Религиоведение
Рабочая программа
для специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность
(специализация – воспитательно-правовая, ведомственная специализация –
организация воспитательной работы с осужденными),
квалификация выпускника – специалист
Вологда – 2012
Религиоведение: Рабочая программа для специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность (специализация – воспитательно-правовая, ведомственная специализация – организация воспитательной работы с осужденными), квалификация выпускника – специалист. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. – 20 с.
Примерная программа учебной дисциплины «Религиоведение» по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность» для образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России утверждена управлением кадров ФСИН России 25 ноября 2011 г.
Разработчик программы:
Профессор кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук А.В. Оботуров
Рецензенты программы:
Профессор кафедры философии ВГПУ, доктор философских наук
Г.Н. Оботурова.
Старший преподаватель, кандидат философских наук, майор внутренней службы Е.А. Агафонов.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФиИ, протокол № 5 от 19 января 2012г.
Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 5 от 26.01.2012 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2012
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Религиоведение» являются: формирование основ мировоззрения через ознакомление с религией, как социальным явлением, приобретение знаний, позволяющих будущим сотрудникам уголовно-исполнительной системы в ходе работы с осужденными создать условия реализации ими права на свободу совести и вероисповедания.
Задачи освоения дисциплины:
– разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобализации и специфики социокультурного развития человека и общества, обеспечение его социального здоровья;
– изучение особенностей культуры, социальной жизни, благополучия и поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп;
– анализ специфики социокультурных пространств различных общественных групп;
– обеспечение высокой социальной культуры управления деятельностью работников учреждений уголовно-исполнительной системы.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Религиоведение» входит в число дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.
Для освоения курса обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформировавшиеся в ходе изучения предметов «Отечественная история», «История Древнего мира», «История средних веков», «История нового времени» на предыдущем уровне образования.
Кроме того, курс подразумевает обращение к знаниям по курсу «Философия», «Культурология», «Правовая культура и национальный менталитет».
Освоение дисциплины «Религиоведение» является необходимой основой для последующего изучения «Истории УИС», «Социологии».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины.
В результате изучения дисциплины (модуля) выпускник должен обладать следующими общекультурным компетенциями в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
– способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации, значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
– способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
– знать принципы, закономерности развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности;
– основные особенности мировых, национальных и нетрадиционных религий, распространенных на территории России; особенности религиозного экстремизма; правовое регулирование деятельности религиозных организаций и учреждений;
– основы теории и истории религии, культуры, нравственности и религии различных народов, истории развития религии и ее место в современном обществе;
– законодательные основы взаимоотношений церкви и государства в современной России;
– уметь применять законодательство России в области свободы вероисповедания в практической деятельности;
– использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;
– правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий; диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта. Использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликта;
– владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного этикета.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины – 72 ч: аудиторных – 40 ч, самостоятельной работы – 32 ч.
Учебно-тематический план
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||
1. | Предмет, объект и структура религиоведения. Функции и роль религии в обществе | |||||||
2. | Международное и российское законодательство о деятельности религиозных объединений | |||||||
3. | Ранние формы религии | |||||||
4. | Буддизм – первая мировая религия | |||||||
5. | Ветхозаветная религия, становление христианства. Иудаизм | |||||||
6. | Христианские конфессии | |||||||
7. | Ислам | |||||||
8. | Религия в современном мире | |||||||
Форма контроля: зачет | ||||||||
Всего по курсу |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||
Предмет, объект и структура религиоведения. Функции и роль религии в обществе | ||||||||
Международное и российское законодательство о деятельности религиозных объединений | ||||||||
Ранние формы религии | ||||||||
Буддизм – первая мировая религия | ||||||||
Ветхозаветная религия, становление христианства. Иудаизм | ||||||||
Христианские конфессии | ||||||||
Ислам | ||||||||
Религия в современном мире | ||||||||
Форма контроля: зачет | ||||||||
Всего по курсу |
5. Содержание учебной дисциплины.