Девять условий молитвы
Это — ислам, разум, совершеннолетие, удаление осквернения, удаление нечистот, покрытие срамных мест, наступление времени молитвы, обращение лицом кКибле, намерение (самое важное условие).
1. Ислам, которому противоречит неверие. Деяния неверных отвергаются какими бы они ни были, и об этом сказал Всевышний "Не годится многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствую о неверии против самих себя. Тщетны деяния их, и в огне они пребудут вечно" (ат-Тауба 9:17). Всевышний также сказал:
"И подошли мы к тому из дел, что они творили, и обратили это в прах развеянный" (аль-Фуркан 25:23)
2. Разум, которому противоречит безумие. Перо, записывающее деяние безумного, поднято, пока сознание не вернётся к нему. На это указывает хадис: "Поднято перо у трёх: спящего, пока он не проснётся, безумного, пока к нему не вернётся сознание, и ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия".29
3. Совершеннолетие, которому противоречит детство. Ребёнку повелевается совершать намаз, начиная с семи лет Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) сказал: "Повелевайте своим сыновьям совершать молитву с семи лет и бейте их за ослушание в этом с десяти пет и отделяйте их ложа."30
4. Удаление осквернения, и это — общеизвестное ритуальное омовение, которое обязательно после осквернения. Оно имеет десять условий: ислам, разум, совершеннолетие, намерение (оно должно сохраняться в течение не должен намереваться прервать его до полного завершения, ибо подобное требует повторного омовения омовение или очищение камнем в отхожем месте, чистота воды, право пользования ею и удаление всего, что препятствует попаданию воды на кожу, наступление времени молитвы для тех, кто постоянно нарушает состояние ритуальной чистоты. Обязательными элементами омовения являются омовение лица, в которое входят полоскание рта и носа (границами лица, в которое входят корни волос головы и подбородок, а горизонтально — края ушей), омовение рук до локтей, обтирание всей головы, а к ней относятся и уши: омовение ног до щиколоток, соблюдение последовательности и непрерывность. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: "О вы, которые уверовали! Когда встаёте на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и мойте ноги до щиколоток" (аль-Маида 5:6). Доказательством необходимости соблюдения последовательности омовения является хадис "Начинайте с того. с чего начал Аллах".31 Этот хадис указывает и на необходимость непрерывности омовения. Когда пророк (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) увидел человека, на стопе которого остался кусочек размером в дирхам, на который не попала вода, он повелел ему повторить омовение "32
К основным предписаниям омовения относятся упоминание имени Аллаха и зикр."33
Омовение делают недействительным восемь деяний:
- Выделения из половых органов и анального отверстия
- Выделение скверны и грязи из тела.
- Потеря сознания,
- Прикосновение к женщине с вожделением.
- Прикосновение к половым органам и анальному отверстию ладонью.
- Употребление в пищу верблюжьего мяса.
- Купание покойника.
- Отвращение от Ислама — да упасёт нас Аллах от этого!
5. Покрытие запретных мест Учёные единодушны в том, что молитва того, кто совершал её нагим, имея возможность одеться, испорчена. Граница запретных мест у мужчин — от пупка до колен, также как и у рабынь. У свободных женщин все тело, кроме лица, является запретным. На это указывает высказывание Всевышнего:
"О сыны Адама! Прикрывайте свои украшения у каждой мечети" (аль-Араф 7:31). Это значит: перед каждой молитвой.
6. Наступление времени молитвы, на что указывает хадис Джибриля, мир ему, о том, что он возглавлял групповую молитву с пророком (да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир) при наступлении времени молитвы и окончании его, а затем сказал "О Мухаммад! Молитва совершается в этом промежутке времени".34 Всевышний сказал: "Поистине, молитва предписана для верующих в определённое время" (ан-Ниса 4:103). В аяте имеется в виду, что молитва является обязательным предписанием в определённое время. Указанием на времена совершения молитв является высказывание Всевышнего: "Выполняй молитву при склонении солнца к мраку ночи, а Коран — на заре Поистине, Коран на заре имеет свидетелей!" (аль-Исра 17:78).
7. Обращение лицом к Кибле. На необходимость этого указывает высказывание Всевышнего: "Мы видим, как ты поворачиваешь своё лицо по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же своё лицо в сторону запретной мечети, И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в её сторону" (аль-Бакара 2:144).
8. Намерение в сердце. Произнесение его языком является ересью, и об этом свидетельствует хадис:
"Поистине, все дела определяются по намерениям и каждый получитза то, к чему стремился".35