Религиоведение

Рабочая программа
для специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность
(специализация – воспитательно-правовая, ведомственная специализация –
организация воспитательной работы с осужденными),
квалификация выпускника – специалист

Вологда – 2012

Религиоведение: Рабочая программа для специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность (специализация – воспитательно-правовая, ведомственная специализация – организация воспитательной работы с осужденными), квалификация выпускника – специалист. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 20 с.

Примерная программа учебной дисциплины «Религиоведение» по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность» для образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России утверждена управлением кадров ФСИН России 25 ноября 2011 г.

Разработчик программы:

Профессор кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук А.В. Оботуров

Рецензенты программы:

Профессор кафедры философии ВГПУ, доктор философских наук
Г.Н. Оботурова.

Старший преподаватель, кандидат философских наук, майор внутренней службы Е.А. Агафонов.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФиИ, протокол № 5 от 19 января 2012г.

Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 5 от 26.01.2012 г.

©ВИПЭ ФСИН России, 2012

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Религиоведение» являются: формирование основ мировоззрения через ознакомление с религией, как социальным явлением, приобретение знаний, позволяющих будущим сотрудникам уголовно-исполнительной системы в ходе работы с осужденными создать условия реализации ими права на свободу совести и вероисповедания.

Задачи освоения дисциплины:

– разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобализации и специфики социокультурного развития человека и общества, обеспечение его социального здоровья;

– изучение особенностей культуры, социальной жизни, благополучия и поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп;

– анализ специфики социокультурных пространств различных общественных групп;

– обеспечение высокой социальной культуры управления деятельностью работников учреждений уголовно-исполнительной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Религиоведение» входит в число дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для освоения курса обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформировавшиеся в ходе изучения предметов «Отечественная история», «История Древнего мира», «История средних веков», «История нового времени» на предыдущем уровне образования.

Кроме того, курс подразумевает обращение к знаниям по курсу «Философия», «Культурология», «Правовая культура и национальный менталитет».

Освоение дисциплины «Религиоведение» является необходимой основой для последующего изучения «Истории УИС», «Социологии».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины (модуля) выпускник должен обладать следующими общекультурным компетенциями в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

– способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации, значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

– способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

– знать принципы, закономерности развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности;

– основные особенности мировых, национальных и нетрадиционных религий, распространенных на территории России; особенности религиозного экстремизма; правовое регулирование деятельности религиозных организаций и учреждений;

– основы теории и истории религии, культуры, нравственности и религии различных народов, истории развития религии и ее место в современном обществе;

– законодательные основы взаимоотношений церкви и государства в современной России;

– уметь применять законодательство России в области свободы вероисповедания в практической деятельности;

– использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;

– правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий; диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта. Использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликта;

– владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного этикета.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины – 72 ч: аудиторных – 40 ч, самостоятельной работы – 32 ч.

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1. Предмет, объект и структура религиоведения. Функции и роль религии в обществе    
2. Международное и российское законодательство о деятельности религиозных объединений    
3. Ранние формы религии    
4. Буддизм – первая мировая религия    
5. Ветхозаветная религия, становление христианства. Иудаизм    
6. Христианские конфессии    
7. Ислам    
8. Религия в современном мире    
Форма контроля: зачет              
Всего по курсу  

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
Предмет, объект и структура религиоведения. Функции и роль религии в обществе      
Международное и российское законодательство о деятельности религиозных объединений      
Ранние формы религии          
Буддизм – первая мировая религия          
Ветхозаветная религия, становление христианства. Иудаизм      
Христианские конфессии    
Ислам          
Религия в современном мире          
Форма контроля: зачет              
Всего по курсу    

5. Содержание учебной дисциплины.

Наши рекомендации