Столпы молитвы
Столпов молитвы — четырнадцать: стояние по мере возможности, такбира аль-Ихрам, чтение "аль-Фатихи", поясной поклон, поднятие из него, земные поклоны, которые совершаются на семь частей тела, выпрямление из них, сидение между двумя земными поклонами, спокойствие при совершении всех столпов, соблюдение последовательности, последний ташаххуд, сидение для него, благословение пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), два приветствия.
Первый столп — стояние по мере возможности. На необходимость этого указывает высказывание Всевышнего: "Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте пред Аллахом с усердием" (аль-Бакара 2:238).
Второй столп — такбира аль-ихрам (произнесение слов возвеличивания Аллаха после которого молящийся вступает в священное состояние молитвы). На необходимость её указывает хадис "Молящийся вступает в запретное состояние молитвы после возвеличивания ал паха и выходит из него после приветствия" После нее следует читать дуа аль-Истифтах (открывающую молитву), и это относится к сунне: "О Аллах! Свят Ты и хвала Тебе! Благословенно Имя Твоё! Славно величие Твоё” Нет Божества, кроме Тебя!"
"О Аллах! Свят Ты" — О Аллах' Ты далёк от всякого несовершенства достойным Твоему величию образом;
"Хвала Тебе" — я восхваляю Тебя;
"Благословенно Имя Твоё" — благословение достигается через упоминание имени Твоего;
"Славно величие Твоё" — благословение Твоё безгранично,
"Нет божества, кромеТебя" — ни на земле, ни на небесах нет достойного поклонения, кроме Тебя, о Аллах!
Затем следует сказать. "Прибегаю к покровительству Аллаха от шайтана, побиваемого камнями"
"Прибегаю к покровительству" означает: я ищу убежища и спасения у Тебя, о Аллах, от шайтана, побиваемого камнями, изгнанного, отделённого от милости Аллаха, чтобы не нанёс он вреда ни моей вере, ни моей мирской жизни.
Чтение "аль-Фатихи" является столпом в каждом ракате, о чём свидетельствует хадис: "Нет молитвы у того, кто не прочёл суру, открывающую Книгу ("аль-Фатиху")37 Она является матерью Корана38
"Именем Аллаха Милостивого, Милосердного" — благословение и мольба о помощи,
"Хвала Аллаху..." Хвалой “аль-хамд” называется похвала, и первые две буквы слова — "алиф" и "лям" — показывают совокупность всех достоинств и похвал. А похвала за блага, которые Аллах заложил в нас, например. за красоту, в арабском языке называется не “хамд”, а “мадх".
'Господу миров.,," Господом называется Достойный поклонения, Творец, Владыка, Правитель, который сотворил и позаботился о всех творениях по Своей милости. К мирам, ко вселенной относятся все, кроме Аллаха, ибо Он — Господь всего.
"Милосердному" — указывает на общее милосердие Аллаха ко всем творениям.
"Милостивому" — указывает на общее милосердие Аллаха в отношении верующих. Доказательством этого является высказываение Всевышнего: "Он милостив к верующим" (аль-Ахзаб 33:43)
"Хозяин судного дня" — дня воздаяния и отчёта, когда каждому воздается за его дела: за благие — благом, а за злые — злом. Об этом сказал Всевышний. "Что же даст тебе знать, что такое День суда? И затем, что же даст тебе знать, что такое День суда? — в тот День душа не сможет ничего сделать для другой души, и власть в тот день принадлежит Аллаху" (аль-Инфитар 82:17-19). Об этом сказал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир): "Проницателен тот, кто покоряет свою душу и работает для того, что после смерти, и беспомощен тот, чья душа последовала за своими страстями и тешит себя надеждой на Аллаха."39
"Тебе Одному мы поклоняемся" — не поклоняемся никому, кроме Тебя. Завет междурабом и его Господом состоит в том, чтобы раб не поклонялся никому, кроме Него.
"И у тебя Одного просим помощи" —завет между рабом и его Господом состоит в том, чтобы раб не просил помощи ни у кого, кроме Аллаха,
"Веди нас по дороге прямой" — направь нас, наставь нас и утверди нас на дороге Ислама, дороге посланника, дороге Корана, полной истины, в которой нет заблуждения,
"По дороге тех, кого Ты облагодетельствовал" — тех, к кому Ты обратил милость Свою. Всевышний Аллах сказал: "А кто повинуется Аллаху и посланнику (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир), то они — вместе с пророками, праведниками, шахидами (павшими мучениками), благочестивыми, которым Аллах оказал милость. И сколь прекрасны они как товарищи" (ан-Ниса 4:69).
"Не тех, кто находится под гневом" — ими являются иудеи, которые обладают знанием, но не следуют ему, Мы просим Аллаха, чтобыОн отдалил нас от их дороги!
"И не заблудших" — ими являются христиане, которые поклоняются Аллаху, находясь в невежестве и заблуждении. На заблудших указывает высказывание Всевышнего: "Скажи: "Не сообщить ли мне вам про потерпевших наибольший убыток в делах, — тех, усердие которых заблудилось в жизни ближней, и они думают, что они творят благое" (аль-Кахф 18:103-104).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Поистине, вы следуете путями тех. которые были прежде вас, в точности подражая им во всем."40 И даже если они залезут в кору ящерицы41, то и тогда вы последуете за ними". Его спросили: "О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?" Он сказал: "А кто же ещё".42 Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В другом хадисе посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Иудеи разделились на семьдесят одну группу, христиане разделились на семьдесят две группы, а эта община разделится на семьдесят три группы, и все они окажутся в Огне кроме одной" Мы спросили: "Кто они, о посланник Аллаха?" Он ответил: "Это те, кто последовал за мной и моими сподвижниками”.43
Поясной поклон, поднятие из него, земной поклон, совершаемый на семь частей тела, выпрямление из него, сидение между двумя земными поклонами. Всевышний Аллах сказал: "О вы, которые уверовали"' Кланяйтесь и падайте ниц... (аль-Хаджж 2277). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Мне повелено совершать земной поклон на пять костей”.44
Спокойствие при совершении всех положений. Соблюдение последовательности между столпами Абу Хурайра рассказывал "Когда мы сидели около пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), вошел человек, совершил молитву и поприветствовал пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир). Он сказал "Вернись и соверши молитву, потому что ты не совершил её". И это повторилось трижды. Потом этот человек сказал: "Клянусь тем, кто послал тебя пророком с истиной, я не знаю лучшего, чем это, научи же меня". Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал ему. "Когда ты встаешь на молитву, возвеличь Аллаха, затем прочти то. что можешь из Корана, затем соверши поясной поклон, пока не успокоишься, затем поднимись, пока не выпрямишься стоя, затем соверши земной поклон, пока не успокоишься, затем поднимись, пока не сядешь спокойно, затем совершай это в течении всей молитвы".
Последний ташаххуд также является обязательным столпам Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: "До того, как ташаххуд был предписан нам обязательным, мы говорили: "Мир Аллаху от Его рабов, мир Джибрилю и Микаилу. И пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал "Не говорите: "Мир Аллаху от Его рабов", — потому что Аллах есть мир, но говорите: "Приветствия, молитвы и благие слова — Аллаху: мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение! Мир — нам и праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник."45
"Приветствия" — объединяет всякое возвеличивание Аллаха, которое принадлежит Ему и которого Он достоин, такое как поклон, поясной поклон, земной поклон и всё, чем раб возвеличивает Господа миров — Аллаха Тот, кто обращает что-либо из этого не Аллаху, является язычником и неверным.46
"Молитвы" — все благие воззвания. Некоторые комментаторы считали, что имеются в виду пять обязательных молитв.
"Благие слова" — Аллах Благой, и принимает только благие речи и деяния.
"Мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословение" — молитва за благополучие пророка (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) и ниспослание ему милости и благословения Тот кто молитсяза пророка, не молится ему наряду с Аллахом,
"Мир — нам и праведным рабам Аллаха" — мольба за благополучие самого себя и всех праведных рабов на небесах и на земле. Мир — это благая молитва. Рабы должны молитсяза праведников, а не молится им наряду с Аллахом.
"Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Одного, у которого нет сотоварища" — принесение свидетельства полной убеждённости в том, что ни на земле, ни в небесах нет достойного для поклонения, кроме Аллаха.
Свидетельство о том, что Мухаммад — посланник Аллаха, утверждает то, что он является рабом, которому не поклоняются, и посланником, которого нельзя считать ложным, а необходимо подчиняться ему и следовать за ним. Аллах прославил его как раба. На это указывает высказывание Всевышнего: "Благословен тот, который ниспослал Различение Своему рабу, чтобы он стал для миров проповедником" (аль-Фуркан 25:1).
"О Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и род Ибрахима. Поистине, Ты — Восхваляемый, Славный!" — мольба о благословении Аллаха и Его похвале, Своему рабу на верховном сонме. Аль-Бухари в ас-Сахихе передал хадис от Абу аль-Алийи: "Благословение Аллаха — это похвала Его Своему рабу на верховном сонме". Некоторые комментаторы считали, что это — милость Аллаха. Но верным является первое мнение. На ангелах лежит обязанность просить прощение, а на людях — взывать к Аллаху.
После этого молящийся просит Аллаха ниспослать благодать Его посланнику. Следующие слова и действия в молитве относятся к сунне.
Обязательных предписаний молитвы (ваджибат) — восемь. Возвеличивания Аллаха, кроме такбиры аль-Ихрам, слова “свят Великий Аллах” в поясном поклоне, слова "Аллах слышит того, кто восхваляет Его", которые следует говорить имаму и молящемуся отдельно, слова "свят Высокий Аллах" в земном поклоне, слова “Господи, прости меня” между двумя земными поклонами, первый ташаххуд и сидение для него.
Столпом молитвы является то, что аннулирует молитву, если молящийся пропустит его, будь то по ошибке или преднамеренно, обязательным предписанием является то, что аннулирует молитву, если молящийся пропустит его преднамеренно. Если же он пропустит его по Ошибке, то он должен совершить два земных поклона (ас-суджуд ас-сахв). И Аллах знает всё лучше!