Двадцать разновидностей существ — десять счастливых и десять несчастливых — можно также подразделить на двадцать восемь
По другой классификации боги шести небес мира желания и люди четырех континентов составляют «десять счастливых созданий». [Существа] восьми адов, животные и голодные духи образуют «десять несчастливых созданий». Все вместе они называются «двадцать созданий мира желания». Если считать [существ] восьми островов отдельно, то получится двадцать восемь созданий мира желания.
Хотя полубогов можно причислить к разряду животных, их обиталища, материальный облик, владения и т. д. качествами до того похожи на божественные, что их причисляют к разряду богов. Как утверждается в «Пяти трактатах о ступенях» и «Сутре, исполняющей желания», отрицательная частица а в санскритском слове асура, обозначающем полубогов, указывает на их более низкое положение, а не подразумевает, что они — не боги (сура).
II 1.2.3. Счастье и страдание
Среди счастливых существ — мира форм и остальных, — чем ниже уровень, тем меньше блага и продолжительность жизни. Среди несчастливых существ, чем ниже уровень, тем сильнее страдание.
Продолжительность жизни и богатство богов семнадцати небес мира форм, шести разрядов богов мира желания и людей четырех континентов уменьшаются в нисходящем порядке, описанном в предыдущем разделе (о распространении существ). И наоборот, чем выше [миры], тем больше продолжительность жизни и наслаждения.
Чем ниже несчастливый мир, тем больше сила страдания и продолжительность жизни существ: голодные духи страдают сильнее животных, а существа в более низких адах — сильнее, чем существа в более высоких.
II. 1.2.4. Классификация
Четыре [уровня] медитативного погружения, четыре уровня дхьяны и мир желания составляют девять уровней. Что же касается разновидностей существ, то их шесть. С точки зрения путей и на правлений, можно выделить пять разновидностей существ: люди, божества и три вида несчастливых существ.
Три мира подразделяются на девять уровней соответственно разным состояниям ума: четыре уровня мира без форм, различающиеся по качеству медитативного погружения; четыре уровня мира форм, различающиеся по глубине дхьяны; и один уровень мира желания, поскольку в нем таких разрядов нет.
Если объединить живых существ по их особенностям, то получится шесть разных групп. В сутре «Встреча отца и сына» [166]говорится:
Лев Человечества учил, что шесть разрядов живых существ: существа ада, животные, голодные духи, полубоги, люди и боги — это относительная [реальность].
Кроме того, в сутре «Чудесная жизнь Будды» [167] говорится:
В силу желания, становления и неведения обычные существа безрассудно вращаются в круговороте пяти рождений: человеческого, божественного и трех несчастливых — подобно тому, как вращается колесо горшечника.
За основу такого подразделения на пять разрядов взяты способы рождения и пути распространения, которые претерпевают существа. По-иному пять путей объясняют как путь сновидения, путь кармических следов, путь кармических действий, путь непредсказуемого и обманчивого круговорота бытия и путь непредсказуемых и отличающихся причин и следствий.