Невыполнение установлений хадисов на том основании, что случай, когда кто-либо поступал бы в соответствии с ними, доподлинно неизвестен. Наше опровержение
7. Среди тех, кто чтит Сунну, действует в соответствии с ее предписаниями и призывает к тому же других, случаются мусульмане, которые не выполняют установления данных хадисов, ссылаясь на то, что им не известен случай, когда человек из числа наших праведных предшественников подтверждал бы правильность этих установлений словом или делом. Да будет известно нашим любезным братьям, что такой способ аргументации действительно возможен, однако он приемлем лишь в строго определенных случаях ‑ когда методом принятия юридического решения является истинбат[183] и иджтихад[184]. У такого подхода есть свой резон – ведь в противном случае у рядового мусульманина всегда будут возникать основания для опасений, что истинбат по какому-то вопросу ошибочен. Опасения бывают оправданы особенно тогда, когда ученый, применявший истинбат, принадлежит числу поздних деятелей и выносит решение по вопросу, в отношении которого никто из мусульман до него не высказывался. Бывает, что содержание правовой нормы он определяет, исходя из практической выгоды, без предварительного согласования принимаемого решения с буквой и духом юридических источников. В результате, к примеру, некоторые ученые считают дозволенным ростовщичество, называя его «потребительским процентом», разрешают проведение разного рода благотворительных лотерей и т. п.! Вопрос, который мы здесь рассматриваем, другого рода ‑ относительно предмета нашего исследования существует целый ряд авторитетных текстов, содержание которых совершенно ясно и однозначно, и эти тексты, как было доказано выше, никто не в праве отменить. В нашем случае мы не можем игнорировать эти тексты лишь на том основании, что не знаем, высказывался ли или поступал ли кто-либо еще до нас аналогично тем установлениям, которые были записаны в этих текстах. К тому же выше мы привели слова таких выдающихся деятелей Ислама, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, Валиуллах ад-Дахляви, и ряда других, подтвердивших установления по данному вопросу. Несомненно, кроме них есть много других выдающихся мусульман, которые действовали в соответствии с установлениями этих хадисов, но их имен мы не знаем ‑ ведь всевышний Аллах не давал обет сохранить для нас имя каждого, кто сверял свои поступки с Писанием и Сунной. Однако, как говорил Сам Всевышний, Он обещал нам хранить Писание и Сунну: «Истинно, Мы ниспослали слово, и истинно, Мы его храним»[185]. Нам же следует поступать в строгом соответствии с текстами Писания и Сунны вне зависимости от того, известен нам человек, который подтверждал правильность содержащихся в них установлений, или нет, ‑ и так до тех пор, пока не будет доказано, что данное установление является отмененным. А в нашем случае никаких оснований для отмены хадисов нет.
Этот свой экскурс мне бы хотелось завершить замечательной цитатой из сочинения выдающегося ученого и знатока хадисов Ибн аль-Каййима, да смилуется над ним всевышний Аллах, ‑ она имеет непосредственное отношение к нашей теме. В сочинении И‘лям аль-муваккы‘ин (3 / 464‑465) Ибн аль-Каййим писал:
«Наши праведные предшественники применяли жесткие меры принуждения в отношении тех, кто противопоставлял хадису Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, частное мнение юриста, решение по аналогии, истихсан[186] или высказывание какого-то человека ‑ кто бы он ни был. Они не имели дел с теми, кто поступал таким образом, порицали тех, кто подавал дурной пример, и считали приемлемым только одно ‑ неотступное следование за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подчинение его установлениям и полное повиновение лишь ему. Им и в голову не приходило остановиться в следовании за ним и ждать, что кто-то подтвердит хадис чьим-то действием или решением по аналогии, пока хадис не будет сверен с мнением такого-то и такого-то. Поступая таким образом, наши предшественники действовали согласно установлениям Всевышнего:
«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле»[187];
«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, а потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью»[188].
«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо него за покровителями; мало вы вспоминаете!»[189]
Но настали другие времена ‑ часто доводится слышать, как кто-нибудь говорит: достоверно известно от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то-то и то-то, ‑ а другой, усомнившись в хадисе, возьмет и спросит: а кто это может подтвердить? Таким образом, сам факт, что человек, слова или поступки которого могли бы подтвердить установление хадиса, нам не известен, становится аргументом для того, кто оспаривает хадис и отказывается действовать в соответствии с зафиксированной в нем нормой. Но будь он честен перед самим собой, он осознал бы, что его утверждение является совершенно нелепым, ‑ что ему не позволено оспаривать Сунну Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ссылаясь на собственное незнание. Тем самым он утверждает, что иджма вступает в противоречие с установлением Сунны, и, следовательно, компрометирует всю общину мусульман, так как приписывает ей консенсус на основе положения, противного Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да спасет. Еще более отвратительно, когда он использует иджму как основание для критики хадиса, хотя на самом деле он попросту не знает имя человека, который мог бы подтвердить сказанное в хадисе. Таким образом, все сводится к одному: собственное незнание он снова ставит превыше Сунны. К Аллаху обращаюсь за помощью».
40 – Мужу надлежит относится к супруге великодушно.
Мужу надлежит относится к супруге великодушно, оказывать ей содействие во всем, что Аллах сделал для нее дозволенным, – особенно если супруга молода, но ни в коем случае не потакать ей в том, что считается для женщины запретным. Ниже мы приводим несколько хадисов в подтверждение сказанного.
Первый хадис: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Наилучший из вас тот, кто добрее всех по отношению к своей супруге. Я же добрее всех вас со своей супругой»[190].
Второй хадис: в проповеди, произнесенной во время прощального хаджа, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нам завещал:
«…Истинно так: будьте добры к женщинам, ведь они трудятся ради вас. Истинно, вы имеете право лишь на это от них. Да только, бывает, они совершают явную непристойность[191]. И если они так поступают, отказывайтесь делить с ними ложе, бейте их, но так, чтобы не причинить им мучений. А если они повинуются вам, не обижайте их никоим образом. Истинно так: вы имеете право перед своими женщинами, а ваши женщины имеют право перед вами. Что касается вашего права перед женщинами, то: не разделяйте ложе с теми, кто вам не мил, и не позволяйте быть в вашем доме тем, кто вам не люб. Истинно так: право женщин перед вами ‑ чтобы вы относились к ним по-доброму, давая им одежду и пропитание»[192].
Третий хадис: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Правоверный не может испытывать ненависть к мусульманке – если одно ее качество ему не нравится, другое непременно придется по душе»[193].
Четвертый хадис: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Наиболее совершенна вера того мусульманина, который наиболее благонравен. А наиболее благонравен тот, кто лушче других относится к своим женщинам»[194].
Пятый хадис: Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:
«Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: [Эй, хумайра’[195]! Хочешь на них взглянуть? Я ответила: Хочу][196]. [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо). [А он приговаривал: «Осторожней, любезные!»]. [Затем он несколько раз спросил меня: Аиша! Ну что, посмотрела? А я ему отвечала: Нет еще. И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство]».
[И далее: А люди время от времени спрашивали: Абу-ль-Касим! Так хорошо?] В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: Да. И тогда он сказал мне: Ступай себе».
В другой передаче хадиса: «А я ответила: Еще немножко. И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: Ну что, достаточно? А я ответила: Еще немножко. [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я ‑ [тогда ‑ совсем еще девчушка]. [Посудите сами, как сильно хотелось девочке ‑ [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]. [И далее: Внезапно возник Умар. Взрослые и дети вокруг меня расступились. Позднее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вспоминал: Я заметил, как бесы в обличье людей и джиннов тогда бежали от Умара]. [Аиша рассказывала: В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению]»[197].
Шестой хадис ‑ со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:
«Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвращался из похода на Табук или Хайбар. Сахва[198], в которой сидела Аиша, была занавешена, но подул ветер, и из-за занавески показались куклы, с которыми обычно играла Аиша. Увидев их, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поинтересовался: Что это, Аиша? Аиша ответила: Это мои дочки. Тут Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил среди кукол лошадь с крыльями и спросил: А что это там в середине? Аиша ответила: Это лошадь. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил вновь: А что это у нее на спине? Аиша ответила: Это крылья. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удивился: Лошадь с крыльями? А Аиша заметила: Разве ты не знаешь, что у Сулеймана была конница из крылатых лошадей? Услышав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся во весь рот»[199].
Седьмой хадис ‑ со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:
«Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. [Аиша рассказывает: Я была худенькой, весила мало[200]]. Вдруг, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скомандовал своим спутникам: Идите вперед, ‑ [и они ушли вперед], ‑ а мне сказал: А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей! Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз: Ступайте вперед, ‑ а сам обратился ко мне: А ну-ка, давай, бежим ‑ кто быстрей! К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки? А он все за свое: Ну, давай же, давай. Я побежала и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, конечно же, опередил меня. Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила»[201].
Восьмой хадис ‑ со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:
«Когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подавали сосуд, я могла пить из него даже во время месячных. Он брал сосуд после меня и подносил губы к тому же месту, откуда пила я. А когда я брала кусок мяса и откусывала от него, он брал тот же кусок и подносил губы к тому же месту, где были мои»[202].
Девятый хадис ‑ со слов Джабира ибн Абдаллаха и Джабира ибн Умайра. Они рассказывали, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, однажды сказал:
«Всякая вещь, о которой нет поминания Аллаха, является [вздором], оплошностью или пустой забавой. Исключение составляют лишь четыре рода [занятий]: когда мужчина забавляется с супругой, обучает свою лошадь, тренируется в стрельбе и учится плавать»[203].
41 – Советы супругам.
В заключение мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми советами.
Во-первых, супругам следует проявлять кротость и любезность в отношениях друг с другом, повинуясь при этом Аллаху, благословенный Он и всевышний. Необходимо следовать Его достоверным установлениям, которые Он, великий и славный, определил для нас в Своем Писании и Сунне. Супругам надлежит усвоить, что приоритет во всем принадлежит Писанию и Сунне, а не традициями и обычаями, возобладавшими среди людей, и не установлениям какого-либо из мазхабов. Аллах, велик Он и славен, сказал: «Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его Посланника, тот попал в явное заблуждение»[204].
Во-вторых, в своих отношениях с противоположным полом каждому из супругов надлежит придерживаться обязанностей и прав, предписанных ему Аллахом. Жена, к примеру, не может требовать, чтобы у нее были такие же права, как у ее супруга. А мужчине не следует использовать право верховенства и господствующего положения в семье, которым наделил его всевышний Аллах, в ущерб супруге – притеснять ее, чинить над ней насилие безо всякого на то основания. Аллах, велик Он и славен, сказал:
«И для них[205] – то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними – степень. Поистине, Аллах – великий, мудрый!»[206]
Он также сказал:
«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности[207] которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них[208], ‑ поистине, Аллах возвышен, велик!»[209]
Му‘авийа ибн Хайда, да будет доволен им Аллах, обратился однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с вопросом: О Посланник Аллаха! Какими правами располагает супруга любого из нас? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил на это так: «Чтобы ты накормил ее, если сам поел, чтобы ты одел ее, если сам оделся, чтобы ты не оскорблял ее, желая ей обезображенного лица[210], и не бил ее по лицу, [чтобы, отказав ей в ложе, ты не выгонял ее из дому[211]. А как же иначе? Ведь вы предоставлены друг другу[212] ‑ исключение составляет все то, что дозволено мужчинам в отношении женщин]»[213].
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Поступающие по справедливости, которые в день Воскрешения будут стоять на минбарах из света по правую руку от Всемилостивейшего – а обе Его руки – десницы, ‑ суть те, которые правили по справедливости, были справедливы по отношению к своим домочадцам и всем, кто пребывал в их власти»[214].
И если супруги хорошо усвоили эти истины и ни в чем от них не отступают ни на шаг, они могут быть совершенно уверены в том, что Аллах, благословенный Он и всевышний, наделит их наилучшей жизнью, а пока смерть не разлучит их, они будут жить вместе в благополучии и счастье. Господь наш, велик Он и славен, сказал: «Кто совершил благое – муж или жена – и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали»[215].
В-третьих, женщина должна подчиняться мужу и выполнять все то, что он наказал ей в посильных для нее пределах. Аллах наделил мужчин правом превосходства над женщинами – в айатах, приведенных выше, говорилось: «мужья стоят над женами», «мужьям над ними – степень». Нам известно огромное число хадисов, в которых это право мужчин подтверждается. В этих же хадисах в доступной и понятной форме нам разъясняется, какими правами и обязанностями располагают при этом женщины ‑ как те, которые повинуются супругу, так и те, которые идут против его воли. Мы приведем лишь некотороые из этих хадисов – и, может быть, они станут напоминанием нашим современницам. Всевышний Аллах говорил: «Напоминай, ведь напоминание помогает верующим!»[216]
Первый хадис: «Женщине не позволено поститься по своему усмотрению (в другой передаче хадиса: женщина да не постится по своему усмотрению), когда муж рядом[217], ‑ только с его разрешения. [За исключением поста в рамадан]. Женщина распоряжается в доме супруга лишь с его разрешения”[218].
Второй хадис: “Если супруг пригласил жену разделить с ним постель[219], а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь зол на свою супругу, ангелы будут проклинать ее до самого утра (в одной из передач хадиса: …или до тех пор, пока она не прийдет; в другой передаче: до тех пор, пока муж не останется ею доволен)”[220].
Третий хадис: “Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада! Женщина не может отдать должное своему Господу до тех пор, пока не отдаст должное супругу. И даже если бы муж возжелал ее, а она сидела бы в седле (катаб)[221], она была бы не в праве отказать ему [в себе]”[222].
Четвертый хадис: “Всякий раз, когда женщина наносит оскорбление своему супругу в Дольней жизни, его суженая из чернооких гурий говорит ей: Не оскорбляй его, да разразит тебя Аллаха, ‑ ведь он для тебя пришлый[223] и совсем скоро уйдет от тебя к нам”[224].
Пятый хадис: Хусайн ибн Мухсын передает: как-то раз тетушка мне рассказывала:
«Однажды я пришла к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по какой-то нужде. Он спросил меня: Кто это еще? У тебя есть супруг? Я ответила: Да. Он вновь спросил: Как у тебя с ним? Я ответила? Делаю для него все, что в моих силах[225]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал на это: [Смотри], куда тебе до него? Истинно, он Рай и Ад для тебя»[226].
Шестой хадис: «Если женщина молилась пять раз в день, была целомудренна и покорна супругу, она войдет в Рай через те врата, через которые сама пожелает»[227].