И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи
Дивились не начальники (ибо как они могли дивиться, когда завидовали Ему?), но дивился незлобивый простой народ; дивились же не красоте речей, но свободе и важности Христа, Который показал Себя важнее самих пророков, ибо те говорили: «сие глаголет Господь», а Христос, как Бог, говорил: «Я говорю вам».
Глава восьмая
Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
Рассудительный прокаженный, чтобы не воспрепятствовать учению, не взошел на гору. Но когда Христос сошел с горы, он поклонился Ему и показал великую веру; он не сказал: если помолишься Богу, можешь меня очистить, но – «если хочешь».
Поэтому:
Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Христос прикоснулся к прокаженному, чтобы показать, что Он не связан законом, запрещающим прикасаться к прокаженному, но что Он, напротив, Господь его; что для чистого нет ничего нечистого и что святая плоть Его сообщает освящение. Впрочем, избегая славы, повелевает прокаженному никому не сказывать, что Христос очистил его, но показаться священнику, потому что если бы священник не объявил прокаженного чистым, то, по иудейскому закону, ему должно было бы оставаться вне города. Притом, во свидетельство иудеям, Христос велит принести дар, как бы так говоря: когда Меня станут обвинять как нарушителя закона, ты будешь свидетелем против сего, потому что приказываю тебе принести, что предписывается законом (Лев. 13, 46; 14, 2.4-10)
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его.
И сотник сей также не взошел на гору, чтобы не прервать учения. Это тот же сотник, о котором говорит евангелист Лука (7, 2). Хотя Лука говорит, что он послал к Иисусу иудейских старцев, но это не противоречит словам евангелиста Матфея, который говорит, что сотник пришел сам. Дело было, вероятно, так: сначала он послал других, а потом, когда возвысилась опасность смерти, пошел сам и сказал:
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник не принес слуги на одре, веруя, что (Христос) может исцелить его и заочно.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Если я, говорит, будучи сам раб царя земного, повелеваю подчиненным мне воинам, то Ты тем более можешь повелевать смерти и болезням, так чтобы они одного оставили и обратились на другого, ибо телесные болезни суть воины и мстители у Бога. Вот почему Христос удивляется и говорит: Я и в израильтянах не нашел такой веры, как в этом язычнике. Иные же толкуют эти слова так: знаменитый между ветхозаветными патриархами Иаков, увидев досягающую до неба лествицу, по которой Ангелы Божии восходили и нисходили, признал, что Бог находится только на известном месте, а не везде, ибо сказал: «яко есть Господь на месте сем, аз же неведях» (слав.). И еще: «яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий» (слав.). Удивляется же Господь вере язычника, как весьма великой, и говорит: «и в Израиле не нашел Я такой веры», то есть в Иакове, какую в нем, ибо Иаков думал, что Бог есть только на месте том, а сей признал Меня вездесущим и всемогущим и сказал: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царство Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Не сказал, что многие язычники возлягут, чтобы не оскорбить иудеев, но сказал прикровенно – «с востока и запада». Об Аврааме упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета, в котором жил Авраам. Названием внешней тьмы показал, что есть и внутренняя тьма, легчайшая первой, ибо есть степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, поскольку им даны были обетования: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4, 22).