В этих двух притчах есть великая мудрость
В эти двух притчах есть великая мудрость:
1. Тот, кто ищет свет, он ищет его из чего-то, а не от себя; когда же свет угасает, он остается в своей изначальной темноте. Положение же лицемера такое: он свидетельствует о вере своим языком, но не верует или не испытывает любви своим сердцем к этому, его свет ровно такой, каким путем он изначально приобрел его.
2. Для того чтобы поддерживать огонь горящим, требуется топливо. Это топливо, подобно еде, которая приобретается для поддержки животной жизни. Также требуется топливо для поддержки света веры, а это – полезное знание и праведные дела. Если уберут это топливо, то свет потухнет.
3. Темнота бывает двух видов: постоянная темнота, которую не превосходит свет и временная темнота, которую превосходит свет. Последний из двух самый тяжелый для того, кто сталкивается с этим. Темнота неверующего – это первый вид, ибо они никогда не видели свет, темнота лицемера – это второй вид, ибо они увидели свет, а потом бросились в темноту.
4. Эта притча говорит об их положении в Следующем мире, там им дадут образный[61] свет, подобно их свету в этом мире. И, в то время, когда они будут нуждаться в нем как никогда, то он внезапно погаснет: они остановятся на Мосту, не имея возможности пройти его, ибо только те, которые имели стойкие света, смогут сделать это.
Этот самый свет вырабатывается только полезным знанием и правильными делами. Следовательно, притча, описывающая их положение в этом мире, соответствует их положению в Следующей жизни: когда перед тем как пройти по мосту, свет будет поделен между людьми, свет верующих останется, и свет лицемеров угаснет. Если кому либо становится это понятным, то тогда ему становится ясным, почему Аллах сказал: «Аллах лишил их света» (2:17), используя здесь частицу «ба»,а не сказав: «ЗахабаАллаху Нуурахум».
Для детального разбора кто-либо может почитать хадис, собранный Имамом Муслимом, переданный Абу Аз-Зубайром от Джабира ибн 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах. Джабиру ибн 'Абдуллах задали вопрос о [смысле аята, в котором говорится, что каждый человек неизбежно] подойдёт [к Аду] (19:71), и [Джабир] сказал:
«В День воскресения мы явимся [к месту сбора и займём место] на холме выше [других] людей. [Членов разных] религиозных общин одного за другим будут призывать их идолы и то, чему они поклонялись, а после этого к нам явится Господь наш и спросит: «Кого вы ждёте?» [Люди] станут говорить: «Мы ждём нашего Господа», и Он скажет: «Я — Господь ваш». [Люди] станут говорить: «[Откройся], чтобы мы посмотрели на тебя». Тогда Он предстанет перед ними, смеясь, а потом поведёт их, и они последуют за Ним. Он дарует свет каждому человеку из их числа, будь то лицемер или верующий, и [все] они последуют за [этим светом], а на [воздвигнутом] над Геенной мосту будут находиться крюки и колючки, которые станут хватать тех, кого пожелает Аллах Всевышний. [Через некоторое время] свет лицемеров будет погашен, после чего верующие спасутся. Первой спасётся группа численностью в семьдесят тысяч человек, лицо каждого из которых будет подобно луне в полнолуние, [и ни у кого из них] не потребуют отчёта. За ними последуют люди, [лица которых будут] светиться как небесные звёзды, и это [продолжится до тех пор, пока] не будет позволено заступаться [за грешников]. И люди будут заступаться [за них], пока из Огня не выйдет [каждый человек], который говорил «Нет бога, кроме Аллаха» и в сердце которого было благо весом [хотя бы] с ячменное зерно. А потом [этих людей] поместят перед Раем, обитатели которого станут брызгать на них водой, и те начнут прорастать, как прорастает то, что приносит с собой поток, а следы, что оставит на них Огонь, исчезнут. После этого, [каждый из них] будет обращаться [к Аллаху] с просьбами, пока [каждому] не будет даровано [нечто, равное всему] миру дольнему, и ещё десять подобий [этого мира]»[62].
Тщательно поразмышляй над его словами: «...а потом поведёт их, и они последуют за Ним. Он дарует свет каждому человеку из их числа, будь то лицемер или верующий...», так же поразмышляй над Его словами: «Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят.» (2:17),а потом поразмышляй об их положении, когда их свет погаснет и останутся они на краю тьмы, в то время как верующие продолжат следовать за своим Господом. Поразмышляй о его словах в хадисе, да благословит его Аллах и приветствует, о заступничестве: «каждый последует за тем, чему он поклонялся»[63], многобожник последует за своим богом и человек Единобожия[64], последует за Аллахом.
Поразмышляй над Его словами,
В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого.[Аль Калам (68):42]
Он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул этот аят в хадисе заступничества. В хадисе говорится: «...и Он обнажит свою голень», этим становится ясно, что в аяте говорится именно об Его голени. Поразмышляй об этом всём и ты придешь к пониманию секрета из всех секретов Таухида, к пониманию Корана и к тому, как Аллах обращается с людьми Таухида, по сравнению с людьми ширка.
5. В первой притче говорится о их приобретении темноты, которая подобна неправильному руководству и заблуждению, что является противоположным верному руководству. Вторая притча, говорит об их приобретении страха, которому противоположны надежность и безопасность. Лицемеры лишены и того и того, они не на правильном пути и не находятся в безопасности,
Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем.[Аль Ан’ам (6):82]
Ибн Аббас и другие толкователи сказали: «Лицемерие этих людей, подобно человеку, который под страхом разжег огонь в темноте. Он греется и видит, что вокруг него, и чувствует себя в безопасности от того чего боялся; но вдруг, огонь погасает и он, снова находится в темноте, в положении страха и полного замешательства. Лицемеры, внешне засвидетельствовав свою веру, обезопасили свое имущество и детей, женятся на верующих, наследуют от них, и приобретают долю из трофеев. Вот это и есть их свет, но, когда они умрут, они снова окажутся в темноте и в страхе».
Муджахид сказал: «Огонь, который освещает им, означает то, что они идут в сторону Мусульман и правильному руководству. Они были лишены света – означает то, что они идут к многобожию и ложному руководству».
Приобретение света и его лишение объясняются по разному: в этом мире, или жизнь в могиле, или в Следующем мире. Правильное мнение то, что это происходит во всех трех стадиях жизни, ибо они расплачиваются за свою жизнь в этом мире, в трех стадиях жизни:
Это будет подобающим возмездием.[Ан Наба’ (78):26]
Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами.[Фуссылат (41):46]
В день воскресенья, человек пожнет то, что посеял в этом мире, поэтому этот день называется “День Возмездия”.
А кто слеп в этом мире, тот будет также слеп в Последней жизни и окажется еще более заблудшим.[Аль Исра (17):72]
Аллах увеличивает приверженность прямому пути тех, кто следует прямым путем.[Марьям (19):76][65]
Возвращаясь к нашему обсуждению.., Аллах, Благословен Он и Велик, в сурах Аль Бакара, Ар Раад и Ан Нуур, выдвинул две притчи, одну про огонь, а другую про воду. Это потому, что жизнь исходит из воды и света; тем самым, сердце верующего – это живущее и озаренное сердце, тогда как, сердце лицемера – мертвое и черное. Аллах, Велик Он, говорит:
Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?[Аль Ан’ам (6):122]
Не равны слепой и зрячий, мраки и свет, тень и зной. Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле.[Фатыр (35):19-22]
По этой причине, Он счёл живыми тех, которые следуют Его руководству и озарили себя Его светом, они те, которые взяли убежище в укрытии, которая защищает их от сомнений, неправильного руководства, нововведений и ширка[66]. А тех, которые не поступают таким образом, Он счёл их слепыми и мертвецами, погрузившиеся в зное неверия, ширка и неправильного руководства, которые поглощены тьмой слой за слоем.
Аллаху известно лучше[67]!
Приложение