Если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров»
Глава 1119: Любовь к ансарам — от веры.
1483 (3783). Передают со слов аль-Бара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их, и (поэтому) Аллах полюбит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах возненавидит».
Глава 1120: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего ансарам: «Для меня вы — самые любимые люди».
1484 (3785). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший женщин и детей (из числа ансаров), которые возвращались со свадьбы, встал во весь рост и трижды сказал: “О Аллах, вы — из числа самых любимых для меня людей!”»
1485 (3786). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас), да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Как-то раз) одна женщина из числа ансаров пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своим сыном, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с ней, а потом дважды сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, для меня вы — самые любимые люди!”»
Глава 1121: Последователи ансаров.1
1 Здесь имеются в виду союзники и вольноотпущенники ансаров.
1486 (3787). Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды) ансары сказали: “О посланник Аллаха, у каждого пророка (были) последователи, а мы последовали за тобой, так обратись же к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к нам и наших последователей!” — и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обратился к Аллаху с мольбой об этом».
Глава 1122: Достоинство домов1 ансаров.
1 В данном случае под “домом” /дар/ подразумевается род или же семейство.
1487 (3791). Сообщается, что Абу Хумайд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Поистине, к числу лучших домов ансаров относятся дом бану ан-наджжар, потом бану ‘абд аль-ашхаль, потом дом бану аль-харис, а потом бану са‘ида, но благо есть во всех домах ансаров”. А потом мы подошли к Са‘ду бин ‘Убаде, и Абу Усайд сказал (ему): “Разве ты не знаешь, что, сравнив между собой дома ансаров, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвёл нам последнее место?” После этого Са‘д встретился с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, при сравнении между собой домов ансаров нам было отведено последнее место!” — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Разве недостаточно вам быть в числе лучших?!”»
Глава 1123: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего ансарам: «…терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма1».
1 Имеется в виду водоём пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в который впадает райская река Каусар и водой из которого верующие будут утолять жажду в День воскресения.
1488 (3792). Сообщается, что Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал:
Как-то раз) один из ансаров сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня правителем1, как назначил такого-то?” (В ответ ему) он сказал: “Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим),2 терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма”».
В другой версии (этого хадиса, также) передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал):
«…а вам назначена встреча у водоёма».
1 Этот человек хотел стать либо правителем какой-нибудь области, либо сборщиком садаки.
2 Здесь имеется в виду несправедливый раздел военной добычи и обделение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 1124: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду» (“Собрание”, 9).
1489 (3798). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек,1 и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) послал (кого-то) к своим жёнам,2 но (все) они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто примет этого (человека у себя)?»3 Один из ансаров откликнулся: «Я», (после чего) отвёл его к своей жене и сказал: «Окажи уважение гостю посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ». Она сказала: «У нас нет (ничего), кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом4 поднялась (со своего места), будто бы (желая) поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, (а после того, как гость поел,) легли спать голодными. Наутро (хозяин дома) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Этой ночью Аллах улыбнулся (или: подивился5) тому, что вы сделали!» А потом Аллах ниспослал (айат, в котором сказано): «…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости».6
1 Этот человек был крайне изнурён и страдал от голода.
2 Имеется в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел своему посланцу узнать, есть ли у них какая-нибудь еда.
3 Или: «Кто окажет (этому человеку) гостеприимство?»
4 То есть когда гость вошёл в дом.
5 Здесь имеется в виду, что Аллаху понравился их поступок.
6 “Собрание”, 9.
Глава 1125: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное1».
1 Это не относится к случаям совершения таких преступлений, неукоснительного применения наказаний /худуд/ за которые требует шариат, или же преступлений, связанных с ущемлением прав других людей.
1490 (3799). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Как-то раз) Абу Бакр и аль-‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, проходившие мимо одного из мест собраний ансаров, да будет доволен ими Аллах, (увидели, что) те плачут, и (кто-то из них) спросил: “Что заставляет вас плакать?” Они ответили: “Мы вспомнили о том, как с нами встречался пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”.1 После этого (Аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах,) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, голова которого была повязана куском ткани, использовавшейся в качестве каймы для плаща, вышел (из своей комнаты) и поднялся на минбар, чего после этого дня больше уже никогда не делал. Он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, а потом сказал: “Я наказываю вам (заботиться) об ансарах, ибо, поистине, они являются наиболее близкими ко мне людьми и хранителями моих тайн. Они выполнили свой долг, но ещё не получили того, что по праву причитается им2, и (поэтому) принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное”».
1 В это время пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был уже серьёзно болен, и ансары опасались, что им больше не придётся встретиться с ним.
2 То есть они выполнили всё то, о чём договаривались с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, предоставив ему убежище и оказывая всяческую помощь, но ещё не получили за это своей награды, под чем подразумевается рай.
1491 (3800). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на плечи которого был накинут плащ, а голова была повязана повязкой цвета жира, вышел (из своей комнаты), сел на минбаре, воздал хвалу Аллаху и восславил его, а потом сказал: “А затем, о люди! (Количество) людей1 будет увеличиваться, а (количество) ансаров будет уменьшаться, пока не уподобятся они соли в еде, так пусть же тот из вас, кто будет правителем и (получит возможность) причинять любому человеку вред или приносить пользу, принимает (благие дела) от тех из них, кто станет совершать благое, и прощает тех из них, кто совершит дурное”».
1 Имеется в виду количество мусульман в целом.
Глава 1126: Достоинства Са‘да бин Му‘аза,1 да будет доволен им Аллах.
1 Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, — вождь племени аус.
1492 (3803). Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Престол (Аллаха) закачался из-за смерти Са‘да бин Му‘аза».1
1 Имеется в виду, что это было выражением радости в связи с тем, что Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, преставился к милости Аллаха.
Глава 1127: Достоинства Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах.
1493 (3809). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Убайу: «Поистине, Аллах велел мне прочитать тебе (следующий айат): “Не расставались те, которые не уверовали из (числа) людей Писания и многобожников (со своим неверием), пока не явилось к ним ясное доказательство…”1» (Убайй, да будет доволен им Аллах,) спросил: «И Он назвал моё имя?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да», и (, услышав это, Убайй, да будет доволен им Аллах,) заплакал.
1 “Явное доказательство”, 1.
Глава 1128: Достоинства Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах.
1494 (3810). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собиранием1 Корана занимались четверо (человек), и все они были из числа ансаров. (Ими были) Убайй (бин Ка‘б), Му‘аз бин Джабаль, Абу Зайд и Зайд бин Сабит».
Передатчик этого хадиса сказал:
«Я спросил Анаса: “Какой Абу Зайд?”
Он ответил: