Шёл куда-то) один человек, волоча за собой (по земле) из кичливости свой изар, (как вдруг) разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения”»
Книга о похвальных качествах
Глава 1080: О похвальных качествах.
Аллах Всевышний сказал:
«О люди! Поистине, Мы создали вас из (одной пары —) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый»(“Комнаты”, 13).
1389 (3493, 3494). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Вы увидите, что люди (подобны) рудникам1, и (являвшиеся) лучшими из них во времена джахилийи (остались) лучшими и в исламе, если стали сведущими в религии. Вы увидите, что лучшим из них в этом отношении является тот, кто больше других ненавидит это2, и увидите, что худшим из людей является двуличный, который к одним приходит с одним лицом, а к другим — с другим».
1 Имеется в виду, что в рудниках может содержаться как что-нибудь ценное, так и бесполезное или же вредное. Применительно к людям это означает, что они могут отличаться как достойными, так и низкими качествами.
2 Речь идёт о власти.
1390 (3495, 3496). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«В этом отношении1 у курайшитов есть преимущество перед (другими) людьми. Мусульмане среди них следуют за мусульманами, а неверные — за неверными. Люди (подобны) рудникам, и (являвшиеся) лучшими из них во времена джахилийи (остались) лучшими и в исламе, если стали сведущими в религии. Вы увидите, что к числу лучших людей в этом отношении относится тот, кто больше других ненавидит это до тех пор, пока (власть не придёт к нему)».2
1 Имеется в виду право на власть.
2 Речь идёт о том, кто сам не стремится к власти, но если уж она достаётся ему помимо его желания, исполняет свои обязанности должным образом.
Глава 1081: Похвальные качества курайшитов.
1391 (3500). (В своё время) Му‘авийу1, да будет доволен им Аллах, уведомили о том, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, говорит, что правителем (станет человек из племени) кахтан2. (Услышав это,) Му‘авийа разгневался, поднялся (со своего места), должным образом восславил Аллаха, а потом сказал:
«А затем, поистине, дошло до меня, что некоторые из вас говорят то, чего нет в Книге Аллаха Всевышнего и что не передаётся со слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Такие (относятся к числу) невежественных среди вас, так не тешьте себя надеждами, которые сбивают людей с пути, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, это дело останется за курайшитами3, а любого из тех, кто станет враждовать с ними, Аллах обязательно будет повергать до тех пор, пока (курайшиты) не перестанут придерживаться (установлений) религии!”»
1 Му‘авийа Ибн Абу Суфйан (661 — 680), да будет доволен им Аллах, — первый халиф из династии Омеййадов.
2 Речь идёт об одном из йеменских племён.
3 Имеется в виду, что им будет принадлежать власть.
1392 (3504). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: