцев, которым приписывается толкование и сомнение:

"Эти нововведенцы, которые противоречат тому, что пришло достоверно в ясных и достоверных текстах бывают разных видов: Тот из них, кто знает, что его новшество противоречит Книге и Сунне, однако последовал за ним и бросил Книгу Аллаха и Сунну за свою спину и противоречит Аллаху и Его посланнику после того, как разъяснилась ему истина – нет сомнения в такфире такого человека, а кто же из них, кто доволен своим новешством и отворачивается от требования шариатских доказательств, а также требования того знания, которое является обазятельным для него, которое различит для него между истиной и ложью, и помогает своему нововведению, отвергая то, что пришло в Книге и Сунне, зная о своём невежестве и заблуждении, считая, что он на истине, то такой человек несправедливый и фасик, так как оставил то, чему обязал его Аллах, а также потому, что осмелился на то, что запретил ему Аллах Всевышний, из них также есть те, кто меньше этого, и есть из них те, кто стремится следовать за истиной и прилагает усердия для этого, однако не было у него того, кто разъяснит ему это, и он остался на том, на чём был, думая, что это является верным мнением, и он не преступал против людей Истины своим словом, такому человеку возможно будет прощена его ошибка, а Аллах знает лучше."

Наши рекомендации