Фаза возникновения
Общее значение понятия «мудра» — «знак», «символ» или «форма выражения». Специальными значениями также могут быть «поза тела, жест, печать, форма, спутница, обещание» или «существенный признак». Такое название, прежде всего, означает, что правильная поза тела для медитирующего очень важна. Только если спина более или менее прямая, а подбородок втянут, энергии могут войти в центральный энергетический канал, что способствует развитию глубокого медитативного опыта. В применении к медитации на Йидама понятие «мудра» касается формы проявления Йидамов и их окружения.
Представляя себе такую форму в фазе возникновения медитации, мы тренируем главным образом концентрацию и ясность ума. В разделе, посвященном медитациям Колесницы сутры, мы уже рассмотрели многие методы успокоения ума и развития хорошей концентрации. В Алмазном пути для этого используется визуализация Будда–аспекта. Например, в медитации на Шестнадцатого Кармапу перед нами из пространства появляется золотистая, прозрачная форма Кармапы из энергии и света. Она описывается во всех деталях, от Черной Короны до позы, включая и то, что Кармапа окружен силовым полем из радужного света.
Прочитав или прослушав описание, мы пытаемся представить себе эти детали. Мы создаем в уме образ Будда–аспекта, начиная представлять себе форму сверху вниз так, чтобы постепенно она появилась целиком, и сосредотачиваемся на ней. Если мы упражняемся самостоятельно, то вначале целесообразно смотреть на изображение — чтобы было легче представить детали. Через некоторое время это будет получаться без изображения, просто с помощью описания.
Если, несмотря на тренировку, возникают трудности с ясным представлением, это может означать, что сила концентрации еще не достаточно велика. В таком случае для подготовки стоит использовать более простые формы — например, некоторое время медитировать на дыхание и свет. Здесь мы концентрируемся одновременно на дыхании и свете трех цветов и, кроме того, через некоторое время слышим три внутренних звука. Когда ум становится более спокойным и сфокусированным, мы переходим к более сложным формам. По мере возрастания способности к концентрации мы будем учиться представлять сложные формы Будда–аспектов.
Иногда люди говорят: «Я совершенно ничего не могу представить в медитации, как ни стараюсь». Есть простой тест, который показывает, можете ли вы вообще видеть привычные изображения внутренним взором. Попытайтесь представить дом или гостиную комнату ваших родителей. В большинстве случаев изображение сразу же ясно появляется в уме — это значит, что способность к визуализации имеется, однако вначале нужно посвятить некоторое время созданию новых привычек. Именно в этом заключается тренировка в фазе возникновения. Это просто тренировка: обладай мы таким навыком с самого начала, нам не нужно было бы упражняться.
Бывает и так, что в уме не появляется никакого четкого изображения родительского дома, хотя мы знаем, как он выглядит. Так происходит у многих абстрактно мыслящих людей на Западе: их ум не привык работать с конкретными формами. В этом случае не нужно принуждать ум — достаточно просто иметь доверие к тому, что Будда обязательно появляется, как только мы думаем о нём, и не важно, можем мы ясно видеть его или нет. Он является выражением истины пространства, и мы открываемся ему, насколько можем. В этом случае концентрация ума уже в значительной мере развита — трудность состоит лишь в том, чтобы настроиться на форму проявления Будды. В конечном итоге успех медитации заключается не в хорошем воображении, а в непосредственном опыте природы ума.
Обычно практикующему достаточно уметь ясно представить в уме медитационную форму. Если мы хотим пройти весь тренинг полностью, нам нужно вначале закончить Четыре основополагающих упражнения. В медитациях, выполняемых после нёндро, фазы возникновения и завершения содержат гораздо больше тонкостей. Прежде всего, нужно освоить многие детали так называемой практики Йидама. Всё это объясняется по окончании Основополагающих упражнений. Здесь же стоит вкратце перечислить важнейшие моменты, чтобы дать некоторое представление о том, что включает в себя полная тренировка фазы возникновения. Следующие четыре пункта оказывают необходимое воздействие на ум и развивают соответствующее качество — поэтому при концентрации на Будда–аспекте они должны присутствовать.
1. Ясность. Нужно совершенно ясно представлять все подробности облика соответствующего Будда–аспекта — по возможности, до тончайших волосинок бровей.
2. Ваджрная гордость. Следует поддерживать уверенность в том, что мы с безначальных времен являемся тем Буддой, на которого медитируем.
3. Понимание значения символов. Каждая деталь символизирует определенное качество ума, и понимание этих взаимосвязей придает практике глубокий смысл.
4. Пустота, или отсутствие твердой материи. Здесь описана подлинная природа Будда–аспекта, а значит, и природа нашего ума. У явлений нет никакой отдельной истинной сущности. Явления и пустота всегда неразделимы.
Первый пункт — ясность — означает, что медитативная концентрация должна быть ясной и живой, это касается также и мелких деталей. Разумеется, лучше всего, если мгновенно представляется вся форма целиком, а это становится возможным после некоторой тренировки.
Под ваджрной гордостью понимается, конечно, не обычная гордость — ведь мы знаем, что у всех существ есть природа Будды, потенциал для Просветления. Имеется в виду скорее глубокая радость и благодарность от того, что сейчас мы имеем возможность делать эту медитацию. Мы сознаем, что качество, которое символизируется этим Будда–аспектом, уже в нас присутствует и нужно только его раскрыть.
Для понимания значения символов нам, помимо общих объяснений, нужны специальные устные наставления, касающиеся определенного Йидама. Они даются только непосредственно для практики. Единственное исключение — Йидамы семейства Лотоса, которое возглавляет Будда Безграничного Света (санскр. Амитабха, тиб. Опаме), чьи необычайно сильные пожелания сделали возможным легкий доступ к нему самому и другим аспектам его семейства.
Общее объяснение символов дано в четвертой части, в связи с практикой на Йидама (Глава 2: Пути практики энергии, осознавания и отождествления).
Третий и четвертый пункты иногда объединяют в один, и тогда список содержит только три признака. Причина в том, что нематериальность Будда–аспекта также относится к числу символов — это символ пространственной природы ума, или пустоты. Хотя форма проявляется ясно, она полностью нематериальна, прозрачна, как голограмма, и состоит из энергии и света. Тем самым форма непосредственно указывает на природу ума. Ум нематериален, он не является вещью. Именно по этой причине медитация действенна: Будда–аспект совершенным образом символизирует подлинную реальность, и благодаря медитации на него ум может узнать свою собственную природу.
Если четвертый пункт выделяют в отдельный, то особый акцент делается на пустоте, или пространственной природе, потому что ее трудно постичь до тех пор, пока у нас еще сильна привычка видеть мир со всеми его формами как нечто незыблемое и реально существующее. Явления и пустота не отделены друг от друга. Если в медитации недостает этого взгляда, легко можно превратить Йидама во внешнее божество — например, какого–нибудь индуистского бога, — приписав ему отдельное независимое существование. Тогда медитация не сможет служить средством познания природы ума.
При объяснении принципа действия медитации на Будда- аспект вторым пунктом называют то, что объектом практики является очищение поверхностных завес. Среди этих завес в первую очередь упоминается привязанность, которая удерживает нас в круговороте существования. Обычно мы сильно привязаны к своему телу, имуществу, окружению, национальности и так далее. Медитация на Йидама эффективно растворяет эти различные формы привязанности.
Когда мы сливаемся с Будда–аспектом, очищаются Пять скоплений, сочетание которых мы считаем своей целостной личностью, действительно существующим «я».
• Привязанность к телу очищается благодаря сосредоточению на теле Йидама.
• Привязанность к одежде и другому имуществу преодолеваешь, представляя его одежды, украшения и различные атрибуты.
• Привязанность к жилищу и окружению растворяешь посредством визуализации дворца Будды (в случае более сложных форм практики).
• Привязанность к дальнему окружению, стране и национальности очищается с помощью медитации на Чистую страну или поле силы (санскр. мандала) Будда–аспекта.
Отдельные стадии практики также служат очищению определенных фаз нашей жизни. Так, стадия возникновения Йидама в виде формы из энергии и света преодолевает привязанность к рождению. Вся фаза построения в целом устраняет привязанность к этой жизни. Растворение Будда–аспекта очищает процесс умирания, а наше последующее появление в его форме — опыт промежуточного состояния. Таким образом, полная медитация очищает весь цикл существования. Это показывает, насколько глубоко действует практика Йидама.
В медитации на Шестнадцатого Кармапу, во время фазы построения излучаются ясный, красный и синий цвета соответственно в лоб, горло и сердечный центр — сначала по очереди, а потом одновременно. При этом мы слышим внутреннюю вибрацию слогов ОМ, А и ХУНГ. Функцией этой части медитации является передача четырех уровней посвящения, о которых говорилось в контексте Ануттарайога–тантры. Во время этих посвящений тело, речь и ум очищаются от всех мешающих чувств и ограничивающих представлений, и полностью преобразовывается обычный способ восприятия мира. В уме закладывается семя обретения Состояния истины, Состояния радости и Состояния излучения, а также опыта Великой печати.