Был спрошен Шейх Мухаммад ибн Абдиль Ваххаб, да помилует его Аллах, о том, что о нём говорят, а также о том, за что он делает такфир человеку?
И он ответил:
"Пять столпов Ислама: Первый из них – два свидетельства, а затем, если человек признал их, однако оставил четыре других столпа, однако оставил их по лени, то мы, хотя и сражаемся с ним, чтобы он выполнял эти столпы, однако не выносим ему такфир за их оставление. И ученые разногласят относительно куфра оставившего эти столпы по лени, не отрицая их, а мы не выносим такфир кроме как за то, в чём все ученые единогласны, а это – два свидетельства.
Также мы выносим такфир после разъяснения, если он узнал и стал отрицать.
И говорим, наши враги делятся на четыре вида:
Первый вид:
Кто познал, что Таухид – религия Аллаха и Его посланника, который мы распространили среди людей, и признал также, что эта вера в камни, деревья и людей, которая является религией большинства людей этого времени – ширк, с запрещением которого Аллах послал своего посланника, а также со сражением с его сторонниками, чтобы религия полностью принадлежала Аллаху, однако, несмотря на всё это(этот человек) не повернулся в сторону Таухида, не обучился ему, не вошёл в него и не оставил ширк. Такой человек – кафир, мы сражаемся с ним за его куфр, потому что он узнал религию посланника и не последовал за ней, а также узнал ширк и не оставил его, хотя он не питает ненависти к религии посланника, а также к тому, кто вошёл в эту религию, и не хвалит ширк, и не приукрашает его людям.[15]
النوع الثاني: من عرف ذلك، ولكنه تبين في سب دين الرسول، مع ادعائه أنه عامل به، وتبين في مدح من عبد يوسف، والأشقر، ومن عبد أبا علي، والخضر، من أهل الكويت، وفضلهم على من وحد الله، وترك الشرك، فهذا أعظم من الأول، وفيه قوله تعالى: {فَلَمَّا جَاءَهُمْ مَا عَرَفُوا كَفَرُوا بِهِ فَلَعْنَةُ اللَّهِ عَلَى الْكَافِرِينَ} [سورة البقرة آية: 89] ، وهو ممن قال الله فيه: {وَإِنْ نَكَثُوا أَيْمَانَهُمْ مِنْ بَعْدِ عَهْدِهِمْ وَطَعَنُوا فِي دِينِكُمْ فَقَاتِلُوا أَئِمَّةَ الْكُفْرِ إِنَّهُمْ لا أَيْمَانَ لَهُمْ لَعَلَّهُمْ يَنْتَهُونَ} [سورة التوبة آية: 12] .
Второй вид: Тот, кто познал это, однако впал в ругание религии посланника, хотя и утверждает, что он действует согласно ей, а также впал в хвальбу того, кто поклоняется Юсуфу, Ашкъару, того, кто поклоняется из людей Кувейта Абу Али, Аль Хидру, и превозносит их над теми, кто единит Аллаха и оставил ширк, и этот вид – хуже, чем первый, и относительно него - слова Аллаха:
"Когда же к ним пришло то, что они знали – то они отвергли его, так будет же проклятие Аллаха над неверующими" (Сура Аль Бакъара, 89 аят).
Также он из тех, о ком Аллах сказал: "Если же они нарушат свои клятвы после того, как заключили договор и принижают вашу религию – то сражайтесь с предводителями куфра, поистине, нет у их договора никакой цены, возможно, они прекратят." (Сура Ат Тауба, 12)
Третий Вид:
"Кто познал Таухид, полюбил его и последовал за ним, а также познал ширк, оставил его, однако он ненавидит того, кто вошёл в Таухид и любит того, кто остался на ширке, такой человек тоже кафир, относительно него – слова Аллаха:
"Это им за то, что они возненавидели то, что ниспослал Аллах, и Он сделал тщетными их дела"
(Сура Мухаммад, 9 аят)
النوع الثالث: من عرف التوحيد، وأحبه، واتبعه، وعرف الشرك، وتركه، ولكن يكره من دخل في التوحيد، ويحب من بقي على الشرك، فهذا أيضا: كافر، فيه قوله تعالى: {ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ كَرِهُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأَحْبَطَ أَعْمَالَهُمْ} [سورة محمد آية: 9] .
النوع الرابع: من سلم من هذا كله، ولكن أهل بلده يصرحون بعداوة أهل التوحيد، واتباع أهل الشرك، وساعين في قتالهم، ويتعذر أن ترك وطنه يشق عليه، فيقاتل أهل التوحيد مع أهل بلده، ويجاهد بماله، ونفسه، فهذا أيضا كافر; فإنهم لو يأمرونه بترك صوم رمضان، ولا يمكنه الصيام إلا بفراقهم، فعل ; ولو يأمرونه بتزوج امرأة أبيه، ولا يمكنه ذلك إلا بفراقهم، فعل، وموافقتهم على الجهاد معهم، بنفسه وماله، مع أنهم يريدون بذلك قطع دين الله ورسوله أكبر من ذلك بكثير، كثير; فهذا أيضا: كافر، وهو ممن قال الله فيهم: {سَتَجِدُونَ آخَرِينَ يُرِيدُونَ أَنْ يَأْمَنُوكُمْ وَيَأْمَنُوا قَوْمَهُمْ كُلَّ مَا رُدُّوا إِلَى الْفِتْنَةِ أُرْكِسُوا فِيهَا فَإِنْ لَمْ يَعْتَزِلُوكُمْ وَيُلْقُوا إِلَيْكُمُ السَّلَمَ وَيَكُفُّوا أَيْدِيَهُمْ فَخُذُوهُمْ وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأُولَئِكُمْ جَعَلْنَا لَكُمْ عَلَيْهِمْ سُلْطَاناً مُبِيناً} [سورة النساء آية: 91] . فهذا الذي نقول.
Четвёртый вид:
Кто спасся от этого всего, однако жители его города прямо заявляют о вражде с людьми Таухида и о следовании за людьми ширка, стремятся сражаться с людьми Таухида, и он оправдывается тем, что оставить родину для него тяжело, и он сражается с приверженцами Таухида вместе с жителями своего города, расходует своё имущество и силы, такой человек также является кафиром, ведь поистине, если они прикажут ему оставить пост в Рамадан и будет ему невозможно поститься, кроме как оставив их – он сделает это(оставит пост), также если они прикажут ему жениться на матери своего отца, и невозможно будет ему отстраниться от этого, кроме как оставив свой город – он сделает это(женится), а его соглашение на усердие своими силами и имуществом, наряду с тем, что они хотят потушить этим религию Аллаха и Его посланника – намного хуже, чем всё упомянутое, такой человек также кафир, и он из тех, о ком Всевышний сказал:
" Вы обнаружите, что другие хотят получить гарантии безопасности от вас и от своего народа. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они опрокидываются в ней. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Мы предоставили вам очевидный довод против них."
Вот это то, что мы говорим.
А что касается лжи и клеветы, то это наподобие их слов, что мы выносим такфир обобщённо, и обязываем делать хиджру к нам даже того, кто способен выявлять свою религию, и что мы делаем такфир тому, кто не делает такфир и не сражается, а также подобных этому вещей (которые они выдумали на нас) очень много, однако всё это является из лжи и клеветы, которой они сбивают людей с религии Аллаха и Его посланника.
وأما الكذب والبهتان، فمثل قولهم: إنا نكفر بالعموم، ونوجب الهجرة إلينا على من قدر على إظهار دينه، وإنا نكفر من لم يكفر، ومن لم يقاتل، ومثل هذا وأضعاف أضعافه، فكل هذا من الكذب والبهتان، الذي يصدون به الناس عن دين الله ورسوله.
И если мы не выносим такфир тому, кто поклоняется идолу, который находится над Абдиль Къадиром, а также идолу, который на могиле Ахмада аль Бадауий, и подобных ему, по причине их невежества и отсутствия того, кто им разъяснит (укажет), то как же мы можем выносить такфир тому, кто не совершает ширк по отношению к Аллаху, если он не переселился к нам, не сделал такфир и не воевал? "Пречист Ты, это – великая клевета" (Сура Ан Нур, 16)
وإذا كنا لا نكفر من عبد الصنم، الذي على عبد القادر، والصنم الذي على قبر أحمد البدوي، وأمثالهما، لأجل جهلهم، وعدم من ينبههم، فكيف نكفر من لم يشرك بالله إذا لم يهاجر إلينا، أو لم يكفر ويقاتل؟: {سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ} [سورة النور آية: 16] .
Однако мы делаем такфир именно тем четырём категориям, по причине того, что они противоречат Аллаху и Его посланнику, и пусть помилует Аллах человека, который посмотрел себе в сердце и познал, что он встретит Аллаха, у Которого есть рай и Ад, и мир и благословение Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.
Конец цитаты.
(Ад Дурар, 1 том, 104 стр.)
بل نكفر تلك الأنواع الأربعة، لأجل محادتهم لله ورسوله، فرحم الله امرأ نظر نفسه، وعرف أنه ملاق الله، الذي عنده الجنة، والنار; وصلى الله على محمد وآله، وصحبه وسلم.
14) Сказали Шейхи АбдуЛлах, Ибрахим, сыновья Шейха Абдиль Лятыфа ибн АбдиРрахмана, а также Ибн Сахман, да помилует их Аллах:
وَأما قَوْله عَن الشَّيْخ مُحَمَّد رَحمَه الله أَنه لَا يكفر من كَانَ على قبَّة الكواز وَنَحْوه وَلَا يكفر الوثني حَتَّى مَا يَدعُوهُ وتبلغه الْحجَّة
فَيُقَال نعم فَإِن الشَّيْخ مُحَمَّد رَحمَه الله تَعَالَى لم يكفر النَّاس ابْتِدَاء إِلَّا بعد قيام الْحجَّة والدعوة لأَنهم إِذْ ذَاك فِي زمن فَتْرَة وَعدم علم بآثار الرسَالَة وَلذَلِك قَالَ لجهلهم وَعدم من ينهاهم فَأَما إِذا قَامَت الْحجَّة فَلَا مَانع من تكفيرهم وَإِن لم يفهموها وَفِي هَذِه الْأَزْمَان خُصُوصا فِي جهتكم قد قَامَت الْحجَّة على من هُنَاكَ واتضحت لَهُم المحجة
"А что касается слов Шейха Мухаммада, да помилует его Аллах, что он не делает такфир тому, кто пребывает на Къуббати ль Кувваз ("святынях" могилопоклонников Египта) и подобное этому, и что он не делает такфир идолопоклоннику, пока не будет установлена над ним худжа:
То будет сказано:
"Да, поистине, Шейх Мухаммад, да помилует его Аллах Всевышний, не делает такфир людям изначально, кроме как после установления худжи и призыва, потому что они в то время были во времени "Фатра", и не имели знания о посланнических текстах, поэтому он сказал: "По причине их незнания и отсутствия того, кто им запретит", а что касается того, когда установилась худжа, то нет препятствия в их такфире, даже если они не поняли эту худжу, в особенности в наше время в ваших краях установлена худжа над теми, кто там находится, и разъяснился им путь."
Конец цитаты.
(Аль Футьяйяни татааллякъани би такфири ль джахмийя)
Примечание:
Мазхабы | 1й мазхаб: | 2й Мазхаб: | 3й Мазхаб: | ||
Определение "Куфра": | Невежество и отрицание. | Отвергание, упорство и отворачивание после прихода посланника. | Отвергание недвусмысленных доводов: до худжи (как доводы разума) и после худжи (шар. Тексты). | ||
Основа в вопросе Имана: | "Иман – это лишь знание и подтверждение" | "Иман это вера в посланника, действие сердца, частей тела и слово языка" | "Иман это вера в посланника, действие сердца, частей тела и слово языка" | ||
Такфир до посланнической худжи: | Выносится за вопросы Таухида и многие другие. | Не выносится. | Выносится за вопросы Таухида и качества Аллаха. | ||
Такфир сразу выносится в тех вопросах, где: | 1) Запрещён таклид. 2) Прав лишь один. 3) Ошибшийся берёт грех. | Незнание является невозможным и зохир человека – отрицание худжи, упорство или отворачивание (из него – невежество). | Есть категоричный аргумент, не приемлющий несколько вероятностей. | ||
Сторонники Мнения: | Мутакаллимы: Из них: Поздние Маликиты, аль Къаррафи, Ибну Щщат и некоторые другие. | Кадый Абу Я'ля, Ибн Теймия, Ибн аль Къайим, Имам Ас Сам'аний Аш Шафии, Имам Ибн Абдиль Барр, Имамы Неджда и многие другие. | Имам Ибн Джарир Ат Табари. | ||
Хукм на мнение: | Нововведение | Мнение Ахлю Сунна ва ль Джамаа. | Мнение Ахлю Сунна ва ль Джамаа. | ||
Далиль Хукма: | 1) Нет далиля. 2) Неверная основа. 3)Противоречие аятам, хадисам и правилам шариата. | Соответствие достоверным хадисам и правилам шариата. | Соответствие аятам, хадисам и правилам шариата. |
Таблица относительно мазхабов ученых в понятии "Куфр"
Вопросы Второго Раздела:
1) Наличие как минимум трёх мазхабов относительно понятия "Куфр" среди ученых, указывает на величину разногласия и важность подхода людей знания для выбора верного мнения.
2) "Куфр невежества" – выражение, которое использовали в основном ашариты и другие мутакаллимы, последовавшие в этом за му'тазилитами для описания куфра.
3) Прямой текст от имамов Сунны, включая Мухаммада ибн Абдиль Ваххаба что куфр – не само невежество, а упорство и отвергание шариатских текстов.
4) Верное толкование хадиса о человеке, который велел себя сжечь и его польза.
5) Верное толкование хадиса о спрашивании сподвижниками смысла предопределения.
6) Верное толкование слов Всевышнего "Мы не наказывали, пока не посылали посланника".
7) Ибн Абдиль Барр указывает на разногласие среди ученых, и подчёркивает, что на этом были ранние и поздние из Ахлю Сунна(в частности, Ахлю ль Хадис), в противоположность тем, кто не последовал по пути ранних, а пошёл другой дорогой.
8) То, что мнение о том, что невежество не является куфром, а именно упорство и отрицание является куфром – мнение ранних из ученых (которые брали зохир текстов Сунны, в отличие от поздних, на которых он указал).
9) То, что это не касается Таухида[16], и это в его словах:
"Невозможно и не дозволено в шариате, чтобы Аллах простил тем, кто умирает, будучи кафирами, потому что Аллах Всевышний сообщил, что не прощает, чтобы Ему приобщали в сотоварищи тем, кто умирает на этом, и это положение невозможно каким то образом оттолкнуть и нет в этом разногласия между Ахли ль Кыбла, и из этой основы понимается, что его слова в этом хадисе: "Не делал ничего хорошего вообще и он не наказал его", имеется ввиду в нём, не делал ничего хорошего помимо Таухида"[17]
Конец цитаты.
10) Явное указание на то, что не бывает куфра (как описания человека) до установления худжи, точно также, как человек не называется "Верующим в Посланника", если не знает, с чем он пришёл, также он и не может называться "Кафиром в Посланника", пока не знает, с чем он пришёл, и точно также не может называться "Кафиром в Аллаха", пока не знает, что Аллах приказал ему, ведь куфр и Иман - две противоположности, а Аллах знает лучше.
11) Понимание слов Муджаддида, шейха Мухаммада Ибн АбдильВаххаба в "Навакыд аль Ислям": Десятое: Отворачивание от религии Аллаха: Не обучается ей и не действует, согласно ей".
Конец цитаты.
12) То, что само невежество не является куфром по мнению Ибн аль Къайима, как думают некоторые, однако куфром является лишь невежество после прихода посланника, сопровождаемое отворачиванием от того, с чем он пришёл, слепо следуя за чем то другим.
13) До прихода призыва Ибн аль Къайим отрицает от человека таклиф с основы.
14) Понимание правнуков Мухаммада Ибн Абдиль Ваххаба на его слова об отсутствии такфира того, кто поклоняется могиле до установления худжи.
15) Этот мазхаб – мазхаб Ахлю Сунна ва ль Джамаа, людей хадиса, спасённой группы, нет истины в этом вопросе, кроме этого мазхаба, а Аллах знает лучше.
Раздел Третий: