Имамы ханафитского мазхаба против совершения «Хаджа» в Булгар
В последние годы медленно, но верно, в умы людей вносится идея совершения «Хаджа» в Булгар. Эта идея преподносится по-разному. Иногда она распространяется под лозунгом «Хаджа для бедных», иногда просто широко используется понятие «паломничество» и «паломники». Судя по всему, в ближайшее время, эта идея будет развиваться еще активнее и живее. Поэтому в этом разделе необходимо привести слова ханафитских имамов о том, как они смотрят на подобное.
Для начала, необходимо привести некоторые выдержки из интернета, которые дают понять сущность незаметного распространения этой идеи среди людей.
Все эти выдержки и еще многое другое, можно без особого труда найти на различных сайтах интернета.
1. «Мусульмане отправляются в столицу средневекового государства Волжская Булгария. Торжества приурочены к годовщине официального принятия ислама волжскими булгарами в 922 г. На праздник в Казань мусульмане едут в пятый раз. Сегодня утром автобус с паломниками отправился в путь».
2. «Паломничество – хождение верующих к святым местам на поклонение».
3. «Булгар- это мусульманская святыня, место паломничества и проведения крупных международных мероприятий Ислама».
4. «Булгар сегодня стал местом, можно сказать, мирового паломничества».
5. «Бывшая столица Волжской Булгарии, известной в мусульманском мире как «Северная Мекка» (13-14 в.в.)».
6. «Вершину горы венчает площадка с памятным знаком – камни из черного мрамора, удивительно напоминающие птиц. Есть поверье, что загаданное желание обязательно сбудется, если обойти вокруг камня по часовой стрелке семь раз».
Теперь необходимо привести высказывания ученых ханафитского мазхаба о том, как они относятся к совершению «хаджа» к местам захоронений.
1. Имам Уалиуллах ад-Дахляуи (1176 г/х) сказал: «Еще одним проявлением многобожия является совершение хаджа не к Аллаху, а к определенным «благословенным» местам». «Худжату Ллахи аль-Балига» 1/188.
2. Имам Шукри аль-Алюси (1343 г/х) сказал: «Некоторые из крайних, фанатичных могилопоклонников[1] совершают хадж к местам захоронений. Некоторые же из них отправляются в Хадж в Мекку, но на самом деле Хадж их совсем не интересует, так как их целью является посещение могилы пророка . При этом, многие из них даже не посещают Каабу. Ан-Набхани[2] и ему подобные считают эти действия лучше и достойнее действий того, кто совершает Хадж к Каабе.[3] Дело дошло до того, что некоторые из лидеров могилопоклонников сказали: «В этом мире существует три (3) дома, к которым совершается Хадж: Кааба, Иерусалим и идол в Индии». Некоторые же из могилопоклонников стоят у могил их шейхов подобно тому, как стоят паломники на горе Арафат во время Хаджа. Это происходит сегодня на западе и на востоке». «Гаят уль-Амани» 2/347-348.
3. Сказал имам аль-Баркауи (981 г/х) и последовал за ним в этом имам Ахмад ар-Руми (1043 г/х): «И эти заблудшие и заблуждающие других люди дошли уже того, что устроили к местам захоронения Хадж и организовали в этих местах особые обряды поклонения, подобные тому, которые совершаются в Хадже. Один из их фанатичных лидеров даже написал книгу об этом и назвал ее «Манасик уль-хадж аль-машахид» («Обряды хаджа у гробниц»)[4]. Этим он попытался уравнять эти гробницы и мавзолеи с Запретным домом (Кааба). И не для кого не секрет, что это явный выход из религии Ислам и вхождение в религию идолопоклонников. Посмотрите же, насколько отличается то, что установил пророк из запретов относительно действий у могил, и то, что устроили эти и к чему они стремятся. И нет сомнения, что в этом столько мерзости и греха, оценить которое не представляется возможным». «Зиярат уль-кубур» с. 20.
К сожалению, идея совершения Хаджа или некоторых его обрядов в Булгаре активно развивается, что становится причиной того, что с годами, люди уже перестанут воспринимать это как что-то безбожное и богохульное. Что же касается арабских стран, то, например, на день рождения Бадауи в Египте (г. Танта) каждый год собирается такое количество людей, которое не уступает количеству паломников Мекки в сезон Хаджа. И доходит эта идея до совершенно безбожных воззрений. Один из имамов безбожников Ибн Саб’ин (которого, кстати, представители многих суфийских тарикатов считают за праведника, приближенного к Аллаху), издеваясь над паломниками, совершающими обход (тауаф) вокруг Каабы сказал: «Эти подобны ослам, крутящимся вокруг жернова. Если бы они делали обход вокруг меня, то их обход был бы достойнее, чем обход вокруг этого Дома». См. «Джухуд ‘уляма аль-ханафия» сноска 1, с. 1325.
[1] Могилопоклонники (кубуриты) бывают умеренные, а бывают крайние, фанатичные. Обратите же внимание на то, что этот ханафитский имам причислил тех из них, кто совершает хадж к местам захоронений – к фанатичным, крайним могилопоклонникам.
[2] Один из лидеров суфиев-могилопоклонников.
[3] Причину этого раскрыл один из лидеров крайних суфиев Нуруддин ас-Сами ан-Накшбанди (898 г/х): «Этот священный кусок земли, который хранит в себе тело пророка, почетнее Каабы, Трона Аллаха и Его Престола, о чем и высказывались наши факихи (ученые). См. «аль-Муханнид ‘аляль- Муфаннид» с.34-36.
[4] Автором этой книги является Ибн ан-Ну’ман аль-Муфид (413 г/х) – один из лидеров рафидитов (крайние шииты).
Оправдание по невежеству
Сказал имам Абу Зейд ад Дабуси аль Ханафи (ум. 430 г.х.), их лидер и автор одной из главных их книг в усуль аль фикх
«ألا ترى أن العبادات كما سقطت بعذر الصبا سقطت بعذر الجهل عمن أسلم في دار الحرب ولم يعلم بالعبادات.
فأما إذا اعتقد إلها آخرا أو ما يكون كفراً من وصْفه ربَّه بما لا يليق به فلا يكون معذورا فيه».].
"Разве ты не видишь, что поклонения спадают по причине юности, также спадают по причине невежества с того, кто принял Ислам в земле войны, и не знал о поклонениях?
Но что касается того, если он убежден о другом обьекте поклонения, или в том что является куфром, касательно описания своего Господа тем, что не подобает Ему, то он не будет оправданным в этом"
Источник: "Таквим аль адилля", 3-528